Елена Кулешова
Консультация для родителей «Математические представления в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Математические представления в дошкольном возрасте, консультация для родителей.
К основным задачам математического развития в дошкольном возрасте можно отнести следующее:
Знать, как выглядят цифры и называть их;
Соотносить понятия «количество», «число» и «цифра»;
Темочки:
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Освоить понятия «ноль», «один», «много»;
Уметь сравнивать количество: «больше», «меньше», «равно»;
Понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания.
Чтобы ребенку было интересно, проводите Ваши занятия в игровой форме. Еще лучше, если математические упражнения будет ненавязчиво перенесены в повседневную жизнь, например, можно играть во время прогулки, готовки или купания. Используйте счетные материалы, которые нравятся именно Вашему малышу.
Порядковый счет
Тренировать навыки счета малыша эффективнее всего в повседневной жизни. Считайте все, что вы видите и что интересно ребенку: игрушки, машины, цветочки, кубики, ложки и т. д. Такие незатейливые игры можно проводить уже с 1 года. Со временем малыш запомнит последовательность чисел и будет понимать, что за числом стоит соответствующее количество предметов.
Как объяснить ребенку, что такое «ноль»?
Значение числа ноль довольно просто объяснить ребенку. Например, складывая игрушки в коробку, считайте их, а когда не останется ни одной, скажите: «больше нету – ноль игрушек». Еще лучше малыш запомнит число ноль, если добавить в объяснение элемент юмора. Спросите у малыша, сколько жирафов поместится у Вас в кармане? Конечно, кроха ответит, ноль.
Понятие «столько же»
Если говорить о развитии мышления малыша, то понятие «такой же» усваивается у ребенка одним из самых первых. Аналогами этого понятия в математике являются «столько же» и «равно». Отработать их проще всего в сюжетно-ролевой игре. К примеру, скажите малышу, что к Вам в гости пришли любимые игрушки, и нужно их накормить. Мишка хочет одну конфету и, чтобы зайцу не было обидно, нужно дать ему столько же конфет. Точно также можно играть в магазин, ферму, стройку и т. д.
Учимся сравнивать количество («больше», «меньше»)
Если ребенок освоил понятие «столько же», он без труда поймет, что означают понятия «больше» и «меньше». Перед мишкой на тарелку положите 3 конфеты, а перед зайкой пять. Попросите малыша подумать, у кого конфет больше. Можно попробовать определить это на глаз или посчитать их. Если ребенок легко сравнивает по количеству одинаковые предметы, попробуйте ввести дополнительный признак (например, размер, которые усложнит задание. Положите перед малышом 3 больших кубика и 4 маленьких (так, чтобы они занимали примерно одинаковое место). В этом случае, чтобы правильно ответить, где кубиков больше, ребенок должен различать понятия размера и количества.
Обратный счет
Тренируйте с малышом не только прямой, но и обратный счет. Это удобно сделать при игре с пирамидкой: снимая кольца, считайте, сколько осталось на столбике. Также упражняться в обратном счете можно в повседневной жизни, убирая что-либо, складывая, отсчитывая время. Навык обратного счета очень важен, так как именно на его основе будет формироваться умение вычитать.
Как научить дошкольника складывать и вычитать?
В основные задачи дошкольного возраста не входит умение решать сложные арифметические примеры, но понять смысл действий сложения и вычитания будет не трудно. Для этого можно использовать такую математическую игру: вместе с игрушкой отправляемся в волшебную страну на поиски клада (это могут быть камушки, аквагрунт, пуговицы, шишки и так далее). Складывайте сокровища в корзину. В конце путешествия рассмотрите свои богатства: предложите ребенку посчитать, например, сколько синих камушков он нашел, сколько красных, а потом - сколько всего камней.
Чтобы освоить вычитание, поиграйте с малышом в математические прятки. Разложите на столе несколько мелких предметов и сосчитайте их. Затем закройте ладошкой один или несколько предметов и попросите ребенка сказать, сколько осталось.
Изучаем состав числа
Чтобы помочь малышу освоить сложение и вычитание, полезно изучать состав чисел (например, 4 состоит из 2 и 2 или 3 и 1). Для этого возьмите определенное число предметов, хорошо знакомое малышу, и разделите его между игрушками (или между собой) разными способами. Также наглядно отразить состав чисел помогут математические домики. Такие плакаты можно купить в магазине или сделать самим.
Учим соотносить цифры и количество
Приготовьте для малыша карточки с цифрами и потренируйтесь соотносить цифру с количеством предметов. Можно строить башни из конструктора соответствующей высоты, играть в домино, рамки-вкладыши, выкладывать дорожки из счетных палочек и многое другое.
Чтобы ребенок лучше запомнил цифры и их последовательность, предложите малышу следующие игры:
Приклейте на делали конструктора или кубики цифры и попросите ребенка построить башню так, чтобы этажи были расставлены верно;
Математический пазл;
Математическая раскраска;
Назови соседей числа;
Соедини по цифрам.
Выводы
Дети дошкольного возраста от природы очень любознательны и быстро впитывают новую информацию. Если постепенно вводить математические игры в повседневную жизнь и сюжетно-ролевые игры, то незаметно для себя ребенок освоит счет, научится сравнивать количества предметов и выучит цифры. Главное, чтобы занятия приносили радость Вам и Вашему малышу.