Галия Салихова
Мероприятия по развитию мелкой моторики у детей пятого года жизни. Информация для педагогов и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Мероприятия по развитию мелкой моторики у детей пятого года жизни. (Информация для педагогов и родителей)
Подготовила воспитатель
ГБОУ СОШ №1361, д\с № 693
Салихова Г. А.
Мероприятия по развитию мелкой моторики у детей пятого года жизни.
Работа с детьми по развитию мелкой моторики предполагает выполнение ряда мероприятий. Я сделала подборку специальных упражнений, игр и использую их в своей практической деятельности:
Публикация «Мероприятия по развитию мелкой моторики у детей пятого года жизни, Информация для педагогов и родителей» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сценарии праздников для сотрудников, педагогов, воспитателей, коллег
- Темочки
1) Развитие тактильных ощущений.
Развитие тактильных ощущений – это определение предмета на ощупь с предварительным визуальным контролем. Активное развитие тактильных ощущений происходит не только в специально организованных играх детей, но и в других видах деятельности ребенка: в познавательном развитии, при формировании математических понятий, в изобразительной деятельности и художественном труде.
1. Знакомство с различными объектами (их рассматривание и исследование).
2. Упражнение в тактильном распознавании предметов (объектов). Игра «Чудесный мешочек».
3. Развитие чувствительности и подвижности пальцев.
Игра «Порисуем». Берется яркий поднос. Тонким слоем, равномерным слоем рассыпаем по подносу любую мелкую крупу. Проводим пальчиком ребенка по крупе. Получается яркая контрастная линия. Ребенку предлагается нарисовать линии, фигуры (круг, овал, квадрат, какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны) и т. д.
Игра «Месим тесто». Насыпать в емкость (детское ведерко, кастрюля настоящая) 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
«Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи».
Игра «У сосны, у пихты…» Дать ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает между ладонями, приговаривая:
«У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник».
2) Пальчиковые игры.
Немаловажное значение в работе по развитию мелкой моторики рук ребенка играют пальчиковые игры. В пальчиковых играх и упражнениях отрабатываются статические и динамические движения. В пальчиковых играх я активно использую игровую мотивацию, которая значительно повышает интерес детей к учебным мероприятиям. Известно, что пальчиковые игры условно разделяются на три группы:
1 группа – пальчиковые игры без предметов;
2 группа – пальчиковые игры с использованием атрибутики;
3 группа – пальчиковые игры с предметами.
Деление на группы связано не со степенью сложности упражнений, а с использованием различной наглядности и атрибутики.
3) Работа со штампами.
Работа со штампами обучает ребенка удерживать штампик за ручку в положении захвата тремя пальцами – щепотью. Все упражнения нацелены на быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение. В процессе выполнения упражнений происходит неоднократная смена тонуса мускулатуры рук. Работу со штампами сопровождю
игровой мотивацией.
4) Рисование пластилином.
Кроме обычной лепки из пластилина, мы использовали для рисования или разукрашивания небольших рисунков. Для этого мягкий пластилин размазывают пальчиками по контуру, нанесенному на плотную картонную основу. Такая работа развивает силу мелких мышц пальцев рук детей.
5) Ниткопись.
Ниткопись – это выкладывание ниток по контуру различных изображений. Дети кладут на лист бархатной бумаги или фланелеграф тонкую ворсистую нить, слегка прижимая ее пальчиками по всей длине
По моим наблюдениям, занятия ниткописью развивают у детей внимание, глазомер, зрительную память, усидчивость, аккуратность, фантазию, образное мышление и, конечно, мелкую моторику пальцев рук.
6) Работа с карандашом.
В работу по развитию мелкой моторики я включаю упражнения с карандашом, которые помогают детям научиться правильно удерживать карандаш, свободно манипулировать им. В процессе выполнения работы с карандашами меняю их по жесткости (твердый и мягкий) и по форме (круглый, ребристый).
7) Игры с прищепками для белья.
Эти игры развивают мышцы щепоти руки ребенка, а также фантазию, образное мышление, терпение.
8) Бисерография.
Бисерография – это выкладывание контура предмета или его изображения (сюжета) с помощью бисера, бусинок, мелких шариков. Я использую еще крупу, фасоль, семена.
В младшей группе лучше всего бусинки и бисер заменить пуговицами.
Бисерография, по моему мнению способствует развитию щепоти руки; качественно корригирует мышцы пальцев рук, воспитывает в ребенке усидчивость, внимание.
9) Мозаики и конструкторы.
Работа с этими видами игр, по мнению ряда педагогов и психологов, развивает щепоть, мышцы пальцев рук, совершенствует движения «глаз-рука», развивает воображение, совершенствует зрительное восприятие, память, образное мышление.
Целенаправленная индивидуальная работа, с учетом реального уровня развития мелкой моторики каждого ребенка, по развитию тонких движений пальцев и кистей рук проводилась в течение пяти месяцев после первого обследования, которое было проведено в сентябре 2012 года. За прошедшее после обследования время дети достигли определенных положительных результатов. Повторное обследование мелкой моторики, проведенное в конце февраля 2013 года, показало, что у всех детей значимо улучшились индивидуальные показатели.