Ирина Дунаева
Конспект занятия «Матрешка — русская душа» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
тема занятия «Матрешка – русская душа» средняя группа
2023 г.
тема «Матрешка – русская душа» образовательная область Художественно – эстетическое развитие Музыка
Цель: Приобщать детей к истокам народного творчества и декоративно-прикладного искусства средствами музыки и художественного слова, продолжать обогащать представление детей об игровых возможностях русской народной игрушки «Матрешка».
Публикация «Конспект занятия „Матрешка — русская душа“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Задачи: Образовательные: Средствами музыки обогащать и расширять представления детей о Матрешке; обогащать слуховой опыт детей и создавать запас музыкальных впечатлений; приобщать детей к выразительному исполнению не сложных музыкально - ритмических движений, вызывать желание детей с удовольствием участвовать в них и связывать движения с музыкой, передавая особенности музыкального звучания. Формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах.
Развивающие: Развивать элементарное эстетическое восприятие музыки, эмоциональную отзывчивость на нее, ее характер и настроение на музыкальный образ, доступный ребенку; развивать творческие и познавательные способности, речевые умения и мелкую моторику рук; развивать самостоятельность, активность детей.
Воспитательные: Воспитывать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с Матрёшкой; бережное отношение к игрушке, заботу о ней. Воспитывать интерес к русской народной культуре, чувство патриотизма.
Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: Рассматривание Матрешек и беседа о ней, игры с народными игрушками, разучивание музыкального материала.
Демонстрационный материал: Матрешка, самовар, презентация.
Раздаточный материал: матрешки маленького размера, музыкальные инструменты.
Ход:
Под музыку дети входят в зал.
Вед. Здравствуйте, мои дорогие! Маленькие и большие!
Дети: Здравствуйте!
Вед. Ребята, покажите свои ладошки, потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (тепло). Это тепло добрых рук! Давайте, мы свое тепло и доброту подарим нашим гостям, поздороваемся с ними.
Песенка - приветствие
Вед. А теперь поприветствуем всё, что есть вокруг нас!
Здравствуй, солнце золотое! (изображаем ладонями солнце, сцепив пальцы) Здравствуй, небо голубое! (взмах руками над головой)
Здравствуй, матушка - земля! (взмах руками перед собой)
Здравствуй, Родина моя! (взмах руками вокруг себя)
Ребята, а как называется наша Родина?
Дети: Россия!
Вед. Правильно! Россия – великая, огромная страна, со своими традициями и символами. Официальные символы это - флаг, герб и гимн. А есть у России другие символы, по которым ее узнают во всех странах. Ребята, а сейчас я вам предлагаю отправиться в путешествие на музыкальном паровозике. Готовы?
Музыкально - ритмическое упражнение «Паровозик»
(дети «едут на паровозике», останавливаются)
Вед. Ребята, паровозик привёз нас на станцию, где растёт белая берёзка. Белоствольная берёза - символ Родины моей,
Нету деревца другого сердцу русскому милей. (И. Агеева)
Реб. Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную,
В белом сарафанчике, с платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками, с зелёными серёжками! (А. Прокофьев)
Вед. Действительно, посмотрите – у берёзки есть зелёные серёжки! Полюбовались берёзкой! Поедем дальше!
(дети «едут на паровозике», останавливаются)
А здесь стоит самовар! Вы знаете, что это такое? В самоваре раньше на Руси кипятили чай. Посмотрите, какой самовар нарядный, важный, да ещё с баранками! Самовар – тоже символ России – матушки! Едем дальше! (дети «едут на паровозике», останавливаются)
Это что за теремок? Интересно – кто в нём живёт? Хотите узнать? Давайте, я в домик загляну, да вам расскажу! (достаёт из домика Матрёшку). Да это же знаменитая игрушка – Матрёшка! Давайте присядем на стульчики, а я расскажу вам о Матрёшке.
Посмотрите, у Матрёшки красивые глазки, румяные щёчки, красивый сарафан и нарядный платочек. Первую на Руси Матрёшку выточил из дерева токарь Василий Звёздочкин, а разрисовал яркими красками художник Сергей Малютин. Назвали игрушку в честь девушки Матрёны, которая работала в мастерской.
А сейчас, ребятки, отгадайте вы загадку:
Эти яркие сестрички, дружно спрятали косички, и живут семьей одной.
Только старшую открой, в ней сидит сестра другая, в той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки, эти девицы — …
Дети: Матрешки!
Проверим? (достаёт по очереди Матрёшек, дети ведут им счёт) А теперь, я предлагаю вам послушать песенку про Матрёшек!
Слушание песни «Веселые Матрешки» муз. Ю. Слонова (дети слушают песенку, эмоционально воспринимая её весёлое звучание, быстрый, подвижный темп, позитивный настрой).
Вед. О ком прозвучала песня?
Дети: О Матрёшках!
Вед. Какая песня по характеру?
Дети: Весёлая!
Вед. Как звучала мелодия песни - быстро или медленно?
Дети: Быстро!
Вед. Молодцы! Я каждому из вас дам маленькую Матрёшку (раздаёт) Возьмите её в руки, погладьте пальчиком, какая она на ощупь?
Дети: Твёрдая, гладкая, приятная!
Поиграем с Матрешкой?
Пальчиковая игра «Мы Матрешку в руки взяли»
Мы Матрёшку в руки взяли, и в ладошках покатали:
И вперёд, и назад, играть с Матрёшкой каждый рад!
Мы Матрёшку покатали, а теперь всем показали.
А теперь, наша Матрёшка, попляши-ка на ладошке! (Матрёшка «пляшет»)
Вед. Весело поплясали наши маленькие Матрёшки! А вы знаете, пришли к нам Матрёшки не с пустыми руками! Они принесли нам музыкальные инструменты! Сейчас мы с вами возьмём инструменты, будем играть на них, и у нас получится оркестр!
Оркестр музыкальных инструментов
Вед. Ах, Матрешечка - матрешка, хороша – не рассказать,
И с тобою наши дети хотят очень поиграть!
Игра с Матрешками р. н. м., обр. Р. Рустамова
(все стоят в кругу. Трое детей, которым педагог дал Матрёшек, выходят в центр круга и начинают танцевать («Пляска»); остальные хлопают в ладоши, стоя на месте. Под музыку «Колыбельной» стоящие в кругу приседают на корточки и закрывают глаза. Солисты тихо подходят к кому - либо из детей и ставят Матрёшек перед ними. Дети, перед которыми оказались Матрёшки, становятся солистами).
Вед. Ребята, вот и заканчивается наше занятие. Сегодня мы с вами поговорили о символах нашего государства России, по которым ее узнают во всех странах. Давайте их назовём!
Дети: Берёзка, самовар, Матрёшка!
Вед. Вам понравилась русская красавица - Матрёшка? (ответ детей)
А чем она вас удивила?
Дети: Удивила тем, что в ней находятся ещё Матрёшки!
Вед. Мы слушали про Матрёшек песню, играли с ними, были музыкантами. Что больше всего вам понравилось? (ответы детей).
Мне понравилось, как вы занимались! Я думаю, что Матрёшка ещё придёт к нам в гости! А закончить занятие я хочу стихотворением О. Н. Наумовой
Берёзка надела серёжки, кипит самовар на столе,
И пляшет в сапожках Матрёшка в далёком российском селе.
Россия, моя ты Россия, небес и земли красота,
Россия - великая сила, в душе у тебя доброта.
Берёзка стоит у дороги, скрывая заветную грусть,
Тропинкой за каждым порогом - бескрайняя милая Русь!
Занятие закончено. До свидания!
Список литературы:
1. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» Москва; ЦГК, 2004.
2. Грибовская А. А. «Народное искусство и детское творчество» Москва; Просвещение, 2006.
3. Косарева В. Н. «Народная культура и традиции: занятии с детьми 3-7 лет» Волгоград: Учитель, 2014. – 166 с.