Лучший педагог года

Мероприятия по формированию представлений у младших дошкольников в процессе ознакомления с домашними животными

Светлана Власкина
Мероприятия по формированию представлений у младших дошкольников в процессе ознакомления с домашними животными

Знакомство с домашними животными проводится не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение книг о животных и дидактические игры в вечернее время – все мероприятия в комплексе должны обеспечить успешность работы.

В нашем дошкольном учреждении для решения задач по ознакомлению с животным миром используются следующие методы и формы работы :

1. Наглядные методы:

• наблюдения;

Публикация «Мероприятия по формированию представлений у младших дошкольников в процессе ознакомления с домашними животными» размещена в разделах

• рассматривание картин.

2. Словесные методы:

• рассказ воспитателя;

• беседа;

• чтение художественной литературы;

• использование потешек, загадок.

3. Практический метод

• дидактические игры.

Наблюдение – важнейший метод познания животного мира, характеризуется следующими особенностями:

а) его можно организовать в обстановке, естественной для животного, где оно ведёт себя свободно;

б) наблюдение позволяет отметить динамику жизни, развития и поведения животного;

в) оно способствует непосредственному общению с животным (покормить, погладить, поиграть).

Особый интерес для дошкольников представляет жизнь млекопитающих. Различные представители этого класса (кошка, собака и др.) довольно легко идут на общение: разрешают себя гладить, берут из рук пищу – тем самым вызывают интерес и эмоциональный отклик у ребёнка. Наблюдения за домашними животными мы проводим во время прогулок, а также в обстановке, естественной для животного (наблюдения за котёнком, кошкой, собакой). Во время наблюдений мы видим, как проявляются эмоциональные реакции детей. Детям дается возможность высказаться, а затем интересным вопросом привлекаю их к наблюдению. Наблюдения в младшем возрасте вызывают эмоционально – положительную реакцию ребёнка, его интерес к животному, желание общаться с ним.

Во время наблюдения детям задают вопросы, уточняющие и обогащающие представления детей о внешнем виде животного (основные части тела, покров, цвет, величина) и его проявлениях (движения, питание, издаваемые звуки).

Дети младшего дошкольного возраста очень быстро утомляются, поэтому педагоги стараются не затягивать наблюдения длинными объяснениями, обобщают высказывания детей короткой образной фразой: «Кошка белая, пушистая, любит молоко, ловит мышей» и др.

Представления, накопленные, в результате наблюдений обогащают знания детей о животном мире.

Знакомя детей с животными, так же используется разнообразный иллюстративно – наглядный материал: дидактические картины, сюжетные, репродукции с художественных картин. Картины дают возможность подробно рассмотреть животных, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении. Дидактические сюжетные и предметные картины специально созданы как наглядные пособия для обучения детей. В работе нами используются следующие картины: «Домашние животные», «Домашние животные и птицы», «Животный мир весной», «Животный мир летом», «Животный мир зимой».

Так, после наблюдения за кошкой с котятами можно провести рассматривание соответствующей картины. Педагоги закрепляют умение детей узнавать кошку с котятами на картине. Видеть и называть некоторые характерные признаки животных (величину, цвет шерсти, части тела (глаза, уши, хвост, лапы, некоторые действия (спит, играет, лакает молоко и т. д.). С помощью иллюстративно – наглядного материала удаётся успешно обобщать и систематизировать знания детей. Большое значение имеет иллюстративно – наглядный материал в формировании эстетического восприятия животного мира, в обогащении эстетических впечатлений и чувств.

При ознакомлении детей с животным миром мы используем рассказы, беседы, чтение художественной литературы, загадки, потешки.

Многие сведения о различных представителях животного мира дети получают во время рассказов воспитателя. Рассказы можно использовать в любой момент наблюдения, прогулки, во время рассматривания иллюстративного материала

В педагогической работе мы используем два вида бесед: предварительную и итоговую. Предварительная беседа используется перед наблюдением. Цель такой беседы – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями.

Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.

Художественная литература при ознакомлении детей с животным миром используется, прежде всего в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание ребёнка, но и на его чувства. Чтение художественной литературы помогает нам обогащать детей знаниями, искать ответы на многие вопросы.

Для слушания книги детей первой младшей группы я разбиваю на подгруппы, а во второй младшей группе читать можно всем детям сразу. Перед началом чтения необходимо подготовить иллюстративно – наглядный материал. Малышам лучше не читать произведение, а рассказывать его наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно – наглядного материала. Нами используются рассказы Евгения Чарушина «Курочка», «Утка», «Кошка», «Собака», «Корова», «Коза», «Петушок с семьёй», а так же рассказы Э. Шим «Петух и наседка», «Я домой пришла», Г. Балл «Желтячок» и другие.

Так же нами используются загадки, потешки, небольшие стихи. Образный язык их помогает выделить особенности животного, усилить эстетическое восприятие. Так, во время наблюдения с помощью загадок, потешек, стишков возникают эмоциональные реакции детей. Загадки используем перед началом непосредственного наблюдения. Например: «Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьёт, песенки поёт» или «Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки» и др. Дети очень любят такие потешки, как «Как у нашего кота», «На улице три курицы», «Курочка – рябушечка…», «Кисонька – мурысенька» и др.

Дидактические игры – это игры обучающие. Их основное назначение – способствовать усвоению и закреплению знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей. В своей работе по ознакомлению младших дошкольников с животным миром нами используются настольно – печатные игры («Парные картинки», «Домашние животные», «Найди маму», «Кто где живёт?», «Домашние питомцы», «Мамы и их детки», «Домашние животные и птицы» и другие. Цель этих игр – закрепление знаний о домашних животных и птицах, их детёнышах.

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Фотоотчёт о проделанной работе по формированию безопасного поведения у детей в процессе ознакомления с ПДДФотоотчёт о проделанной работе по формированию безопасного поведения у детей в процессе ознакомления с ПДД Уважаемые коллеги! В предыдущей публикации я ознакомила вас с проектом на тему «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие в деревню, или Знакомство с домашними животными» ВидеоКонспект непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие в деревню, или Знакомство с домашними животными» Видео Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миров с детьми второй младшей группы "Путешествие в.

Конспект прогулки «Наблюдение за домашними животными»Конспект прогулки «Наблюдение за домашними животными» Конспект прогулки «Наблюдение за домашними животными» Цель: продолжать знакомство детей с домашними животными, сформировать конкретное.

Конспект прогулки «Наблюдение за домашними животными» для детей среднего дошкольного возрастаКонспект прогулки «Наблюдение за домашними животными» для детей среднего дошкольного возраста .

Конспект прогулки во второй младшей группе «Наблюдаем за домашними животными»Конспект прогулки во второй младшей группе «Наблюдаем за домашними животными» Конспект прогулки во второй младшей группе «Наблюдаем за домашними животными»Цель - научить различать характерные признаки внешнего вида.

Конспект экскурсии «Наблюдение за домашними животными»Конспект экскурсии «Наблюдение за домашними животными» Конспект экскурсии "Наблюдение за домашними животными" Цель: продолжать знакомство детей с домашними животными, развивать интерес к.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мероприятия по формированию представлений у младших дошкольников в процессе ознакомления с домашними животными
Опубликовано: 18 октября 2023 в 16:47
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД