Лидия Валерьевна Селедцова
Методические рекомендации «Какие чувства передаёт музыка?»
▼ Скачать + Заказать документы
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться своим материалом.
Характеристика эмоционально-образного содержания музыки является наиболее уязвимым моментом в работе с дошкольниками. Дети без труда определяют моменты изобразительности ( "здесь как будто падают листочки", "журчит ручеёк", "капает дождик", "чирикает птичка",выделяют отдельные средства выразительности (темп, динамику, регистр, форму). Однако их высказывания о характере музыкального произведения, чувствах, настроениях, выраженных в нём, не отличаются разнообразием. Часто встречающееся в практике деление музыки только на весёлую и грустную примитивизирует, обедняет её восприятие!
Публикация «Методические рекомендации „Какие чувства передаёт музыка?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Музыка может выражать не только самые различные эмоциональные состояния человека, но и их тончайшие нюансы. Ведь даже в пределах одного настроения существует целая гамма оттенков. Весёлая музыка может быть и
торжественной, праздничной, и шутливой, беззаботной, и нежной, танцевальной, а грустная -и нежно-задумчивой, мечтательной и скорбной, трагической. Торжественная музыка бывает окрашена радостью, светом,
но бывает и торжественная скорбь.
Что представляют собой слова, характеризующие эмоционально-образное содержание музыки. и каково их место в лексиконе детей?
Характеристики "нежная", "задумчивая", "тревожная", "весёлая",
"взволнованная", "радостная" являются словами-образами. Это затрудняет применение их детьми, так как слова употребляются в непривычных для дошкольников значениях (например, словосочетания: "светлая бумага" и "светлая музыка", "решительный человек" и "решительная музыка").
Именно образные характеристики вызывают эмоционально-эстетический отклик, представления о художественных образах, близких музыке. А ведь действительно, само музыкальное искусство располагает к образной речи.
"Слово должно настроить чуткие струны сердца.
Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке" В. А. Сухомлинский
- А предлагаемый ниже словарь, характеризующий эмоционально-образное содержание музыки, поможет существенно обогатить речь и развить музыкальное восприятие ваших воспитанников.
(Весёлая-радостная, игривая, задорная, звонкая, озорная, шутливая, бойкая, смешная, забавная, резвая, прыгучая, скачущая, солнечная, сверкающая, танцевальная, плясовая, улыбающаяся.
Грустная-печальная, жалобная, тоскливая, скорбная, хмурая,
обиженная, плачущая, просящая.
Нежная-ласковая, задумчивая, мечтательная, лёгкая, светлая, прозрачная.
Спокойная-добрая, приветливая, неторопливая, убаюкивающая,
колыбельная, мягкая, плавная, гладкая, напевная, протяжная, хороводная.
Торжественная -праздничная, бодрая, важная, маршевая, чёткая, гордая, отчётливая, могучая, победная.
Мужественная-бесстрашная, боевая, смелая, отважная, решительная, сильная, богатырская, грозная, военная, солдатская, суровая, строгая,
уверенная, храбрая, твёрдая.
Взволнованная- встревоженная, стремительная, вьюжная, метельная,
ненастная, тревожная, беспокойная, торопливая.
Серьёзная-сдержанная.
Таинственная-сказочная, волшебная, колючая, пугливая, опасливая,
осторожная, настороженная, загадочная, отрывистая, острая,
подкрадывающаяся.
Страшная-злая, грубая, тяжёлая, сердитая, недовольная, тёмная.
-Спасибо за внимание!