Марина Целикова
Место подвижной игры в режиме дня и особенности методики ее проведения
Место подвижной игры в режиме дня
и особенности методики ее проведения.
Подвижные игры как самостоятельная форма организации физического воспитания широко используются в детском саду. Они проводятся со всеми детьми одновременно несколько раз в день: утром до завтрака, во время пребывания детей на воздухе в утренние часы (после завтрака) и в вечерние часы (после полдника). Кроме того, дети могут играть самостоятельно.
При подборе игр учитывается предыдущая и последующая деятельность
Публикация «Место подвижной игры в режиме дня и особенности методики ее проведения» размещена в разделах
детей, время проведения, метеорологические условия.
Разучивание новой подвижной игры целесообразно проводить в первую половину дня. После спокойных занятий (рисование, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера (в начале прогулки). Можно провести две игры : одна должна быть с большой нагрузкой, другая — спокойная. После музыкальных и физкультурных занятий рекомендуются игры средней подвижности (в конце прогулки).
При организации игр следует также помнить, что игры более подвижного характера целесообразно проводить через 25—30 минут после принятия пищи и нельзя их планировать перед едой. Слишком большой эмоциональный подъем, физическая нагрузка вызывают утомление, повышают возбудимость, что отрицательно может сказаться на аппетите детей. Незадолго до сна рекомендуется проводить игры малой подвижности, спокойного характера.
В зимнее время важно следить за тем, чтобы дети не перегревались и не охлаждались. В целях охраны голосового аппарата нельзя в холодную и сырую погоду давать игры на участке с пением и речитативом’.
Летом необходимо предупреждать перегревание детей, поэтому в жаркую погоду недопустимы игры большой подвижности.
Планирование подвижных игр. Для закрепления двигательных навыков и воспитания физических и других качеств у детей подвижные игры следует повторять в определенной последовательности. Сначала детей обучают подвижной игре, а затем используют ее для решения соответствующих задач физического воспитания. Целесообразно разучивать новую игру во время пребывания детей на участке. У маленьких детей образование временных связей идет медленно, поэтому одну и ту же игру следует повторять 3—4 раза в течение одной недели. В средней и старшей группах достаточно 2—3 повторений. Затем через некоторое время для закрепления двигательных навыков и воспитания физических и морально-волевых качеств эти игры даются снова.
В течение года с детьми проводится 10—15 игр. Использование слишком большого количества игр требует много времени на разучивание и затрудняет их повторение. Следует планировать проведение подвижных игр в изменяющейся обстановке (зал, участок, предусматривая различные усложнения.
Очень важно планировать подвижные игры на весь год и на ближайшую неделю. При составлении плана на неделю следует подбирать игры с учетом подготовленности детей, содержания различных занятий, знаний, которые дети получат в других видах деятельности.
Заблаговременное планирование подвижных игр позволит более целесообразно использовать их для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста.
Подготовка воспитателя. Прежде всего важно правильно подобрать игру. Для этого нужно учесть время проведения игры, поставленные задачи, предыдущую и последующую деятельность детей, их интересы и другие факторы.
Воспитатель составляет план-конспект, в котором указывает последовательность физических упражнений, входящих в игру, определяет их дозировку, описывает ход проведения игры (организационно-методические указания). Необходимо заранее предусмотреть ознакомление детей с теми образами, которые встречаются в игре (например, перед разучиванием игры «Воробушки и автомобиль» понаблюдать, как прыгают воробушки, а также разучить текст речитативов. Кроме того, необходимо подготовить физкультурные пособия, атрибуты, а также создать гигиенические условия.
Оценка проведения подвижной игры. Воспитатель должен оценить
проведенную им подвижную игру с детьми. С этой целью он анализирует свои наблюдения за качеством движений детей, за выполнением ими правил игры, самочувствием и поведением и делает выводы для усовершенствования методики.