Алена Поединщикова
Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии на музыкальном занятии»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления № 583 г. Екатеринбург
Разработчик: музыкальный руководитель : Поединщикова Алена Владимировна
«Движения руки всегда связаны с музыкой, с речью и способствуют их развитию»
- Владимир Михайлович Бехтерев
Публикация «Мастер-класс „Здоровьесберегающие технологии на музыкальном занятии“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт – это лишь некоторые факторы, которые агрессивно воздействуют на детский организм. По данным медицинской статистики количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом.
Педагоги, музыкальный руководитель, логопед, психолог, инструктор по физкультуре должны в комплексе решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовить его к школе и активно внедрять в свой педагогический процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Музыка воздействует не только на эмоциональное состояние, но и на общее физическое состояние человека, положительно влияет на работоспособность или отдых человека.
Пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку, координацию, уверенность движений. Так появилась музыкально – оздоровительная система, соединяющая традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями.
На музыкальных занятиях привычные виды деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность можно разнообразить с пользой для здоровья. Пример: слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой. Перед пением – заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний.
Речевые игры сопровождаются музыкально-ритмическими движениями, игрой на музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.
Интегрированные музыкально-валеологические занятия можно проводить с участием родителей, медработниками, с логопедами и инструктором по физвоспитанию. На таких занятиях ребенку как можно шире и интереснее рассказать о пользе здорового образа жизни, о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены.
Итак, система музыкально – оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях такие здоровьесберегающие технологии :
ПЕСЕНКИ-РАСПЕВКИ, состоящие из звуков мажорной гаммы, которые должны поднять настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА – повышаются и развиваются певческие способности, объясняется детям о правильной осанке, о том, что на вдохе не надо втягивать живот, поднимать плечи вверх.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА – повышается уровень развития речи детей, певческих навыков, улучшается музыкальная память, внимание.
ИГРОВОЙ МАССАЖ – 1000 лет назад тибетские врачеватели установили, что нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ – занимают важное место на музыкальных занятиях. Эти игры развивают речь, повышают координационные способности рук (а это положительно влияет на подготовку к письму, рисованию)
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ – в этих играх текст поется или активно декламируется хором. Это положительно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи, двигательной активности детей.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ – важная составляющая музыкально – оздоровительной работы. Слушание подобранной музыки повышает иммунитет, снимает напряжение, раздражительность, восстанавливает спокойное дыхание
ПРИМЕРЫ:
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «носочки»-на счет «раз» поднять носочки ног, упираясь пятками в пол, сделать вдох, возвращаем ноги в и. п. – выдох.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА – проводится сидя, т. к. в таком положении спина прямая, тело не напряжено, ребенок должен хорошо видеть себя и взрослого, поэтому можно использовать зеркало. Она очень хороша, когда запоминаются тексты песен, развивает внимание, чувство ритма. «Жаба- квака» (упражнения для мышц мягкого неба и глотки) :
Жаба квака с солнцем встала, сладко-сладко позевала (дети зевают)
Травку сочную сжевала (имитация жевательных движений)
Да водичку поглотала (имитация глотания)
На кувшинку села, песенку запела: Ква-а-а,квэ-э-э,ква-аа-а, жизнь у кваки хороша (произносятся громко звуки и отрывисто)
ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ - это мягкое надавливание и поглаживание подушечками пальцев биологически активных зон – это повышает защитные свойства носа, глотки, гортани, бронхов. Это очень эффективно для профилактики простудных заболеваний в холодные сезоны.
(ПОКАЗ КАРТИНОК И САМОМАССАЖ С ПЕНИЕМ «ДОЖДЬ», стр. 103)
Потешка «Кошкин дом»(использование деревянной ложки)
Тили-бом! тили-бом! стучат ложкой по спине
Загорелся кошкин дом хлопают в ложки, или в ладоши
Идет дым столбом! рисовать спирали по спине (дым)
Кошка выскочила! шлепают ладошками (ложками) по спине
Бежит курица с ведром бегают пальцы по спине (ложки стучат)
Заливает кошкин дом гладят по спине сверху вниз
А лошадка с фонарем стучать по спине
А лошадка с помелом гладят в стороны
Раз! Раз! Раз! Раз! Хлопать в ладоши или стучать ложками
по спине
И огонь погас! Гладят по спине сверху вниз.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ проводятся под музыку, можно сопровождать иллюстрацией, картинкой, показом игрушки. Тексты должны быть простые или использовать народные потешки, песенки, считалки.
«КОШКА»
Посмотрели мы в окошко (делают пальцами обеих рук окошко)
По дорожке ходит кошка (бегают пальчики по левой и правой руке)
С такими усами! (показать длинные усы)
С такими глазами (показать большие глаза)
Кошка песенку поет, нас гулять зовет (зовут правой рукой)
«ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР» (имитировать игру на разных музыкальных инструментах)
Дали мы Антошке веселую гармошку
Взял наш Петя барабан, Коле нравится баян
На трубе дудит Егор – веселится весь наш двор!
«КРУЖОК» (соединить подушечками большой палец с указательным, затем со средним, безымянным и мизинцем)
Постарайся-ка дружок сложить пальчики в кружок
Раз кружок, два кружок, теперь три, четыре, пять –
Начинаем все опять.
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ сопровождаются движениями, звучащими жестами
(хлопки, притопы, используются детские музыкальные инструменты (свистульки, дудочки, шумовые инструменты, металлофоны). Тексты простые, соответствующие возрасту.
«Снеговик»
Раз рука, два рука: вытянуть руку вперед
лепим мы снеговика «лепят» руками ком
три-четыре, три-четыре идут по кругу
нарисуем нос по шире
пять-найдем морковь для носа сужать круг
угольки найдем для глаз расширяют круг
шесть – наденем шляпу косо «пружинка»
пусть смеется он у нас
семь и восемь, семь и восемь выставление ноги на пятку
мы сплясать его попросим
девять, десять снеговик хлопки в ладоши
через голову кувырк поворот «топающим» шагом
ну и цирк! поднять руки в верх.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ – одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей. Снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыка в детском саду должна прослушиваться дозированно. В зависимости от времени суток, вида деятельности, настроения детей. Хорошо, если утром детей в группе будет встречать приветливый воспитатель и классическая музыка, добрые песни с хорошим текстом. Для расслабления, приятного погружения в сон звучит релаксирующая музыка со звуками природы (шелест листвы, голоса птиц, шум волн, дождя)
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОБУЖДЕНИЯ
«ЗАЙЧАТА» (движения выполняются соответственно тексту)
Вот пушистые зайчата мирно спят в своих кроватках
Но зайчатам хватит спать, пора сереньким вставать.
Ручку правую потянем, ручку левую потянем
Глазки открываем, с ножками играем.
Поднимаем ножки, выпрямляем ножки, а теперь бежим скорей по лесной дорожке, с боку на бок повернемся и уже совсем проснемся.