Ирина Битюкова
Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций
▼ Скачать + Заказать документы
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к сознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.
Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поисках ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность дает метод проектов (проектное обучение, позволяющий педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.
Публикация «Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций» размещена в разделах
О перспективности метода проектов свидетельствуют те факты, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно – поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае означает – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.
В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции; использование метода в обучении дошкольников – подготовительный этап для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи (приложение 5).
Проекты, вне зависимости от вида (творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентировочные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Специфика использования метода проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо "наводить" ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей (приложение 6).
В образовательной практике выделяются следующие этапы работы над проектами
1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
2. Разработка проекта, план деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью (педагогу, родителю);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы (оборудование, пособия) использовать;
- с какими предметами научиться работать.
3. Выполнение проекта (практическая часть).
4. Публичное представление продукта проектной деятельности.
5. Подведение итогов, определение задач для новых проектов.
Темой проектов могут стать определенный раздел образовательной программы, программы дополнительного образования. Но если тема возникла по инициативе детей, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых (приложение 7).
Чаще всего проектная деятельность начинается с вопросов: Что я уже знаю об этом? Что хочу узнать? Что надо для этого сделать?. Затем педагоги и дети намечают план, определяют продукт и вид презентации.
Задачи обучения проектной деятельности для каждого возраста дошкольников различны. Например, А. И. Ромашкина определяет это следующим образом.
Младший дошкольный возраст:
- вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты);
Старший дошкольный возраст:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией (приложение 8, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Проектная деятельность организуется в условиях ДОУ. Ведущий вид деятельности дошкольников – игра. Начиная с младшего возраста используются ролево – игровые и творческие проекты, что не противоречит, а лишь подчеркивает специфику проектной деятельности с дошкольниками. Например: "Моя любимая игрушка", "В гостях у сказки". В старшем дошкольном возрасте появляются соответствующие виды проектной деятельности.
Комплексные: выставка творческих работ и праздники: "Моя Родина – Россия", "Дорогая моя столица", "Космонавты живут на земле", "День птиц", "Осенняя пора", "Книжкина неделя".
Творческие: спектакль для малышей, вернисаж "Красивое своими руками", "Концерт для мам".
Практико-ориентировочные: благоустройство группы, оформление и уход за клумбой.
Индивидуальные: "Зверье мое", "Моя семья".
Групповые: "Нам на улице не страшно", "В стране математики", "Мы любим спорт".
Исследовательские: "Почему дети болеют?", "Что мы знаем о воде?", "День и ночь", "Здоровое питание","Как растет горох" и др.
К оценке конечного продукта и рефлексии промежуточных результатов привлекаются дети.
Рефлексия способствует осознанному выполнению деятельности, развитию таких личностных качеств, как ответственность, настойчивость, инициативность и др. Совместный проект обязательно должен быть доведен до конца (игра, книжка-малютка, макет, выставка, альбом, праздник и др.) Ребенок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда.
Проектная деятельность может быть зафиксирована в виде традиционного плана воспитательно – образовательной работы с пометкой "проект".В таблице 12 показана специальная проектная карта, в которой указываются виды коллективной деятельности, через которые реализуются отдельные этапы (задачи) проекта.
В образовательной практике используется матрица проекта.
Матрица проекта.
1. Название проекта___
2. Тематическое поле___
3. Проблема ___
___
4. Цель ___
5. Задачи___
6. Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта)___
___
7. Описание продукта, полученного в результате проекта ___
___
___
8. Вид проекта___
9. Состав участников___
10. Межпредметные связи.
Название раздела программы Содержание Задачи
11. Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта
12. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
13. Планируемое время на реализацию проекта по этапам.
Этап Содержание деятельности Сроки
Поисковый
Аналитический
Практический
Презентационный
Контрольный
14. Организационные формы работы над проектом.
Формы работы Название Сроки
Занятия
Наблюдения
Экспериментирование, моделирование
Экскурсии
Самостоятельная работа с родителями
Групповое обсуждение
15. Форма проведения презентации.
Проектная карта.
Таблица №12
Основные виды деятельности детей, организация которых обеспечивается воспитателем
Понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
суббота
Занятия
Наблюдения (экскурсии, прогулки)
Рассказывание
Экспериментирование, моделирование
Дидактические игры
Художественная деятельность
Театрализованные игры
Конструирование
Спортивные игры