Новикова Заира
Материалы к занятиям по развитию речи в первой младшей группе. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важнейших компонентов
речевого развития является развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
Фонематический слух — это способность различать
и узнавать звуки в речи.
Ребенок с нормально развитым фонематическим слухом
будет иметь способность анализировать
и воспроизводить речевые звуки
Публикация «Материалы к занятиям по развитию речи в первой младшей группе, Часть 2» размещена в разделах
Неспособность детей 2-3 лет запоминать и повторять услышанное свидетельствует о том, что у ребенка не до конца сформировано речевое звукоразличение, то есть он не слышит слова и звуки так, как они произносятся взрослыми. В итоге нет ничего удивительного в том, что малыши 2-3 лет не способны правильно воспринимать слова, а впоследствии также не способны правильно их воспроизводить.
Как проверить уровень
фонематического слуха у детей?
Проговорить парные слоги, например: са-за, па-ба, да-та и пр.
Повторить цепочки из нескольких слогов, например: ба-па-па, ту-ту-ду и пр.
По картинкам определить предметы, в названии которых отличается только один звук, например, усы-уши, коза-коса, рама-рана и так далее.
Хлопнуть, как только в цепочке звуков услышит заданный звук, например «з».
Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (сом, ком, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха
Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте вместе с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.
Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри
Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т. д. Потом усложните задание – пусть ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.
Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, два хлопка. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.
Различение звуков речи по тембру, силе, высоте.
Игра «Узнай свой голос». Запишите голоса близких и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.
Игра «Громко – тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.
Игра «Мамы и малыши». Перед ребенком кладут картинки с изображениями животных и их детенышей. Взрослый имитирует звуки или «мамы» или детеныша, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.
Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
Простые игры, в которые можно играть в свободное время и которые стимулируют развитие фонематического слуха у детей 2-3 лет:
«Флажки». Ребенку предлагают взять в руки два флажка разных цветов, например красный и желтый. Объясните крохе, что ему нужно будет поднять желтый флажок, как только он услышит правильно произнесенное слово, и красный, если слово было произнесено неправильно. Пример: собака-кобака-лобака-табака и пр.
Поиграть с малышом можно будет и с помощью картинок, например, предложив ему хлопнуть в ладоши, как только он увидит на них слова, похожие по звучанию. Очень важно подбирать простые яркие картинки с названиями предметов, явлений и объектов, знакомых ребенку в возрасте 2-3 лет.
Также можно предложить малышам поиграть в учителя. Взрослый должен будет читать сказку или стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Ребенку нужно будет вслушаться в произносимую взрослым речь и поправить его, когда он ошибется – это поможет ускорить развитие его фонематического слуха.
Чтобы стимулировать развитие фонематического слуха, крохе можно зачитывать потешки, в которых будут повторяться определенные слоги и сочетания.
Отличный вариант для развития слухового восприятия — это подвижные и
гры[/b], в рамках которых малышу нужно будет быстро действовать, следуя инструкциям ведущего. Особенность таких игр — быстрое переключение с одного действия на другое в соответствии с речевой командой.
Игра «Кто первый». Цель этой игры — развитие слухового внимания и координации движений. В процессе игры в середине комнаты ставят один стул, вокруг которого будут бегать несколько малышей под музыку. развитие фонематического слуха детей 2 3 лет Как только музыка кончится, один из малышей должен будет успеть занять стул.
Игра «Дождик». Так же как и предыдущая, игра стимулирует развитие речи, координации, слухового внимания. В ходе игры также устанавливают стулья – меньше, чем количество детей – после чего зачитывают стихотворение, заранее предупреждая малышей, на какой фразе нужно занять стул. Кто не успеет этого сделать, тот проиграет.