Наталья Казанцева
Метод проектов-как один из методов интегрированного обучения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Метод проектов-как один из методов интегрированного обучения дошкольников
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает и поэтому познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.
Наверное, во всех дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, воспитатели, узкие специалисты и педагоги дополнительного образования используют методы проблемного обучения. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер и поэтому-то взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитии познавательных, творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или же, иначе говоря, их интеграция [7].
Публикация «Метод проектов-как один из методов интегрированного обучения дошкольников» размещена в разделах
В соответствии с ФГТ образовательно-воспитательный процесс строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
Таким образом, интегрированный метод обучения является для дошкольных учреждений своего рода инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.
Интегрированное обучение базируется на положениях системного подхода о необходимости формирования у дошкольников системных знаний, о том, что только в таком качестве они приобретают личностно-значимый характер и эффективны в развитии и воспитании ребенка.
Вариативность использования интегрированного метода обучения довольно многообразна:
• Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием);
• Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности);
• Интеграция дополнительного образованияи воспитательно — образовательного процесса;
• Интеграция разнообразных видов искусств внутри художественно-эстетичесогого направления;
• Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
И именно интеграция на основе единого проекта представляет особый интерес [7].
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды. Ведущими педагогами, психологами доказано, что проектно-исследовательский метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в работе учителя начальной школы.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование метода проектов в ДОО с интеграцией в различных образовательных областях.
Один из принципов проектирования, так же как и интеграции является - определение сооотношения знакомого и нового материала. Метод проектов – в свою очередь, как инновационная педагогическая технология, ориентируется не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых [12].
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Другими словами, проектный метод это интегрированная деятельность детей, в результате которой предполагается получение определенного продукта и его дальнейшее использование [2].
Метод проектов - как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. При этом сохранять для детей форму занимательной, увлекательной игры.
Темы проектов могут быть самыми различными – как более конкретными (дома, игрушки, транспорт и др., так и достаточно абстрактными (дружба, мои права, превращения, как более близкими практическому опыту детей (животные, посуда, зима и др., так и удалёнными (космос, Олимпийские игры, море и др.). Тема проекта может быть определена по инициативе детей (что они хотят узнать, что их интересует, или по инициативе воспитателя (что воспитатели считают важным для развития ребёнка). Если тема инициируется взрослыми, то подбирается соответствующая возрасту мотивацию (иллюстрации, книги, предметы по теме, сюрпризные моменты, специально подобранные истории и т. п.) [8].
Изучив методическую литературу и познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, мы убедились в эффективности использования «метода проектов» в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с воспитателями и родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.
В практике нашего детского сада используется тематическое планирование. Темы многих проектов, реализуемых в ДОО сочетаются с темами, предусмотренными программой. Это позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний. Так, в нашем дошкольном учреждении было разработано ряд педагогических проектов : групповые: «Новый год», «Насекомые», «Давайте жить дружно» и т. д., общесадовые – «Во имя жизни» - приуроченный к 65 летию Дня Победы, «Агния Барто», «Наш любимый детский сад» - приуроченный к 90-летию нашего детского сада. Сейчас, работая по методу проектов уже более четырех лет, можно сделать следующие выводы:
1. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
2. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Это подтверждают социометрические исследования, проводимые ежегодно психологом ДОУ.
3. Педагоги дошкольного учреждения освоили идеи и методы проектной деятельности, могут использовать данную технологию в работе с детьми.
4. Изменился стиль общения взрослого с ребенком.
5. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.
Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994. – 97с.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.- 112с.
3. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание, № 3, 2003, с 20-24
4. Морозова Л. Метод проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад от А до Я № 2, 2006, стр. 124 -131.
5. Морозова Л. Д. Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, №5, 2009, стр. 9-11.
6. Правдов М. А., Бесшапошникова С. Ю. Управление проектами как инновационное направление профессионального развития педагога дошкольного образовательного учреждения // Детский сад от А до Я, 2010, № 1, стр 140-147.
7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. В. Зуйкова. – М. : АРКТИ, 2005. – 96с.
8. Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении : Методическое пособие. – М. : Аркти, 2010. – 80с.
9. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб. : ООО «Издательство «Дестсво-Пресс», 2010.- 80с., илл.
Электронные ресурсы:
10. "Интегрированный подход к образовательному процессу в ДОУ"// www.moi-detsad.ru/.
11. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.»// https://www.edu.ru/.
12. Использование проектного метода в организации работы детского сада. https://rusedu.ru //.
13. Проект государственного стандарта дошкольного образования// http ://standart.edu.ru/.