Татьяна Тюрина
Математический досуг с родителями в средней группе «Математика — это интересно»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: стимулирование интеллектуального развития.
Задачи: побуждать родителей к участию в образовательной деятельности группы; расширять их представление об особенностях формирования познавательной деятельности у детей, продемонстрировать в математической игре знания, умения и навыки, которыми дети овладели в детском саду; закрепить у детей знания, полученные ранее (знание геометрических фигур, цифр, количественный и порядковый счёт до 5); развивать логическое мышление, внимание, память, умение проявлять находчивость, смекалку, взаимопомощь, понимание юмора; доставить радость и удовольствие детям и взрослым от совместных игр; способствовать повышению мотивации, интереса к играм математической направленности у дошкольников и их родителей (законных представителей); создать позитивный настрой способствующий сплочению коллектива родителей, укреплению сотрудничества семьи и детского сада.
Публикация «Математический досуг с родителями в средней группе „Математика — это интересно“» размещена в разделах
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Сценарии математических развлечений
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Материалы : карточки с изображениями предметов, похожих на геометрические фигуры и геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; 2 повязки для глаз, 2 обруча, мячики, 2 корзинки; 2 комплекта цифр 1 - 5; счётные палочки; настольный конусный театр «Теремок» и маски героев этой же сказки; бумажные самолёты – по количеству детей; 2 листа, вырезанные из бумаги предметы для заданий (солнца, облака, ёлочки, птички и домики).
Ход мероприятия.
(дети и родители разделены на 2 команды)
- Добрый вечер, уважаемые родители. Все вы учились в школе. Какой предмет был у вас самый любимый?
- А какой предмет из школьной программы вам больше всего пригодился в жизни?
- Это, конечно, математика.
- Как вы считаете, с какого возраста нужно начинать учить ребенка математике?
- В детском саду тоже есть такой предмет, как формирование элементарных математический представлений. Занятия по математике в саду очень сильно отличаются от занятий в школе. И главное их отличие, что дети приобретают первые математические навыки в игре.
- Всем известно, что математика «приводит в порядок ум», формирует такие жизненно важные личностные качества как внимание, память, мышление, творческие способности. Формирование математических представлений – это не столько подготовка детей к успешному овладению математикой в школе, сколько их всестороннее развитие. Черпать свои знания по математике ребенок должен не только в детском саду, но и в повседневной жизни, в семье, здесь родители играют важную роль.
- Игра является одной из ведущих деятельности ребенка. Игра способствует умственному развитию дошкольника. Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Предлагаем принять участие в этих играх.
- Мы собрались, чтобы узнать, как вы умеете считать, отгадывать загадки, какие вы находчивые и ловкие.
Предлагаем вам деловую игру по «Развитию умственных способностей дошкольников средствами занимательной математики»
И первая игра, которую мы вам хотим предложить – это игра «Ладошки».
Предлагаем Вам встать в круг и поприветствовать друг друга.
Игра «Ладошки»
- Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять: (хлопаем в ладоши)
1,2,3,4,5.
Продолжаем потирать! (потираем руки)
Мой сосед такой хороший!
Я ему пожму ладошки. (пожимаем руки с одной стороны)
И другой сосед хороший-
И ему пожму ладошки. (пожимаем руки с другой стороны)
Руки вверх поднять пора. (поднимаем руки вверх)
Крикнем дружное: Ура! (машем руками)
- Спасибо!
Разминка (по очереди – один вопрос детям, другой – родителям)
(* - вопросы родителям)
* Стоит дуб. На дубе висят два больших яблок и два маленьких. Сколько всего фруктов растет на дубе? ( Ответ: ни одного — на дубе яблоки не растут)
*У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье? ( Ответ: 3.)
* Мама купила 3 банана и 6 яблок. Сколько овощей купила мама? (нисколько)
- Сколько пальцев на одной руке?
* Сколько углов у квадрата?
- Сколько углов у треугольника?
- Сколько углов у круга?
- Сколько огней у светофора?
* Сколько пальцев на двух руках?
- Сколько ушей у зайца?
- Сколько у кота лап?
* Сколько лап у двух котов?
- Сколько лапок у птицы?
* Сколько сторон у треугольника?
- Сколько хвостов у трех котов?
* Сколько дней в неделе?
- Сколько времен года?
- Сколько пальцев на одной ноге?
Надо отгадать загадки о геометрических фигурах. Загадки загадываются по одной каждой команде.
1. Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня! (Круг.)
2. Катился круг и вдруг упал
Бока себе чуть – чуть помял.
Фигуру эту я узнал:
Был круг, а стал теперь… (Овал.)
3. Из него мы строим дом
И окошко в доме том
За него в обед садимся.
В час досуга веселимся.
Ему каждый в доме рад
Кто же он? Наш друг. (Квадрат.)
4. Он квадрата брат родной,
Каждый угол в нем прямой.
Две стороны одинаковой длины,
И еще две стороны
Чуть короче, но равны. (Прямоугольник.)
5. Три вершины, три угла,
Три сторонки – кто же я? (Треугольник.)
6. Четыре угла и четыре сторонки,
Похожи точно родные сестренки.
В ворота его не закатишь, как мяч,
И он за тобою не пустится вскачь.
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали? Ведь это … (Квадрат.)
- А сейчас проведем игру «Найди предметы нужной формы».
Детям раздаются картинки, их задача – определить, на какие геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник овал) они похожи.
- У кого есть предмет такой формы? (Воспитатель показывает круг)
- Что это за предмет, назовите его… (Мячик, он круглый….)
Аналогично с квадратом, треугольником, прямоугольником и овалом.
- А родители в это время попробуют «оживить круг» (нарисовать как можно больше предметов, напоминающих форму круга)
- Прежде чем приступить к следующей игре, ответьте - считать до какого числа должен уметь ребенок в среднем дошкольном возрасте
И для закрепления цифр предлагаю вам вот такую игру
«Живые цифры» (детям и родителям раздаём по комплекту цифр от 1 до 5). Задание: построиться по порядку. Чья команда быстрее!
Игра «Логические концовки» (для детей)
- Я начинаю предложение, а вы заканчиваете:
У цапли ноги длинные, а у утки…
Арбуз большой, а яблоко….
Шарф узкий, а плед….
Грузовая машина высокая, а гоночная…
Если стол выше стула, то стул…
Если правая рука справа, то левая…
Если сестра старше брата, то брат…
- А теперь задание родителям – «Назвать пословицы и поговорки, в которых присутствуют цифры».
- Следующее задание: чья команда быстрее построится по росту.
Задание «Кто быстрее соберёт мячики».
- 2 взрослых с завязанными глазами каждый возле своего обруча собирают по сигналу мячики в корзинку под музыку. Кто быстрее соберет?
- Посчитаем мячики и узнаем у кого больше.
Игра повторяется с детьми.
Игра «Собери картину»
- У каждой команды листы белой бумаги и предметы из цветной бумаги. Надо разложить предметы по ориентирам:
- Солнце поместите в правом верхнем углу. Облачко – в левом верхнем углу. Посередине – птичку. В левом нижнем углу – домик, а в правом нижнем - ёлочку.
- Я знаю, что родители у нас современные и знают некоторые математические игры. Кто назовет их? Может быть какие-то есть у вас дома…
Следующее задание – со счётными палочками.
Мы будем превращать обычные палочки в разные фигуры.
- Возьмите 4 палочки и выложите из них квадрат.
Теперь возьмите ещё одну палочку и положите её в середину квадрата так, чтобы у вас получилось два треугольника.
- Возьмите 6 палочек и выложите из них прямоугольник. Снова возьмите ещё одну палочку и положите её так, чтобы у вас получилось два квадрата.
Для родителей задания посложнее :
- Составьте из 10 одинаковых палочек 2 квадрата: большой и маленький.
- из 2 палочек составить квадрат.
- из 10 палочек составить три одинаковых квадрата.
Игра с детьми: «Самолёт летит» (на ориентировку в пространстве)
Наша рука – самолёт.
Он отправляется в полет:
Вот он над головой,
А теперь – передо мной,
Справа, слева, вниз – «в пике»,
А теперь – в аэропорт –
Это – «левое колено» (правое плечо и др).
«Кто знает – тот отвечает!» (ориентировка во времени)
Если дети затрудняются – помогают родители.
Четверг – какой день по счёту?
Какой день недели будет после вторника?
Сегодня пятница – какой день завтра?
Какой день недели 1? 2? 5? (по счёту)
- Занимательный математический материал содержится не только в играх, но и в сказках. Есть много сказок, в которых встречаются цифры, где можно увидеть последовательность, порядковый счет.
- Задание для родителей : вспомните и назовите сказки, где встречаются цифры, а ребята помогут. («Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Али-Баба и сорок разбойников», «Белоснежка и семь гномов», «Три мудрых совета», «Три сестры», «Три подарка», «Три толстяка, «Три поросенка»)
- Молодцы!
А теперь я называю сказку, а Вы находите в ней числительное.
(«Теремок»- 7 героев,
«Репка» - 6 героев,
«Царевна-лягушка» - 3 сына, 3 стрелы, 3 задания»,
«О рыбаке и рыбке» - 30 лет и 3 года, 3 раза невод забрасывал, 3 раза старуха посылала старика к рыбкке)
«Хаврошечка» - три сестры: Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка, три раза мачеха давала задание, три раза коровушка помогала)
- Поиграем в игру «Теремок». Задание: расставить героев сказки в том порядке, как они приходили к теремку. (дети – настольный конусный театр, а родителям – одеть маски и построиться)
Молодцы! Здорово у вас получилось!
Упражнение «Найди и раскрась»
Задание детям (в тетрадях) : раскрасить картинку, внимательно смотрим на подсказки! : треугольники - красным цветом, квадраты - синим цветом, круги – жёлтым, овалы - зеленым цветом.
Пока дети раскрашивают – информация для родителей :
Программа «От рождения до школы», по которой мы работаем в нашем детском саду, ориентированиа на формирование у детей математических понятий и представлений, лежащих в основе содержания курса:
- о количественном и порядковом числе;
- о геометрических фигурах;
- о величине, измерении и сравнении величин;
- о пространственных и временных отношениях между объектами и явлениями действительности.
Реализуются эти задачи не только в на занятиях, но и в свободной и самостоятельной деятельности (настольные и дидактические игры, подвижные, театрализованные и др.
Вы можете посмотреть какие игры имеются в нашей группе (показываем где находится матем уголок).
Применение таких игр, сказок и т. п. - повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти, мышления детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая детей в процессе игры, надо стремиться к тому, чтобы радость от игры перешла в радость учения.
Уважаемые родители! Вы сегодня сами убедились, что игры математического содержания помогают воспитывать познавательный интерес, способность к исследовательскому поиску. Занимательные задачи, игры, головоломки способствуют становлению и развитию целенаправленности, настойчивости, самостоятельности.
Обязательно играйте в развивающие игры вместе с детьми. Играя с ребенком, старайтесь не опережать его, давая подсказки, не выполнять задания за него.
Игра должна доставлять радость, обязательно отмечайте успех, похвалите, поддержите своим вниманием, но не забудьте - чрезмерная похвала может навредить, поэтому иногда нужно показать ребенку, что он не использовал все свои возможности, особенно в старшем возрасте.
Не превращайте развивающие игры в обычные, если игра всегда под рукой – интерес может пропасть. Пусть она находится на хорошо видном, но не совсем доступном для ребенка месте.
Не принуждайте ребенка играть в развивающие игры, но создайте условия, чтобы у него появлялось желание в них играть.
С помощью этих и других подобных игр мы сможем развить у детей интерес к математике и развить многие ценные качества личности, которые пригодятся при обучении в школе.
Играйте вместе с детьми. Развивайте у детей творческие способности, придумывайте новые игры. Мы тоже не будем останавливаться на достигнутом, а продолжим работу в этом направлении и надеюсь. Общими усилиями будем улучшать наши результаты. Спасибо за внимание!
Вы все прекрасно справлялись с заданиями. Молодцы ребята! И родителям большое спасибо за участие! До новых встреч! До свидания!