Белякова Ольга
Активизация мыслительной деятельности и развития элементарных математических представлений вне занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Активизация мыслительной деятельности и развития элементарных математических представлений вне занятий».
Я хочу поделиться своим опытом и рассказать об активизации мыслительной деятельности и развития элементарных математических представлений у дошкольников вне занятий.
Опять…. Математика
Публикация «Активизация мыслительной деятельности и развития элементарных математических представлений вне занятий» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Интонация, с которой ребёнок произносит эти слова, может послужить показателем его отношения к математике.
Математика всегда остаётся для учеников трудной работой.
А для дошкольников?
Они не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом.
Задача педагога - дать ребёнку почувствовать, что он может понять, обыграть игровые ситуации, преодолеть ситуации с элементами соревнований, познать радость преодоления трудностей. Эти вопросы ставят и решают учё ные педагоги: Т. Ерофеева, А. К. Бондаренко, Е. В Колесникова. С опытом их работы я знакомилась в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», их опыт работы стараюсь применять в своей работе.
Важное место в обучении дошкольников математике отводится игре. Игровые ситуации, чтение отрывков художественной литературы мотивируют и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Используя разнообразные методы и приёмы (наглядно-практические, игровые, дидактические, словесные, сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием, дети применяют полученные знания на занятия по ФЭМП, также развивают самостоятельную познавательную активность.
Важным в процессе обучения дошкольников математике считается игра. Эффективным это становится в том случае, если применяется в нужном месте, в нужное время.
Я применяю эти игры в режимных моментах, в свободной игровой деятельности. Знания, данные в форме игры, усваиваются быстрее и легче, чем те которые сопровождены с долгими бездушными упражнениями. Мы, взрослые иногда забываем, что любые самые сложные вещи можно преподнести ребёнку в такой увлекательной форме, что он будет просить познакомить с ними еще раз.
При этом важно использовать игры так, чтобы сохранить элементы познавательного, учебного и игрового общения.
В своей работе по обучению детей математике использую очень много математических игр. С их помощью уточняются и закрепляются представления детей о числах, о геометрических фигурах, о временных отношениях.
Игры также способствуют развитию наблюдательности, памяти, мышления, развитию речи. Виды игр могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, использование наглядного материала, презентаций, позволяют не только разнообразить игру, но сделать её привлекательной.
Для приобщения детей к игровому взаимодействию с целью обогащения математических представлений мне помогает, созданная мною «Математическая игротека».
Разнообразные игры позволяют мне проводить работу, как со слабыми детьми, так и с сильными. В ходе игр малоактивные, замкнутые дети, становятся уверенными, заинтересованными, игры помогают им преодолеть стеснительность. Слабым детям незаметно для них даю более лёгкие задания, чем сильным.
В своей работе с родителями также использую «Математическую игротеку».
Родителям предоставляется возможность принимать участие в играх в роли равноправного партнёра, обычно это происходит в вечернее время, когда родители приходят за детьми. В это время стараюсь планировать «Конкурсы», «Викторины», «Поле чудес», «Кроссворды» и др.
В процессе игры родители знакомятся с достижениями своих детей по математике. Также в родители вместе с детьми могут выбрать понравившуюся игру и взять её домой. Во время игр закрепляются математические представления и умения.
Дети также приносят из дома свои игры и все желающие в свободное время играют в них, после чего игру возвращаем обратно ребёнку.
В работе с родителями использовала презентацию опыта работы «Учимся играя», где я, представила разнообразные математические игры, пособия, раскраски. Родители заинтересовались и стали приобретать те игры и пособия, которые развивают мыслительную активность ребёнка.
Для математического развития ребёнка у меня в группе много настольно-печатных игр, но и словесных: «Назови соседа», «Какое число спряталось», «Путаница», «Назови число больше (меньше) и т д.
Математические знания детей стараюсь закреплять в повседневной жизни, во время сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Больница», игровые ситуации, кукольный театр.
Также в своей работе использую художественное слово, которое способно обогатить математическое образование дошкольников «Буратино». «Цветик семицветик», «Муха-Цокотуха», Стихи, считалки и т. д
При знакомстве с величиной использую сказочных героев «Малыш и Карлсон», «Каравай» с понятием (уже, шире, ниже, выше, «Волк и семеро козлят» -закрепление количественного и порядкового счета, «Три медведя»-закрепление величин и счета.
В своей работе использую математические досуги, игры соревнования, при составлении которых использую дидактические игры, художественное слово, загадки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы. Досуги строятся на игровых видах познавательной деятельности, на знакомом материале. Главное совместная деятельность взрослого и детей, возможность проявить смекалку и работать в одной команде.
Каждый праздник, досуг, викторина являются экспромтом для детей, полным сюрпризом и неожиданностью, при такой работе по ознакомлению дошкольников с математикой, решаются любые ситуации.
Коллективные переживания, совместное обсуждение поиск и нахождение ответов, дает возможность детям раскрыть свои знания, умения и воображение.
Научить ребёнка учить и учиться с интересом и удовольствием, познавать математику и полюбить ее, верить в свои силы- это главная моя задача по активизации мыслительной деятельности детей, по развитию математических представлений вне занятий.