Татьяна Романова
Мастер-классы выходного дня
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, и наоборот: способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности является изобразительная деятельность, в частности, аппликация. Аппликация в детском саду — эффективное средство познания действительности. Она помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Аппликация важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.
Публикация «Мастер-классы выходного дня» размещена в разделах
Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.
Виды аппликации:
• предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т. д.);
• сюжетная, отображающая те или иные события;
• декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, бумажные салфетки, ватные диски, крупы, ткани и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции.
Данная программа направлена на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развития воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.
Кружок дает широкие возможности для творческого самовыражения, способствует осознанному выбору ребенком деятельности на созидание, создание нового, а не на разрушение, желание сломать.
Цель работы кружка: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.
Основные задачи:
• формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
• учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок);
• учить работать с нетрадиционным материалом при создании аппликации;
• умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
• учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции);
• обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
• развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
• развитие речевых навыков;
• развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
• воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
• воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Форма работы с детьми:
Программа предполагает проведение одного-двух занятий в месяц, во по субботам. Продолжительность занятий составляет 1 час.
Программа рассчитана для детей среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста (4-7лет) и их родителями. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).
Срок реализации программы 8 месяцев.
Ожидаемые результаты работы: решение задач данной программы поможет детям:
• уметь украшать свою работу различными материалами;
• уметь планировать работу по реализации замысла;
• предвидеть результат и достигать его;
• мастерить игрушки, сувениры, создавать объемные картины, композиции.
• развить активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности;
• уметь находить новые способы для художественного изображения;
• передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
• использовать различные приемы и техники при выполнении аппликации.
• Наладить взаимоотношение родитель-ребенок.
• Помочь сформировать навык совместного творчества взрослый-ребенок.
Подведение итогов: осуществляется в виде проведение выставок.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:
• цветной картон для фона,
• гофрированная бумага,
• цветная бумага,
• салфетки,
• фольга,
• клеенки,
• ножницы,
• клей-карандаш,
• простые карандаши,
• различный природный материал,
• разные номера кисточек
• скотч
• крупа
• ткань
• цветная двусторонняя бумага, тонированная бумага
• ватные диски
• конфеты
• декоративные украшения.
Учебно-тематический план:
Месяц
Тема занятий
Кол-во
часов
Октябрь
Букет из конфет
1
Ноябрь
Фото-рамка
Фото-рамка
2
Декабрь
Объемная аппликация из бросового материала
1
Январь
Аппликация из ваты
2
Февраль
Аппликация из крупы, ниток, яйца, макарон
1
Март
Букет для мамы
Подделки из природного материала
2
Апрель
Аппликации из цветной и гофрированной бумаги
1
Май
Аппликации из ткани
Аппликация из атласных лент
2
Перспективный план
Октябрь (Букет из конфет)
Цель занятий: научить накладывать и наклеивать детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру; научить задумывать образ и последовательно его создавать; закреплять умение аккуратно намазывать клеем детали аппликации.
1. Букет из конфет на тему «Осенние листья»
Ноябрь (обрывная аппликация)
Цель занятий: научить конструировать изображение из клочков бумаги; учить обрывать края бумаги, закругленной формы; учить скатывать большие и маленькие комочки из бумаги; учить самостоятельно придумывать и изготавливать композиции.
1. Фото-рамка «Сердце»
2. Фото-рамка «Овал»
Декабрь (объёмные аппликации из бросового материала)
Цель занятий: научить аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне и вырезать фигурки; воспитывать терпение; продолжать развивать творческие способности.
1. Украшение на ёлку «Волшебные шары»
Январь (аппликации из ваты)
Цель занятий: научить накладывать и наклеивать вату на изображенный силуэт; закреплять знания о новых видах ручного труда; обобщать знания о зиме.
1. Картина «Зимний лес»
2. Фигурки «Веселые снеговики»
Февраль (аппликация из крупы, макарон)
Цель занятий: научить накладывать и наклеивать крупу на готовый силуэт; учить оформлять макаронными изделиями; закреплять приемы лепки, как сопутствующие аппликации; развивать фантазию, творчество.
1. Подарок папе
Март (аппликация из природного материала)
Цель занятий: научить изготавливать аппликацию из природного материала; закреплять приемы работы с пластилином; развивать фантазию, творчество.
1. Корзина цветов
2. Гербарий
Апрель
(аппликация из цветной и гофрированной бумаги)
Цель занятий: научить самостоятельно вырезать детали для аппликации; продолжать учить создавать образы из цветной и другой бумаги; научить самостоятельно готовить детали для аппликации; воспитывать желание работать в команде.
1. Коллаж «Розы»
Май (аппликация из ткани и нити)
Цель занятий: познакомить с техникой вытягивания ваты из комочка; научить технике изготовления аппликации из ниток; продолжать учить равномерно намазывать клеем участки изображения; научить выполнять аппликацию из ткани и атласных лент.
1. Украшение для волос
2. Заколочки для девочек
Литература
1. Гульянц Э. К., Базик И. Я. «Что можно сделать из природного материала», книга для воспитателя детского сада, 2-е издание М, «Просвещение», 2010г.
2. Кошелев В. М., Афонькин С. Ю. «Вырезаем и складываем», Спб, изд. «Кристалл», 2006г.
3. Куцакова Л. В. «Мама, я умею мастерить», М., изд. «Мой мир», 2007г.
4. Лыкова И. А. «Программа «Цветные ладошки»», М., изд. «Цветной мир», 2014 г.
5. Макарова Н. Р «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2007г.
6. Макарова Н. Р. «Тайны бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2008г.
7. Роенко И. П. «Поделки, обереги, картины, открытки, украшения, подарки из природных материалов», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2012г.
8. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. «Умные руки», изд. дом «Федоров», 2000г.