Елена Зотова
Внедрение программы Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки» в непосредственно-образовательную деятельность детей
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный целевой проект преобразования профессиональной деятельности «Внедрение программы Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки» в непосредственно-образовательную деятельность детей старшей группы».
Зотова Елена Александровна
Воспитатель, МБДОУ д/с № 181,
город Самара.
Проблема:
По программе М. А. Васильевой педагог знакомит детей с образованием числа 10, учит количественному и порядковому счету, но не знакомит детей с цифрой. Как познакомить детей и с числом и с цифрой?
Цель:
Публикация «Внедрение программы Е, В, Колесниковой „Математические ступеньки“ в непосредственно-образовательную деятельность детей» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Ознакомление детей старшей группы с цифрами и способами их написания.
Задачи:
- приобретение программы Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки»,
- ознакомление с программой,
- согласование с методистом ДОУ,
- приобретение рабочих тетрадей и демонстрационного материала,
- включение программы в непосредственно-образовательную деятельность.
Результаты.
Сроки.
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что дети должны знать и уметь намного больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, поэтому постоянной заботой педагога является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.
Модернизация системы дошкольного образования, как определено в Конвенции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., является основой экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Модернизация затрагивает структуру, содержание, технологии воспитания и обучения на всех уровнях образовательной системы. Представлена современная модель образования, ориентированная на повышение качества образования. Обществу необходимы профессионалы, самостоятельно принимающие ответственные решения, способные к инновациям и сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом и конструктивностью.
Итак, сущность нововведений дошкольных образовательных учреждений различного уровня определяется содержанием и спецификой профессиональной деятельности предлагает включение педагога в обширную работу по созданию, освоению и использованию педагогических инноваций воспитания и развития детей, создания определенной развивающей среды и развития культуры педагога. В связи с этим выбор темы: «Внедрение программы Е. В. Колесниковой
«Математические ступеньки» в непосредственно-образовательную деятельность» является не случайным.
В процессе работы в ДУ по программе М. А. Васильевой я заметила, что при формировании элементарных математических представлений дети не знакомятся с цифрой. Поэтому для преобразования своей профессиональной деятельности я решила изучить программу Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки».
- Изучив программу, я сделала вывод, что
1. Программа уже более 10 лет используется в работе дошкольных образовательных учреждениях, лицеях, гимназиях, родителями и дает высокие результаты при подготовке детей к дальнейшему обучению в школе.
2. Это целостная система математического развития ребенка, в которой решающая роль принадлежит именно его деятельности.
3. При разработке программы использовались теории А. В. Запорожца о самоценности дошкольного детства, Д. Б. Эльконина о ведущей роли в психическом развитии ребенка, Л. С. Выготского о развивающем обучении.
- Программа содержит три составляющие, с помощью которых педагог осуществляет свою работу с детьми в определенной системе и последовательности.
1. Учебно-методические пособия для педагога, в которых даны развернутые методические рекомендации. Они не являются строгой инструкцией, а представляют собой необходимый для работы дидактический материал.
2. Рабочие тетради с развивающими заданиями, при выполнении которых дети будут последовательно усваивать поставленные задачи.
3. Рабочая тетрадь с диагностическими заданиями, с помощью которой определяется уровень усвоения программы каждым ребенком и степень эффективности данной методики.
Основные направления математического развития детей старшей группы (5-6 лет):
- Количество и счет.
- Величина.
- Геометрические фигуры.
- Ориентировка в пространстве.
- Ориентировка во времени.
- Логические задачи.
Переход в старшую группу - важная ступень в психическом развитии ребенка. В этом возрасте повышается уровень произвольного управления поведением, что положительно сказывается на развитии психических процессов, внимания, памяти, мышления, речи.
В старшей группе предусматривается значительное усложнение программных задач в каждом из разделов.
Количество занятий в старшей группе, как и в средней – 32, но увеличивается длительность проведения до 25-30 минут, возрастает и количество заданий.
Обязательным условия выполнения программы в старшей группе является повторение пройденного материала. В средней группе дети познакомились с числами от 1 до 5, способами их образования. После повторения пройденного материала дети знакомятся с числами и цифрами от 6 до 10, учатся их писать.
На основе знакомых понятий (больше, меньше, равно; чтобы увеличить число, надо прибавить один, а чтобы уменьшить- отнять один, дети знакомятся с математическими знаками +, _, =, <, > и их написанием.
- Для успешного математического развития детей по этой программе необходимо приобрести:
1. Демонстрационный материал: Математика для детей 5-6 лет М. ТЦ Сфера, 2007
2. Математика для детей 5-6 лет: Методическое пособие: 2-е издание, переработано и дополнено М. ТЦ Сфера, 2000-2007
3. «Я считаю до десяти» : Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет: 2-е издание переработано и дополнено М. ТЦ Сфера, 2000-2007.
Результаты:
К концу года дети научаться:
- считать по образцу и названому числу в пределах десяти;
- понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;
- писать цифры от 1 до 10;
- пользоваться математическими знаками +, _,=,<, >;
- записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;
- соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
- различать порядковый и количественный счет;
- рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;
- называть последовательно дни недели, месяцы,
- ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;
-решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
- понимать задание и выполнять его самостоятельно; проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;
- самостоятельно формулировать учебные задания.
Сроки реализации проекта: 09.2012- 05.2013 г.