Альбина Ахметшина
Медико-педагогический контроль физкультурного занятия в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Медико-педагогический контроль физкультурного занятия в ДОУ
Медико-педагогический контроль в ОО «Физическое развитие» проводится для проверки соответствия воспитаельно - образовательного процесса целям и задачам ООП ДОО, повышения эффективности проведения физкультурных занятий.
Педагогический контроль физкультурного занятия
Педагогический контроль осуществляется заведующим, методистом или старшим воспитателем ДОО. Как правило в области Физическое развитие применяется следующие виды педагогического контроля: оперативный, плановый и итоговый.
Публикация «Медико-педагогический контроль физкультурного занятия в ДОУ» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Цель оперативного контроля — устранять с помощью рекомендаций и советов имеющиеся недостатки в работе инструктора.
Цель планового контроля — удостовериться, что инструктор работает в соответствии с программой ДОО.
Цель итогового контроля (по итогам месяца, полугодия, года)— определить уровень освоения дошкольниками программы ДОО.
Для осуществления педагогического контроля можно воспользоваться предложенной таблицей, заполнив которую проще сделать выводы по итогам проверки.
Эффективность проведения физкультурных занятий оценивается не только по успешному решению образовательных задач и влиянию на развитие личности, но и по оздоровительному воздействию на организм.
Медицинский контроль за проведением физкультурного занятия
Медицинский контроль осуществляется врачом или медицинской сестрой ДОО. Проверяется плотность двигательной активности детей на занятии. Различают общую и моторную плотность физкультурного занятия.
Объем двигательной активности определяется методом шагометрии и позволяет определить количество движений, выполненных ребенком за определенный отрезок времени.
Метод шагометрии прост и удобен для массового обследования детей: шагомер крепится на поясе ребенка, количество движений на приборе – показатель объема двигательной активности
Интенсивность двигательной активности определяется методом пульсометрии и позволяет определить тренирующий эффект занятия, т. е. правильное распределение физической нагрузки и реакцию организма на эту нагрузку.
Методика проведения: медсестра при помощи секундомера измеряет ЧСС наблюдаемого ребенка в разные периоды физкультурного занятия :
до занятия,
после вводной части,
после ОРУ,
после ОВД,
после ПИ,
после заключительной части,
в восстановительном периоде в течение 3-5 минут.
Как измеряем: подсчет пульса у дошкольников удобнее проводить, положив ладонь на область сердца. Полученные цифры ЧСС за 10 с умножают на 6 и получают данные за 1 мин.
Физиологическая кривая. Эти результаты заносятся в специальную таблицу, и на их основе строится физиологическая кривая занятия.
При правильно построенном занятии физиологическая кривая постепенно повышается от начала занятия к основной его части. Максимальная частота сердечных сокращений обычно достигается во время подвижной игры. В зависимости от содержания занятия, формы организации и методики проведения можно получить кривые различного типа, с одной или несколькими вершинами.
Для медицинского контроля
Расчет общей плотности занятия
Tn х 100
To, где Tn — время затраченное на выполнение упражнений
To — общее время занятия
Расчет моторной плотности занятия
Td х 100
To, где Td — чистое время выполнения упражнений
To — общее время занятия
Моторная плотность занятия характеризует долю двигательной активности на протяжении всего занятия. Чтобы правильно высчитать этот показатель, необходимо время, затраченное на выполнение движений, разделить на продолжительность занятия и умножить на 100.
Правильное целесообразное чередование умственной и физической деятельности детей является надежным показателем продуманного содержания занятия и его квалифицированного проведения.
Если общая плотность занятия, при правильной организации, приближается к 100 %, то моторная плотность может быть оценена только относительно педагогических задач занятия. Наименьшая моторная плотность может быть при условии, если на занятии применяется 1/3 нового материала, тогда моторная плотность 65— 67 % считается нормой. Если же занятие решает задачи закрепления и совершенствования движений, то моторная плотность должна приближаться к 68—80%.
Эффективность проведения физкультурных занятий оценивается не только по успешному решению образовательных задач и влиянию на развитие личности, но и по оздоровительному воздействию на организм. Достаточная двигательная активность, с одной стороны, обеспечивает хорошее усвоение материала (при необходимом повторении материала) при разучивании, а с другой стороны, позволяет обеспечить тренирующее воздействие на организм ребенка. Величина нагрузки и правильное ее распределение в течение занятия определяется по физиологической кривой, которая фиксирует работу сердечно-сосудистой системы при выполнении всех физических упражнений, включенных в разные части занятия.
По данным Г. П. Юрко, при правильном распределении нагрузки в вводной части занятия пульс должен повыситься на 15—20 % от исходного, увеличение пульса после выполнения общеразвивающих упражнений может составлять 40% от исходного; выполнение основных движений и проведение подвижной игры должны приводить к увеличению пульса на 70—80% от исходного, а в заключительной части занятия оно увеличивается всего на 10—15% от исходного.
Спустя 3—4 мин после занятия пульс должен придти к исходному.
Медико-педагогический контроль в детском саду будет эффектным и действенным только при условии его систематического осуществления