Ирина Валерьевна Шпис
Мечтатели, помощники, будущие ученики 6–8 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст 6 – 8 лет характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно - сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.
Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Публикация «Мечтатели, помощники, будущие ученики 6–8 лет» размещена в разделах
Восприятие. Совершенствуется произвольность восприятия. Оно становится самостоятельным процессом. Ребенок может произвольно ставить перед собой задачи на восприятие и использовать для этого специфические приемы.
Память и внимание. Формируется произвольность памяти и внимания, что становится одной из важных составляющих готовности к школе. Произвольность этих процессов выражается в возможности ребенка запоминать то содержание, которое ему в данный момент неинтересно и не нужно, и быть внимательным.
Психологическое отличие произвольных памяти и внимания от более ранних форм этих процессов в том, что раньше дети запоминали то, что само запомнилось, и были внимательны, когда что-то приковывало их внимание. Теперь же ребенок ставит перед собой особые цели- запомнить или быть внимательным- и стремится к их выполнению. Дети также овладевают особыми приемами управления своей памятью и вниманием.
Речь. На седьмом году жизни ребенок практически овладевает всеми сторонами родного языка: звуковым составом, словарем, грамматическим строем. Развитие голосового аппарата ребенка дает ему возможность правильно произносить все звуки родного языка. В активном словаре ребенка седьмого года насчитывается почти 3000- 3500 слов. Достаточно развитой является грамматическая сторона речи ребенка. Дети овладевают системой морфологических средств оформления грамматических категорий, усваивают типы склонений и спряжений, способы словоизменения; увеличивается объем сложных предложений.
В речевом развитии ребенка 6-8 лет акцент перемещается на формирование осознанного отношения к языку, а также на дальнейшее развитие связной речи ребенка, как диалогической, так и монологической. Овладение ребенком разнообразными навыками связной речи позволяет ему осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность делиться с ними накопленными знаниями и впечатлениями, а также получать необходимую и интересующую его информацию.
Мышление. Дети 6- 8 лет могут оперировать количествами, увеличивать и уменьшать их, правильно описывать эти ситуации на языке математики как действия сложения и вычитания.
Ребенок обретает способность оценивать сохранение количества в той или иной ситуации. Так, при переливании воды из одного сосуда в другой общее количество воды не меняется, а при отливании или доливании- уменьшается или увеличивается.
Большинство детей этого возраста обладают сильно развитым пространственным воображением по сравнению с более старшими детьми.
Арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах первого десятка многие дети решают также на основе воображения и оперирования в уме описанными в условии задачи группами. При этом, если речь идет о пирожках, они ответят на вопрос, с чем эти пирожки (хотя в условии об этом не говорилось, печеные они или жареные, большие или маленькие и какой формы.
К концу дошкольного детства у детей формируется первичный целостный образ мира, в котором они живут, отражающий основные его закономерности.
Отношение к себе. У ребенка продолжает формироваться его образ Я. Развивается и изменяется образ Я- потенциального, т. е. того, каким ребенок хочет себя видеть. Ребенок стремится к тому, чтобы этот образ стал позитивным. Каждый ребенок нуждается в поддержке взрослыми убеждениями в том, что в нем много хорошего, а также в том, чтобы взрослые сообщали о его достоинствах другим детям, родителям.
Образ Я- потенциального является психологической предпосылкой становления учебной мотивации. Побуждением к учению, овладению новыми знаниями и умениями является желание видеть себя умным, знающим, умеющим.
Отношение к взрослым. Меняется отношение к взрослому как безусловному авторитету. Взрослый принимается детьми в качестве советчика, равноправного партнера и ценится детьми за умение решать организационные вопросы, придумывать интересные сюжеты для игр, организовать интересное дело.