Светлана Власкина
Мероприятия по формированию представлений у младших дошкольников в процессе ознакомления с домашними животными
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с домашними животными проводится не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение книг о животных и дидактические игры в вечернее время – все мероприятия в комплексе должны обеспечить успешность работы.
В нашем дошкольном учреждении для решения задач по ознакомлению с животным миром используются следующие методы и формы работы :
1. Наглядные методы:
• наблюдения;
Публикация «Мероприятия по формированию представлений у младших дошкольников в процессе ознакомления с домашними животными» размещена в разделах
• рассматривание картин.
2. Словесные методы:
• рассказ воспитателя;
• беседа;
• чтение художественной литературы;
• использование потешек, загадок.
3. Практический метод
• дидактические игры.
Наблюдение – важнейший метод познания животного мира, характеризуется следующими особенностями:
а) его можно организовать в обстановке, естественной для животного, где оно ведёт себя свободно;
б) наблюдение позволяет отметить динамику жизни, развития и поведения животного;
в) оно способствует непосредственному общению с животным (покормить, погладить, поиграть).
Особый интерес для дошкольников представляет жизнь млекопитающих. Различные представители этого класса (кошка, собака и др.) довольно легко идут на общение: разрешают себя гладить, берут из рук пищу – тем самым вызывают интерес и эмоциональный отклик у ребёнка. Наблюдения за домашними животными мы проводим во время прогулок, а также в обстановке, естественной для животного (наблюдения за котёнком, кошкой, собакой). Во время наблюдений мы видим, как проявляются эмоциональные реакции детей. Детям дается возможность высказаться, а затем интересным вопросом привлекаю их к наблюдению. Наблюдения в младшем возрасте вызывают эмоционально – положительную реакцию ребёнка, его интерес к животному, желание общаться с ним.
Во время наблюдения детям задают вопросы, уточняющие и обогащающие представления детей о внешнем виде животного (основные части тела, покров, цвет, величина) и его проявлениях (движения, питание, издаваемые звуки).
Дети младшего дошкольного возраста очень быстро утомляются, поэтому педагоги стараются не затягивать наблюдения длинными объяснениями, обобщают высказывания детей короткой образной фразой: «Кошка белая, пушистая, любит молоко, ловит мышей» и др.
Представления, накопленные, в результате наблюдений обогащают знания детей о животном мире.
Знакомя детей с животными, так же используется разнообразный иллюстративно – наглядный материал: дидактические картины, сюжетные, репродукции с художественных картин. Картины дают возможность подробно рассмотреть животных, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении. Дидактические сюжетные и предметные картины специально созданы как наглядные пособия для обучения детей. В работе нами используются следующие картины: «Домашние животные», «Домашние животные и птицы», «Животный мир весной», «Животный мир летом», «Животный мир зимой».
Так, после наблюдения за кошкой с котятами можно провести рассматривание соответствующей картины. Педагоги закрепляют умение детей узнавать кошку с котятами на картине. Видеть и называть некоторые характерные признаки животных (величину, цвет шерсти, части тела (глаза, уши, хвост, лапы, некоторые действия (спит, играет, лакает молоко и т. д.). С помощью иллюстративно – наглядного материала удаётся успешно обобщать и систематизировать знания детей. Большое значение имеет иллюстративно – наглядный материал в формировании эстетического восприятия животного мира, в обогащении эстетических впечатлений и чувств.
При ознакомлении детей с животным миром мы используем рассказы, беседы, чтение художественной литературы, загадки, потешки.
Многие сведения о различных представителях животного мира дети получают во время рассказов воспитателя. Рассказы можно использовать в любой момент наблюдения, прогулки, во время рассматривания иллюстративного материала
В педагогической работе мы используем два вида бесед: предварительную и итоговую. Предварительная беседа используется перед наблюдением. Цель такой беседы – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями.
Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.
Художественная литература при ознакомлении детей с животным миром используется, прежде всего в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание ребёнка, но и на его чувства. Чтение художественной литературы помогает нам обогащать детей знаниями, искать ответы на многие вопросы.
Для слушания книги детей первой младшей группы я разбиваю на подгруппы, а во второй младшей группе читать можно всем детям сразу. Перед началом чтения необходимо подготовить иллюстративно – наглядный материал. Малышам лучше не читать произведение, а рассказывать его наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно – наглядного материала. Нами используются рассказы Евгения Чарушина «Курочка», «Утка», «Кошка», «Собака», «Корова», «Коза», «Петушок с семьёй», а так же рассказы Э. Шим «Петух и наседка», «Я домой пришла», Г. Балл «Желтячок» и другие.
Так же нами используются загадки, потешки, небольшие стихи. Образный язык их помогает выделить особенности животного, усилить эстетическое восприятие. Так, во время наблюдения с помощью загадок, потешек, стишков возникают эмоциональные реакции детей. Загадки используем перед началом непосредственного наблюдения. Например: «Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьёт, песенки поёт» или «Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки» и др. Дети очень любят такие потешки, как «Как у нашего кота», «На улице три курицы», «Курочка – рябушечка…», «Кисонька – мурысенька» и др.
Дидактические игры – это игры обучающие. Их основное назначение – способствовать усвоению и закреплению знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей. В своей работе по ознакомлению младших дошкольников с животным миром нами используются настольно – печатные игры («Парные картинки», «Домашние животные», «Найди маму», «Кто где живёт?», «Домашние питомцы», «Мамы и их детки», «Домашние животные и птицы» и другие. Цель этих игр – закрепление знаний о домашних животных и птицах, их детёнышах.