Неволина Наталья
Конспект занятия «Загадки Цезаря»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Загадка Цезаря
Цель:создание условий для овладения навыками шифрования.
Задачи:
- Познакомить с шифром Цезаря, симметричным шифрованием.
- Формировать навыки шифрования сдвигом, навык использования ключа.
- Повышать мотивацию к обучению.
Материалы: линейки для шифра Цезаря, карточки со словами "Наставник", "Педагог", чистые листы, фломастеры, видеопроектор, ноутбук, флешка.
Ход занятия.
Вводная беседа.
(На слайде портрет Цезаря)
Публикация «Конспект занятия „Загадки Цезаря“» размещена в разделах
Поскольку у меня в сегодняшнем конкурсе красной нитью проходит тема "Криптография", то мне хочется познакомить вас с шифрованием, которое любил использовать Цезарь. Он был великим полководцем, великим правителем. У него было много врагов и он был вынужден шифровать свои сообщения. Людям потребовалось 800 лет, чтобы разгадать тайну шифра Цезаря, и еще 800 лет, чтобы придумать новые шифры, более сложные и современные.
Основная часть.
Итак, вы готовы взломать шифр великого Цезаря? Все, что вам нужно сделать, это заменить каждую букву в алфавите, сдвинув ее вправо или влево на определенное количество букв (1, 2. 6 и т. д.). Непонятно звучит? На самом деле все очень просто! ВСем вам хорошо знаком алфавит. Там все буквы стоят в четком порядке.
Шифр Цезаря состоит в том, что вместо каждой буквы слова мы ставим следующую по алфавиту букву, подменяем ее следующей.
1. Перед вами лежит линейка (широкая и узкая). Совместите линейки так, чтобы буквы стояли четко друг под другом! А под А, Б под Б и т. д. Широкая линейка сверху, а узкая передвигается снизу.
2. Теперь сдвиньте нижнюю линейку на одну букву влево, чтобы под буквой А стояла буква Б и остальные соответственно. Это ключ 1.
Если мы сейчас зашифруем слово МАМА, то оно будет выглядеть так: НБНБ. На верхней линейке мы находим нужную букву слова, а на нижней буква уже зашифрованная.
Если сдвинуть нижнюю линейку на 2 буквы - будет ключ 2., и т. д. (показ на слайде примеры ключей).
3. Итак, сейчас я вам раздам карточки со словами, а вы их будете зашифровывать своим ключом (первый стол ключом 2, второй стол ключом 3). Шифр записываете на чистом листе бумаги четко без помарок. (Выполняют задание).
4. А сейчас поменяйтесь зашифрованными карточками между столами и расшифруйте неизвестное для вас слово. Первый стол работает ключом 3, а второй ключом 2.
5. Итак, наши результаты! Зачитывает слова, которые были зашифрованы.
Подведение итогов!
Рефлексия: на экране появляются слова с пропущенными буквами на тему "наставничество" все вместе стараемся их разгадать!