Александра
Планирование работы математического кружка «Считай, думай, смекай»
▼ Скачать + Заказать документы
Основные задачи
1. Помочь ребенку освоить территориальные понятия пространства такие как: больше — меньше, выше — ниже, право — лево, между.
2. Учимся делить целое на составные части.
3. Развиваем воображение, самостоятельность, визуальную и слуховую память, стимулируем речь.
4. Учимся анализировать, делать выводы, сравнивать.
5. Учимся простые математическим действиям : сложение, вычитание, подходим к делению и умножению, дробям.
Публикация «Планирование работы математического кружка „Считай, думай, смекай“» размещена в разделах
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Планирование. Планы работ
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Этапы работы :
• Начальный этап: знакомство с палками. Сенсорное развитие: можно раскладывать их в различные коробочки или чашки по цветам или размеру. Найди такую же палочку, как у мамы.
• Второй этап — работа по схемам (выкладывание палочек на изображение, сначала с мамой потом самостоятельно. Выкладываем свое изображение: фантазируем — домики, деревья, машинки, паровозики и пр.
• Третий этап — изучаем количественный состав, сколько палочек таких может уместиться в этой палочке, строим лесенки, какая палочка длиннее, какая короче. Найти самую короткую или самую длинную, измерить длину палочки другими палочками, найди столько же палочек, как у мамы.
Привить любовь к конкретному предмету – математике.
Дать необходимые современному дошкольнику знания в области математики и развить соответствующие способности детей.
Ожидаемые результаты:
№ Критерии
1. Количество и счет
считать в пределах 10, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным; относить последнее числительное ко всей группе).
Знать цифры от 1 до 10, соотносить цифры с количеством предметов, понимать отношения между числами в пределах 10 на основе измерения и цвета.
знать порядковый счет в пределах 10, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «который?», «какой по счету?».
устанавливать равенство и неравенство групп предметов, состоящих из разных предметов; формировать правильное обобщение числовых значений на основе счета.
Познакомить с количественным составом числа из 1 в пределах10;
Четные и нечетные числа
Простые арифметические действия
2. Геометрические фигуры
знать геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб.
знать геометрические тела: шар, куб, цилиндр.
иметь представление о том, как из одной формы сделать другую.
уметь видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов, символических изображениях предметов.
3. Величина
Закрепить умения устанавливать размерные отношения между 5 -10 предметами разной длины (высоты, ширины, систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем)порядке величины.
учить отражать в речи порядок расположения предметов и соотношения между ними по размеру.
Развивать умения сравнивать 2 предмета по величине опосредованно – с помощью третьего (условной мерки, равного одному из сравниваемых предметов.
4. Ориентировка во времени
различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь;
различать и называть времена года: осень, зима, весна, лето.
Закрепить умение устанавливать последовательность различных событий, определять, какой день сегодня (был вчера, будет завтра).
5. Ориентировка в пространстве
совершенствовать понимание смысла пространственных отношений, умений ориентироваться в окружающем пространстве, двигаться в заданной направлении, определять свое местоположения среди окружающих предметов.
Формировать умения ориентироваться на листе бумаги.
Календарно - тематический план.
Дата Тема Цель Содержание ОД
Октябрь
1-я
неделя Знакомство с новым нестандартным дидактическим материалом – цветными счётными палочками Кюизенера. Учить детей составлять группу из отдельных предметов. Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами
результат сравнения: длиннее,короче, равные по длине.
Развивать логическое мышление.
Знакомство со словом «прачечная».
Рассматривание и произвольная игра с палочками Кюизенера. Знакомство с правилами игры с цветными счётными палочками.
Игра «Змейка». Игровое упражнение «Строим дорожки».
Игра парами «Сушим полотенца».
Октябрь
2-я
неделя «Числа 1 и 2». Учить детей сравнивать предметы по длине и
обозначать словами
результат сравнения.
Познакомить с образованием числа 2,
цифрами 1и 2, т. е. палочками (белая и розовая, обозначающими
эти цифры. Развивать мелкую моторику.
Игра «В какой руке?»
Эксперимент : «Белая и розовая».
Игра «А вместе. ?»
Моделирование счётной лесенки (вертикальное и горизонтальное).
Игровое упражнение «Дострой справа самостоятельно».
Октябрь
3 –я
неделя «У кого больше». Закреплять название геометрической фигуры «треугольник». Учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине.
Классифицировать предметы по высоте, в
сравнении называть, какой
«выше», «ниже», «одинаковые по высоте».
Развивать воображение. Экспериментирование с построенными из счётных палочек треугольниками.
Игра «Столбики».
Игровое упражнение
«Моделирование заборчика для ёлочек и животных» (с использованием мелких игрушек).
Октябрь
4 –я
неделя «Число 3». Познакомить детей с образованием числа 3 и цифрой 3, с помощью соответствующей цветной счётной палочки (голубой).
Упражнять в ориентировке в пространстве.
Развивать зрительный глазомер.
Игра «Сколько в какой руке?»
Эксперимент: «Белая, розовая, голубая».
Игровое упражнение «А сколько вместе?»
Моделирование счётной лесенки (вертикальное и горизонтальное).
Игровое упражнение «Дострой справа самостоятельно».
Ноябрь
1 –я
неделя «Постройка дома». Учить детей моделировать предмет из четырёх палочек одной длины, сравнивать предмет по высоте. Упражнять в счёте; в различии количественного и порядкового счёта, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счёту?»
Преобразовывать конструкцию предмета.
Закреплять умение сравнивать предметы по длине.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Развивать мелкую моторику.
Игра «Строительство домов».
Конструируем:
«Скворечник».
Описательный рассказ о своём доме.
Игровое упражнение
«Моделирование квадрата и прямоугольника».
Ноябрь
2 –я
Неделя
«Число 4». Познакомить детей с образованием числа 4 и цифрой 4, с помощью соответствующей цветной счётной палочки (красной).
Развивать у детей представления: о цвете, о
составе числа из двух меньших чисел.
Закреплять названия геометрических фигур.
Упражнять в счёте, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счёту?»
Учить детей понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Знакомство и формирование навыка работы с плато.
Эксперимент: «Белая, розовая, голубая, красная».
Игровое упражнение «А сколько вместе?»
Моделирование счётной лесенки (вертикальное и горизонтальное).
Игра – конструирование
«Пирамидка и лесенка».
Игра «Разноцветные
флажки».
Ноябрь
3 –я
неделя «Число 5». Продолжать учить детей считать в пределах 5 и знакомить с порядковым значением числа 5, правильно отвечая на вопросы : «Который по счету?», «На котором месте?»
Познакомить детей с образованием числа 5 и цифрой 5, с помощью соответствующей цветной счётной палочки (жёлтой).
Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию воспитателя.
Подвести детей к выводу,
что у каждого числа есть свой цвет. Эксперимент: «Белая, розовая, голубая, красная, жёлтая».
Игровое упражнение «А сколько вместе?»
Моделирование счётной лесенки (вертикальное и горизонтальное).
Игра – конструирование
«Пирамидка и лесенка».
Игра «Выложи по цифрам».
Игровое упражнение
«Число и цвет».
Ноябрь
4 –я
неделя «Дорога к дому». Закреплять умение детей измерять с помощью условной мерки; ориентироваться в пространстве на ограниченной площади.
Пользоваться словами:
слева, справа, выше, ниже,
далеко, близко.
Учить детей понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Развивать мелкую моторику.
Развивать зрительный глазомер.
Игра -конструирование:
«Дорога к верхнему и нижнему домику».
Игровое упражнение:
«Моделирование
«Дачный посёлок».
Игровое упражнение «Подбираем к домику крышу».
Декабрь
1 –я
неделя «Новоселье». Закреплять умение сравнивать палочки по длине; соотносить величину предмета с ограниченным пространством.
Учить сравнивать предметы по величине; обозначать словами результат сравнивания
(выше – ниже, шире – уже, больше – меньше). Закреплять умение различать порядковый и количественный счёт, отвечать на вопросы: сколько, который по счёту;
составлять числа из единиц
(один, ещё один, ещё один
и т. д.).
Игровое упражнение: «Моделирование: «Мебель в нашем доме».
Игра – конструирование:
«Дом и мебель для матрёшки».
Игра - фантазирование
«Стулья для семьи».
Декабрь
2 –я
неделя «Взрослые и дети». Моделировать предмет по словесной инструкции; ориентироваться в пространстве.
Учить детей создавать образ человека (ребёнка) по представлению; использовать палочки разной длины в соответствии с пропорциями частей тела;
находить сходство и различие между предметами.
Конкретизировать представления детей об обобщённом образе человека (мужчина, женщина, мальчик, девочка, бабушка, дедушка) в модельной конструкции.
Развивать умение оперировать признаками предмета; сравнивать изображённых людей по полу и возрасту.
Игра - эксперимент
«Кукла Маша».
Игра – моделирование:
«Автопортрет».
Игра «Составьте семью и расскажите о ней».
Декабрь
3 –я
неделя «Лес» Упражнять детей в конструировании деревьев разных пород из палочек; сравнении предметов по высоте с помощью условной мерки. Закреплять умение ориентироваться в пространстве, пользоваться словами: дальше, ближе, выше, ниже, слева, справа.
Упражнять в различении геометрических фигур
(квадрат, треугольник, прямоугольник).
Учить преобразовывать одну геометрическую фигуру в другую, развивать память и внимание.
Закрепить представления о последовательности времен года.
Закрепление навыка работы с плато.
Загадки и стихи о лесе. Игра – конструирование:
«Дерево».
Проблемная ситуация:
«Как сделать лес».
Чтение отрывка из рассказа Пришвина «Лес».
Ритмическая пластика ( дети изображают деревья в разную погоду: ветки деревьев тянутся к солнцу, гнутся от ветра).
Игровое упражнение «Когда это бывает?»
Декабрь
4 –я
неделя «В гости к ёлочкам». Учить детей видеть форму в предметах, воспроизводить сходство с реальными предметами (строение, пропорции, соотношение частей).
Упражнять детей в определении длины предмета; закреплять умение пользоваться словами: длиннее – короче,
самая короткая; развивать представления об эталонах цвета.
Развитие воображения,
зрительного глазомера.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Загадки о ёлочке.
Игра – конструирование: «Ёлочка».
Работа по подгруппам :
игра – моделирование
«Хвойный бор».
Составление описательного рассказа.
Игровые упражнения :
«Наряди свою ёлочку
новогодними игрушками»,
«Запороши свою ёлочку снежком».
Январь
1 –я неделя «Три подружки». Закреплять умение сравнивать предметы по высоте, обозначать словами результат сравнения (выше – ниже);
измерять с помощью условной мерки; моделировать предметы по воображению.
Развивать у детей:
- представления о цвете,
умение называть цвета;
- зрительный глазомер;
- учить детей понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно;
- формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.
Стихотворение – загадка.
Игра - эксперимент «Таня, Леночка и …».
Рассуждение детей о своих моделях.
Игровое моделирование
лесенки – «Рост девочек».
Игра – конструирование:
«Лесенка высокая и
лесенка низкая».
Январь
2 –я
неделя
«Мы с Тамарой ходим парой». Упражнять детей в счёте двойками.
Учить находить сходство и различия между предметами, осмысленно использовать математическое понятие «пара».
Развивать у детей:
- представления
о толщине («толстый», «худой», «тонкий»);
- зрительный глазомер;
- учить детей понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно;
- формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.
Работа парами :
игровое упражнение:
1.«Расставь палочки парами».
2. Выполни задание по словесному описанию.
Игра – конструирование:
«Лесенка широкая и лесенка узкая».
Январь
3 –я
неделя
«Строим мост через реку». Учить детей моделировать по условию; измерять с помощью условной мерки;
находить соответствие цвета с числом.
Упражнять в счёте.
Развивать у детей:
- представления об эталонах цвета;
- представления о ширине («широкий», «узкий»);
- умение сравнивать предметы по ширине;
- умение подбирать плоты по размеру;
-учить детей понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно;
- формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.
Предварительная работа :
Просмотр слайдов, видеозаписей, иллюстраций с изображением рек (где река берёт начало; река в самом широком и самом узком месте).
Игра – конструирование:
1.«Выложи из палочек реку».
2.«Установи мосты над ней».
3.«Сделай ступеньки к мостам»
Игровое упражнение :
«Конструирование плотов на реке».
Январь
4 –я
неделя «Праздничное
угощение». Учить детей делить целое на равные части; показывать и называть части: одна вторая, две четверти, половина.
Закреплять понятия: «часть меньше целого», «целое больше части».
Развивать умение составлять целостное изображение из частей.
Закрепление знаний о профессии - пекарь.
Продолжать формировать навыки самостоятельной работы и творческого воображения. Игра – эксперимент:
«Угощаем тортом».
1. Выполнение задания по словесному описанию.
2. Создание проблемной ситуации.
3. Чтение стихотворения.
4. Рассуждение детей
по содержанию текста.
Февраль
1 –я
неделя
«Посуда». Учить детей воспроизводить сходство модели с реальным предметом.
Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные условной мерки.
Формировать навыки моделирования предметов по образцу, развивать воображение.
Ознакомление с окружающим (посудой).
Развивать воображение, разговорную речь, обогащать словарный запас.
Прививать навыки объединяться в игре парами и группами.
Игра – конструирование «Кастрюльки».
Игра - моделирование:
«Магазин».
Игра - фантазирование «Если бы, да кабы…» у кастрюли появились ноги, описать её дальнейшие приключения.
Февраль
2 -я неделя «Чайная посуда». Продолжить знакомить
с окружающий миром (заварочный чайник, самовар, сахарница и т. д.)
Знакомство с симметрией.
Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать цело и часть.
Развивать умение детей воспроизводить предметы по представлению.
Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.
Учить детей понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Развивать мелкую моторику.
Развивать зрительный глазомер.
Игра – конструирование:
«Посуда к чаепитию»
(чашки, сахарница, чайники, вазы, самовары)
Выполнение симметрии по заготовкам.
Февраль
3 –я
неделя «Вооружение
Российской Армии». Продолжить знакомство
с окружающий миром
(корабли и пароходы).
Учить детей измерять с помощью условной мерки;
Находить соответствие цвета с числом; упражнять в счёте; моделирование по замыслу.
Находить отличие между предметами и выкладывать из палочек разные модели.
Закреплять умение детей
следовать заданному алгоритму; точно выполнять словесную инструкцию; закреплять навыки измерительной деятельности. Предварительная работа : рассмотреть с детьми книги, иллюстрации с изображением кораблей и пароходов.
Игра – конструирование:
«Кораблик».
Работа парами :
-найти различия между
моделями;
- составление описательного рассказ друг другу.
Игровое упражнение: «Море волнуется».
Февраль
4 – я
неделя «Воздушные корабли России».
Продолжить знакомство
с окружающий миром
(самолёты, парашютисты).
Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения, соответствующие размеру картины; распределять их в пространстве а целью получения нужного образа.
Развивать ориентировку детей в пространстве («слева», «справа», «вверху», «внизу», воображение, зрительный глазомер.
Учить детей понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.
Предварительная работа :
рассмотреть с детьми книги, иллюстрации с изображением самолётов и парашютов
Игра – конструирование:
«Самолёты и парашютисты».
Работа парами :
-найти различия между
моделями;
- составление описательного рассказ друг другу.
Март
1 –я
неделя «В подарок маме». Учить детей находить в изображаемой конструкции
определённое сходство с выбранным цветком (в строении, пропорциях частей); сравнивать предметы по длине. Упражнять в счёте; умении отсчитывать меньшее количество из большего.
Закрепление навыка работы с плато.
Развивать разговорную речь, воображение, глазомер. Предварительная работа :
Рассмотреть с детьми иллюстрации, открытки, на которых изображены цветы.
Выставка живых цветов.
Игра - конструирование:
«Твой любимый
цветок».
Выставка моделей
цветов, выполненных
детьми.
Март
2 – я
неделя «Ваза для цветов» Учить детей придумывать дизайн ваз для цветов
разной величины; соотносить размер вазы с воображаемым цветком.
Развивать воображение.
Использование математических терминов
в рассказе о своих дизайнерских находках. Предварительная работа :
- организовать выставку «Вазы» (подобрать вазы для выставки, репродукции картин, журналы, книги, слайды).
- Акцентировать внимание на дизайнерских решениях
в изображении, соотношении размеров цветов с размерами ваз.
Игра – моделирование:
«Моя ваза».
Игра «Отгадай загадку и найди вазу для этого цветка».
Март
3 –я
неделя
«Выставка собак». Развивать умение детей воспроизводить предметы по представлению; сравнивать предметы по величине; находить сходства и различия между предметами.
Способствовать развитию у детей речи, памяти, внимания; умению добиваться результата и самостоятельности. Предварительная работа :
- рассмотреть с детьми книги, открытки, фотографии, на которых изображены собаки;
- обратить внимание на породы, внешний вид,
место содержание собак
Игра - конструирование:
- «Выложи отгадку из палочек».
- придумать кличку,
- назвать породу,
- рассказать о собаке.
Проблемная ситуация:
- как сделать выставку.
Работа в группах :
- придумать историю о дрессировке собак.
Март
4 –я
неделя «Время». Продолжить знакомство
с окружающий миром
(часы).
Развивать умение у детей моделировать часы; определять время по часам. Закрепить представления, что результат счета не зависит от величины предметов и направления счета. Закрепить знание детей цифр, и их соответствие цвету палочек.
Учить делить круг на две части, называть часть и сравнивать целое и часть.
Игра – конструирование:
«Часы»
Игровое упражнение :
«Покажи один час,
три часа и т. д.».
Работа парами :
«Расскажите о ваших часах».
Апрель
1 –я
неделя «Полёт в космос». Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению.
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы, центр листа.
Учить соотносить форму предметов с геометрической фигурой.
Закреплять навык моделировать по словесной инструкции.
Продолжить знакомство
с окружающий миром
(космос). Игра – конструирование
«Космодром».
Работа коллективная
«Космос».
Апрель
2 –я
неделя «Строим новую площадку» Закрепить знания детей о цветовом и числовом значении палочек. Закрепить умение увеличивать и уменьшать число на один.
Упражнять в сравнении предметов по ширине и высоте, в обозначении словами результата сравнения (шире – уже, выше – ниже, разные по высоте)
Продолжать учить ориентироваться в пространстве, в умении пользоваться словами :внутри, снаружи. Игра – моделирование: «Строим ворота»
Игровое упражнение: «Найти сходства и различия»
Игра «Назови игрушки вкладыши».
Апрель
3 –я
неделя «Выложи по цифрам». Закреплять умение детей соотносить число с цветом. Упражнять в счёте, упражнять в измерении. Продолжить знакомство
с окружающий миром
(деревья).
Учить детей понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.
Игра – конструирование
«Выложи дерево».
Предварительная работа :
- подобрать палочки в соответствии с рисунком;
- разложить палочки по цвету;
- исследовать цифровое обозначение.
Игра «Расскажи о дереве».
Апрель
4 –я
неделя «Журавушка». Учить моделировать предмет из заданного количества деталей; определять направление
движения, называть и видеть пары предметов в изображённом предмете.
Упражняться в счёте.
Развивать глазомер.
Учить детей понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Продолжить знакомство
с окружающий миром
(прилетающие весной птицы).
Игра – моделирование:
-выложить из палочек отгадку (журавля).
Пластический этюд для рук и пальчиков:
«В гнёздышке спи птичка».
Май
1 –я
2 –я
3 –я
неделя
«Играем вместе». Закрепить представления о том, что результат счета не зависит от размера и цвета, расположения предметов.
Упражнять в умении сравнивать предметы по величине, раскладывая их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами.
Развивать умение определять равенство и неравенство предметов.
Совершенствовать умение составлять число из единиц.
Развивать глазомер.
Учить детей понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Игры:
«На лестничной площадке»,
«Назови соседей»,
«От дома к дому»,
«Числовой коврик»,
«Домино»,
«Помоги машинам выехать из гаража».
Май
4 –я
неделя Итоговое развлечение на основе дидактических игр и упражнений.