Елена Федосеева
Мероприятия по облегчению течения адаптации к ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Мероприятия по облегчению течения адаптации к ДОУ
Поступление в дошкольное образовательное учреждение всегда сопровождается для ребенка определенными психологическими трудностями в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в незнакомую обстановку. Это требует соответствующих форм поведения: разрушения некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. При этом незрелость многих компонентов функциональной системы адаптационных механизмов у детей раннего и дошкольного возраста способствует более легкому возникновению состояния напряжения в этой системе, и в ряде случаев поступление в ДОУ сопровождается развитием у ребенка психического стресса.
Публикация «Мероприятия по облегчению течения адаптации к ДОУ» размещена в разделах
Характер адаптации и степень выраженности реакций на изменение условий жизни определяют следующие факторы:
1. Возраст ребенка.
2. Индивидуальные особенности типов высшей деятельности.
3. Предшествующая тренировка нервных процессов (уровень социализации).
4. Уровень возрастного развития и состояния здоровья ребенка.
Для того чтобы помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада, нужна подготовительная работа в семье. Прежде всего, необходимо максимально приблизить домашний режим к распорядку дня в ДОУ, упорядочить часы сна, питания бодрствования; при проведении режимных процедур поощрять и развивать детскую самостоятельность; повысить роль закаливающих мероприятий; желательно, чтобы родители познакомились с меню детского сада и приучили ребенка к блюдам, включенным в него.
Как можно раньше нужно познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет. Лучше всего оформить его в ДОУ по месту жительства, и в группу, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.
Нужно настраивать малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад. Родителям нельзя нервничать и показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в ДОУ.
Первичный прием ребенка желательно проводить совместно медицинской сестрой, воспитателем и психологом. При этом собираются дополнительные сведения по анамнезу жизни, состоянию здоровья, уровню развития, индивидуальным особенностям и поведению на момент поступления.
Воспитателю необходимо еще до поступления ребенка в группу выяснить особенности воспитания малыша в семье, его домашний режим, способы кормления, укладывания для сна; узнать, как ребенок засыпает, спит, какой у него аппетит, как организовано бодрствование.
Число часов, проводимых вновь поступившими детьми в учреждении, следует увеличивать постепенно: в течение первой недели ребенок должен быть в яслях не более 3 часов в день. Это время увеличивается в зависимости от его эмоционального состояния. Т. о. потребуется 2 -3 недели, чтобы малыш по мере нормализации показателей поведения мог проводить в дошкольном учреждении 10-12 часов.
Организация жизни детей в адаптационный период может быть осуществлена лишь совместными усилиями заведующего детским учреждением, врача, воспитателя, педагога, психолога и всего персонала, а также родителей. Значительно легче и быстрее адаптируется ребенок, если семья старается поддерживать дома приемы воспитания, используемые в дошкольном учреждении.
Мероприятия по облегчению течения адаптации к ДОУ.
Все мероприятия делятся на :
- организационные;
- педагогические;
- медицинские.
Организационные мероприятия :
• Прогулки с матерью (или другими членами семьи) на участке группы вместе с детьми и воспитателем за 2-3 недели до оформления в дошкольное учреждение;
• После оформления – постепенное увеличение времени пребывания ребенка в группе;
• Прием не более 3-х новых детей в группу в неделю;
• Избегать частой смены персонала и перевода ребенка из одной группы в другую.
Педагогические мероприятия :
• Индивидуальный подход к ребенку;
• Сохранение домашних привычек (пустышка, любимая игрушка, способ кормления, способ укладывания для сна и т. д.);
• Организация игровой деятельности в первые дни возле взрослого;
• Периодическое пребывание малыша на руках или на коленях у взрослого;
• Невовлечение ребенка насильно в игры и групповые занятия и т. д.
При благоприятном прогнозе адаптации ребенок нуждается, в основном, в организационных и педагогических мероприятиях.
При условно – благоприятном и неблагоприятном прогнозах дети обычно нуждаются в подключении индивидуальных медицинских мероприятий.
Медицинские мероприятия :
* Повышение неспецифической резистентности ребенка:
а) Препараты элеутерококка, солодки, анаферон и др.
б) Для улучшения качества фагоцитоза и белкового метаболизма – оротат калия.
в) Витаминно – минеральные комплексы.
* Уменьшение силы эмоционального стресса и предупреждение невротических расстройств (экстракт валерианы, настой пустырника, глицин, тенотен). Дети с выраженными признаками невротизации и эмоционального напряжения нуждаются в консультации специалистов – психолога, невролога, психиатра – и, возможно в назначении более сильных средств.
По вопросам необходимости медикаментозной профилактики срыва адаптации обязательна консультация лечащего врача!
* Мероприятия общего плана, направленные на предупреждение инфицирования, утомления и совершенствования приспособительных механизмов.
Это общемедицинские и гигиенические мероприятия : кварцевание групповых помещений, оздоровление частоболеющих детей с использованием лекарственных трав, кислородных коктейлей, массажа, физические упражнения с элементами дыхательной гимнастики и лечебной физкультуры.