Ольга Александровна Рябцева
Мелодическая разработка «Экскурсия на метеостанцию»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из ведущих направлений детского сада «Буратино» является экологическое воспитание дошкольников.
Как педагог дополнительного образования по экологическому воспитанию дошкольников всегда стараюсь найти новые средства воспитания в соответствии с требованиям ФГОС ДО, которые могут способствовать воспитанию у дошкольников основ экологии и природопользования, что соответствует развитию познавательной образовательной области дошкольников.
Публикация «Мелодическая разработка „Экскурсия на метеостанцию“» размещена в разделах
- Метеостанции и метеоплощадки в детском саду
- Погода и природные явления
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Для реализации такого воспитания использую различные формы работы, одной из таких форм является проведение экскурсий на интересующие детей темы. Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию детей, экологическому, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности ребенка.
Преимущество экологических экскурсий заключается в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе, т. е. познавательного к ней отношения детей.
Ребятам подготовительной группы, в связи с частыми переменами погоды, стало интересно, а что такое погода и от чего она зависит?
Для разрешения этой проблемы появилась идея посещения местной метеорологической станции, конечно предварительно получив согласие от родителей воспитанников.
Цель экскурсии : формирование у детей представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
Задачи:
- познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, дождемером, флюгером барометром, снегомером;
- формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;
- познакомить с профессией метеоролога;
Предварительная работа:
Наблюдения за погодой во время прогулки на участке, фиксирование результатов в календаре погоды, знакомство с народными приметами, чтение стихотворений, загадок.
В нашем детском саду установлена детская метеорологическая площадка.
На высоком шесте прикреплен металлический флюгер-петушок, который показывает направление ветра. Для определения силы ветра закреплены несколько вертушек из разного материала. Вертушка из фольги показывает даже самый слабый ветер, из картона вертится при среднем ветре, а пластиковая вертушка показывает сильный ветер. Все это позволяет следить за сменой направления и силой ветра. Также для детей имеется термометр для измерения температуры. Для детей младшего возраста термометр условный из дерева, для детей старшего дошкольного возраста термометр настоящий.
Воспитанники узнают температуру воздуха, определяют уровень осадков и направление и силу ветра.
В планах установить на площадке солнечные часы, которые позволят детям учиться определять время по солнцу, а также дождемер и прибор для измерения глубины снежного покрова.
На мини-метеостанции дети узнают много нового о погодных явлениях и изменениях, учатся наблюдать и экспериментировать.
Но полной картины прогноза погоды, к сожалению, это не дает и мы отправились на действующую метеорологическую станцию нашего поселка.
Сотрудница станции Погудина Елена Владимировна провела интересную и познавательную экскурсию, рассказала об особенностях работы на метеостанции.
Итак, метеорологическая станция - учреждение, которое проводит регулярные наблюдения за состоянием атмосферы. Наблюдения включают измерения значений метеорологических элементов в установленные сроки и определение основных характеристик атмосферных явлений.
Ребята побывали на метеорологической площадке, где установлено большинство приборов (психрометрическая будка с термометрами и гигрометрами, приборы для измерения скорости и направления ветра, осадкомер, почвенные термометры, флюгеры и др.).
Оказалось, что, несмотря на то, что основные процессы автоматизированы, но и они не могут заменить человека, поэтому для уточнения показателей приборов сотрудники каждые три часа и ночью и днем в любую погоду проводят наблюдения.
Дети с большим интересом наблюдали, с какой стороны дует ветер, хотя на земле он практически не чувствовался, и всем разрешили заглянуть в психрометрическую будку, где лежали термометры.
Полученные данные сотрудники станции передают бюро погоды, авиационные метеостанции и т. п.
Данные наблюдений метеостанций используются для составления прогнозов погоды и предупреждений о неблагоприятных для народного хозяйства явлениях погоды, изучения климата и его изменений, а также для непосредственного обеспечения обслуживаемых организаций сведениями о погоде.
Дети также познакомились с профессией метеоролога. Ребята с интересом смотрели и слушали взрослых, хотя всем очень хотелось поближе посмотреть и потрогать оборудование.
Поблагодарив Елену Владимировну за интересную экскурсию, ребята отправились домой, а по дороге смотрели и определяли виды облаков, силу ветра и др.
После проведения экскурсии детям стало еще интереснее проводить наблюдения за погодой на мини-станции детского сада, ведь им стало понятно для чего нужно знать погоду и каково её значение в жизни не только человека и животных и растений.
Теперь, наблюдая за погодой, дети выделяют отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Они наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода. Степень тепла и холода определяется дошкольниками старшего возраста по термометру расположенному на метеорологической станции на территории детского сада.
Ежедневные наблюдения погоды организованы живо, разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес к наблюдениям возрастал.
Результативность: у детей значительно повысился уровень развития познавательной сферы, улучшились практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений.
• Значительно улучшились навыки работы с календарями наблюдений;
• У некоторых детей во время реализации мероприятий проекта повысился уровень самооценки, они стали более уверены в своих действиях.
• Работой метеостанции заинтересовались не только дети, но и их родители. Они остались довольны, что их дети занимаются интересным делом.
• Значительно вырос уровень знаний о метеорологических приборах и способах их использования для характеристики погоды нашей местности.
• Получили развитие исследовательские умения детей, умение анализировать, обобщать.
• В ходе наблюдений, экспериментов и экскурсий дети приобретали ценный коммуникативный опыт, брали на себя роль взрослых, умных ученых, труд которых очень важен для других людей.
Литература.
1. Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников://Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. –2009.–№ 5.–С. 19–21.
2. Детские стихи о погоде, https://kladraz.ru/dlja-samyh-malenkih/detskie-stihi-pro-pogodu.html
3. Зыкова О. Любовь к природе воспитываем с детства //Дошкольное воспитание. –2011.– № 9.–С. 114–117.
4. Кизилова Ирина Александровна, Вопитательно-образовательное значение экскурсий и прогулок в природу, https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2013/05/07/vopitatelno-obrazovatelnoe-znachenie-ekskursiy-i
5. Костромина Наталия Владимировна, Проект "Мы - юные метеорологи", https://festival.1september.ru/articles/641547/
6. Кузнецова, Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.
7. Народные приметы о погоде, https://www.clubfei.ru/uroki_volshebstva/primeti
8. Николаева, С. Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 42-46.