Елена Стрельцова
Материал для экологической конференции
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человека зависит от уровня экологической культуры каждого человека и его участия в этом решении. Экологическая культура – важный аспект для формирования личности. Взаимодействие человека с природой: охрана природы. В данной работе рассмотрим, приспособительные особенности птиц нашего края.
Публикация «Материал для экологической конференции» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Создание в детском саду условий для экологического воспитания : развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов. Организация «экологических пространств» в помещении детского сада: групповые уголки природы, календарь природы; «экологических пространств» на участке детского сада.
Наблюдение – ведущий метод экологического воспитания : календарь природы. Экологическое воспитание на занятиях, во время экскурсий, праздников. Наблюдение – основа чувственного познания природы. Наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности детей.
Наблюдение 1. Знакомство с птицей.
Вторая младшая группа.
Первое восприятие птицы: ее внешних особенностей, позволяющих выделить птицу среди других животных и предметов; вычленение поведения. Знакомство с условиями жизни птицы.
Формирование у детей правильного отношения к живому – выстраивание экологической цепочки. В процессе деятельности начинает формироваться понимание зависимости жизни живого существа от факторов внешней среды и человека.
Цель: познакомить детей с городскими птицами. Обратить внимание на то, что птицы бывают разные. Они – красивые, веселые, бойко скачут и щебечут.
Наблюдение 2. Что птичка ест.
Цель: показать детям, что птицы питаются насекомыми и зерном. У птицы есть клюв, которым она клюет корм и пьет воду.
Наблюдение 3. Что есть у птицы.
Цель: уточнить особенности внешнего вида птицы. У нее есть голова, туловище, ноги, хвост, крылья. На голове – глаза, клюв, которым она клюет корм, пьет воду. С помощью ног птица скачет, сидит на веточке. Машет крыльями.
Наблюдение 1. Продолжение знакомства с птицей.
Средняя группа.
Общее знакомство с новой птицей, и детальное рассмотрение всех ее внешних особенностей. Углубляются представления об условиях жизни птиц.
Цель: выявить, чем птицы отличаются (размер, окрас, среда обитания). Установить черты сходства: есть головка, туловище, хвост, крылья, ноги; на голове – глаза и клюв.
Наблюдение 2. Как птица поет.
Цель: учить детей самостоятельно прислушиваться к звукам, издаваемым птицами, слушать пение, чувствовать его красоту. Объяснить, что пение птиц – это радостное состояние.
Наблюдение 3. Сколько чего у птицы.
Цель: уточнить с детьми представления о внешнем виде птицы. У нее одна голова, один хвост и клюв, два крыла, две ноги, два глаза, много перьев, которые покрывают все тело, кроме клюва и ног. Перья разного цвета, они мягкие и легкие.
Наблюдение 4. Как птица купается.
Цель: поощрять самостоятельные наблюдения детей и их высказывания об увиденном моменте.
Наблюдение 5. Зачем птице ноги и крылья.
Цель: уточнить с детьми функции органов передвижения птицы. При помощи ног птица прыгает, сидит на ветке, почесывает тело; при помощи крыльев порхает, перелетает с места на место, купается в воде.
Наблюдение 1. Знакомство с новой птицей.
Старшая группа.
Продолжается уточнение представлений о внешнем строении птиц, о функционировании отдельных органов, обеспечивающих животному быструю и легкую ориентировку в окружающей обстановке, что в конечном итоге связано с его выживанием.
Цель: выявить отличительные особенности новой птицы во внешнем строении, в сравнении с птицей предыдущего года, найти черты сходства.
Наблюдение 2. Условия жизни птицы.
Цель: уточнить с детьми, что жизненно важно для птицы, какие условия составляют условия ее обитания.
Наблюдение 3. Какие ноги у птицы.
Цель: уточнить особенности строения ног птицы, их приспособительное значение: ноги тонкие, вверху покрыты перьями, внизу без перьев, покрыты чешуйками. На ногах 4 пальца, они широко расставлены – 3 вперед, один назад, поэтому птица стоит устойчиво. На пальцах тонкие загнутые острые когти.
Наблюдение 4. Есть ли у птицы шея.
Цель: показать детям, что короткая, почти незаметная шея птицы может вытягиваться, и тогда ее хорошо видно. С помощью шеи птица легко поворачивает голову в разные стороны и все замечает.
Наблюдение 5. Слышит ли птица.
Цель: выяснить с детьми, как птица реагирует на звуки; сообщить, что она хорошо слышит, что уши у нее расположены по бокам головы под перьями, их не видно. Птица на звук поворачивает голову, неожиданных громких звуков боится.
Наблюдение 6. Когда поет птица.
Цель: предложить самостоятельно выяснить, когда поет птица. Какие птица издает звуки, приятно ли ее слушать, отличаются ли трели разных птиц.
В подготовительной группе цикл наблюдений за птицами включает: рассматривание и уточнение особенностей внешности птиц, детальное знакомство со способами передвижения по твердой основе и по воздуху, знакомство со свойствами перьев, их расположением на теле, различным назначением. Дошкольникам этого возраста интересно наблюдать и за механизмом взлета и посадки, увидеть, как «веером» раскрываются хвост и крылья.
Циклы наблюдений – это конкретизированная для каждого возраста единая система представлений о птицах, в которой органически увязаны знания об их взаимосвязи со средой обитания, о многообразии видов, росте и развитии потомства.
В подготовительной группе дети наблюдают различные особенности птицы, связанные с полетом: рассматривают перья на ее теле, обнаруживают, что они разные не только по окраске, но и длине, характеру расположения волосков, что связано с разным их назначением.
Дети учатся распознавать видовое многообразие птиц (наблюдения на участке во время прогулок). Тема наблюдений очень важна – это фундаментальный метод экологического воспитания детей.
Виды занятий по ознакомлению дошкольников с природой:
- чтение литературы (книги);
- циклы бесед (картинки, слайды);
- художественное творчество (репродукции, фотографии, цветные иллюстрации);
- игра, ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому широко используется в экологическом воспитании (подвижные, дидактические, словесные игры);
- игровые обучающие ситуации (сюжетно-ролевые игры, театрализированные спектакли).
Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, у ребенка воспитывается стремление добиваться положительного результата. Дошкольники бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками. Педагогу предоставляется возможность развивать у детей трудовые умения и навыки. В. А. Сухомлинский писал: «…Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Оформление групповой выставки «Такая разная бумага» (подготовительная группа).
Предполагаемые результаты:
- формирование обобщающих представлений о способах работы с бумагой;
- развитие у детей творческого воображения, самостоятельности, усидчивости, аккуратности в работе;
- расширение запаса знаний об окружающем, познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности с бумагой.
Проект «Разведчики природы»
Цель: вызвать и поддержать у дошкольников чувство радости открытия и наблюдения.
Задачи:
- расширять знания ребенка многообразии растительного и животного мира;
- развивать его наблюдательность, умение делать самостоятельные открытия;
- учить фиксировать наблюдения с помощью схем и рисунков;
- обогащать словарь ребенка.
Открытия ребенка
Я узнаю птиц нашего города, леса.
Я узнаю, что они все живут по-разному.
Я узнаю, новые птицы и вспомню, которые уже знаю.
Вид проекта: познавательно-информационный.
Связь с другими видами деятельности: наблюдение на прогулке за птицами, рассматривание репродукций, чтение рассказов, рисование и лепка птиц, взаимодействие с родителями (посади дерево).