Галина Семкина
Мастер-класс о выпуске газеты по ПДД «Добрая дорога детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 комбинированного вида» г. Орла
Конспект мастер-класса
для воспитателей по проблеме
«Формирование навыков безопасного поведения дошкольников на улицах»
«Выпуск газеты «Добрая дорога детства»
Подготовила:
воспитатель Семкина Г. А.
Орёл 2017 г.
Цель:
Публикация «Мастер-класс о выпуске газеты по ПДД „Добрая дорога детства“» размещена в разделах
- Выпускной. Сценарии выпускных в детском саду
- ПДД. ИЗО, поделки, рисование
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса по проблеме формирования навыков безопасного поведения детей на улицах.
Задачи:
достижение максимального взаимодействия и взаимопонимания педагогов в вопросах профилактики ДДТТ, организация работы по воспитанию и обучению правилам безопасности;
совершенствование практических умений, навыков педагогов, необходимых при работе с детьми и родителями по формированию навыков безопасного поведения на улицах;
пропаганда всероссийской газеты «Добрая дорога детства», как одного из эффективных средств в работе педагогов по данной проблеме;
рефлексия собственного профессионального мастерства всеми участниками мастер-класса.
Участники мастер-класса :
воспитатели дошкольных групп.
Оборудование и материалы:
- мультимедийная техника;
- видео-презентация;
-выставка методических материалов,
-материал для практической деятельности - листы бумаги формат А-3, заготовки бумаги различной фактуры и формы, ножницы, кисти, клей;
-газеты «ДДД»;
-картотека загадок, стихов, буклеты, картинки, рисунки;
- памятки, рекомендации по безопасности движения.
План проведения мастер-класса :
1. Вводная часть:
Актуальность.
Значение работы по формированию навыков безопасного поведения детей и взрослых на улицах.
2. Теоретическая часть:
Видео-презентация опыта работы
«Формирование навыков безопасного поведения на улице».
3. Практическая часть:
3.1. Информация о газете «Добрая дорога детства».
3.2. Практикум для воспитателей «Выпуск стенгазеты ДДД».
3.3. Аннотация выставки методической литературы и пособий по БДД.
4. Рефлексия мастер-класса и подведение итогов.
Ход:
1. Вводная часть.
Актуальность.
Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются тысячи дорожно-транспортных происшествий, в результате которых тысячи детей погибают, десятки тысяч получают ранения. Проблема рассматривается на федеральном уровне. В последнем выступлении президента РФ в СМИ прозвучала статистика о гибели россиян на дорогах за последние 10 лет, количество погибших составило 350.000 человек, что сравнимо с исчезновением целого города России.
Одна из причин высокого уровня ДДТТ в России - недостаточная организация воспитания и обучения дошкольников основам безопасного дорожного движения в семье и в детском саду, как профилактика детского дорожного транспортного травматизма. Ведь привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители и дошкольные учреждения, а в дальнейшем и школа, и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди.
Грамотное и дисциплинированное поведение на улицах большого города — это наука остаться в живых.
Знать правила необходимо не только водителю, но и юному пешеходу и пассажиру. Не зря говорят, что улица полна неожиданностей. Чтобы научить детей правилам и азбуке дорожной безопасности, в первую очередь педагог должен сам быть хорошо осведомлен в этом вопросе.
Выражаю надежду, что наше общение пойдет на пользу всем его участникам, и мы совместными усилиями сможем предотвратить увеличение количества ДТП с участием детей.
2. Теоретическая часть:
Просмотр видео-презентации «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах».
Ведущий: Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию презентацию опыта работы по проблеме «Формирование у старших дошкольников навыков безопасного поведения на улицах», в которой мы рассмотрим: задачи, формы и методы работы с детьми, родителями и педагогами, организацию развивающей предметно-пространственной среды группы, программно-методическое обеспечение.
№ слайда Текст к слайдам
1. Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию презентацию опыта работы по проблеме «Формирование у старших дошкольников навыков безопасного поведения на улицах».
2. Актуальность проблемы я вижу в том, что ежегодно на дорогах нашей страны совершаются тысячи дорожно-транспортных происшествий, в результате которых тысячи детей погибают, десятки тысяч получают ранения. Высокий уровень ДДТТ в России во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания и обучения дошкольников основам безопасного дорожного движения в детском саду, дома.
Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице и детская безнадзорность. Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге. Они еще не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. Избежать опасности можно, лишь обучая детей, правилам безопасности с дошкольного возраста.
Следует неустанно учить ребенка внимательности и осторожности на дороге; указывать на ошибки участников дорожного движения; закреплять полученные знания о безопасном поведении посредством различных форм работы, конечно, не забывать о поощрении положительных привычек ребенка в правильном поведении на дороге.
В практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах такими авторами, как: Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, Н. Л. Гостюшиным, Н. И. Клочановым, О. А. Скоролуповой, Т. А. Шорыгииой, И. А. Лыковой, В. А. Шипуновой, Л. Л. Тимофеевой и др.
Как достичь того, чтобы ребенок был внимателен на улице? Как научить его правилам поведения на улице, в транспорте; быть осторожным и осмотрительным, находить выход из сложных дорожных ситуаций? Об этом и пойдёт речь в презентации.
3 Деятельность ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма регламентируется Правовой и законодательной основой. На данном слайде представлены основные нормативные документы.
4 Рассмотрим далее программно-методическое обеспечение.
В своей работе использую парциальную программу «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет», автором этой программы является кандидат педагогических наук, доцент кафедры развития образования при Орловском институте развития образования Тимофеева Лилия Львовна.
Данная программа предлагает пути решения задач обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и выбора оптимальных методов и содержания работы по формированию культуры безопасности на каждом возрастном этапе. Программа разработана на основе требований, отраженных в федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
В учебно-методический комплект программы входит:
методическое пособие по планированию, которое построено с учетом принципа интеграции образовательных областей, комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса, необходимости решения программных задач в совместной деятельности педагога и детей. В пособии представлены разнообразные формы работы с детьми.
Учебно-методическое пособие «Взаимодействие семьи и ДОО.
В издании рассматривается вопрос о роли семьи в формировании у дошкольников культуры безопасности, определяется содержание работы по повышению родительской компетентности в этом вопросе.
-Рабочие тетради для детей, которые позволяют воспитанникам выполнять разного рода практические задания.
Кроме этого УМК, могу порекомендовать вам следующую дополнительную методическую литературу:
- книга «Детская безопасность» В. А. Шипуновой Издательство: ИД Цветной мир, 2013 г.
- «Дорожная азбука» Лыкова И. А., Шипунова В. А. Издательство: "Цветной мир", 2013 г.
5 Вашему вниманию представляю список информационных источников по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице, в соответствии с новыми стандартами.
6 В соответствии с ФГОС ДО, работа каждого педагога строится с учетом пяти образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Формирование основ безопасности одно из направлений образовательной области «Социально-коммуникативное развитие", включающее в себя раздел «Безопасность на улице».
Цель и задачи сформулированы в парциальной программе.
7 Свою педагогическую деятельность по проблеме строю в трех направлениях: с педагогами, детьми и родителями. На данном слайде представлены основные формы работы, которые я использую.
Сначала мне хотелось бы остановиться на формах работы с воспитателями.
Они традиционные: консультации, выступления на педагогических советах, проведение открытых мероприятий, с привлечением других специалистов, например, серия досугов была проведена с инструктором по ФК, образовательная деятельность с педагогом по изо деятельности.
Кроме этого, составляю презентации, провожу мастер-класс, публикую свой опыт работы в электронных СМИ.
8
Далее поговорим о формах работы с детьми.
При построении системы работы с воспитанниками я учитываю то, что взаимодействуя с дорожной средой, ребенок выступает в разных ролях:
ребенок – пешеход;
ребенок – пассажир транспорта;
ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.);
поэтому в ходе работы обучаю детей как правилам поведения на улице, так и в транспорте и т. д.
9 Использую различные формы взаимодействия с детьми в соответствии с ФГОС ДО, которые можно разделить на 3 группы:
1) непосредственно образовательная деятельность;
2) совместная деятельность педагога и детей;
3) самостоятельная не регламентируемая деятельность детей.
С детьми использую, как традиционные формы работы: беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, игры, так и нетрадиционные: тематические дни по БДД, КВН, досуги, встречи с сотрудниками УГИБДД УМВД, проектная деятельность.
10 Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляются в игровой форме. Перед вами примеры по организации игровой деятельности с детьми: подвижные и дидактические игры, сюжетно-ролевые, обыгрывание дорожных ситуаций на макете.
11 При организации образовательной деятельности использую такие формы работы как: анализ и выполнение детьми заданий в рабочих тетрадях «Формирование культуры безопасности»; метод мнемотехники, который помогает вспомнить и назвать алгоритм действий по соблюдению правил безопасного поведения, например, правило «Переходить дорогу на красный сигнал светофора даже если на ней нет транспорта- запрещается».
12
Каждый воспитанник моей группы обеспечен фликером. Фликер - светоотражающий элемент, надежный защитник пешехода. Мы неоднократно принимали участие в акции: «Пешеход Засветись, Дай шанс тебя заметить»!
13 Воспитанники моей группы участвовали во Всероссийской викторине «Светофорик», целью которой было формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности, направленных на сохранение здоровья, пропаганда безопасного поведения на дороге. По результатам викторины: два ребенка стали победителями, трое детей – призерами.
14 В нашем детском саду регулярно проводятся встречи воспитанников с сотрудниками отдела по пропаганде УГИБДД УМВД России по Орловской области.
15 Активно использую в работе метод проектов, который позволяет включить в работу и детей, и родителей. В качестве примера на следующих слайдах представлен долгосрочный, комплексный, групповой проект: «Школа дорожных наук».
Целью проводимого проекта было - формировать у детей основы культуры безопасности на улицах города, способствовать систематизации представлений и опыта детей, связанных с безопасностью жизнедеятельности. В ходе проекта решались задачи, которые вы видите на данном слайде.
16 Дети моей группы — это старшие дошкольники, а значит будущие первоклассники, которым придется вскоре самостоятельно переходить улицу. Поэтому очень важно, чтобы знания, полученные детьми на занятиях, прогулках и экскурсиях, стали прочными и успешно применялись будущими школьниками.
Результатом нашего проекта было создание плана-схемы безопасного маршрута от дома до будущей школы ребенка с описанием безопасного маршрута, которое составляли родители с детьми.
17 Еще в качестве примера предлагаю вашему вниманию краткосрочный творческий проект «Макет улицы для малышей».
Общение с воспитателем и детьми соседней младшей группы определило желание детей подготовительной группы помочь младшим воспитанникам в усвоении правил безопасного поведения на улице; из этого была определена проблема.
Целью проекта было - поиск наилучшего способа по ознакомлению младших дошкольников с правилами безопасного поведения на улице.
В результате проектной деятельности детьми был изготовлен для малышей макет «Улицы города», так как с его помощью можно успешно знакомить детей, например, с правилами безопасного перехода дороги.
18 Совместно с родителями создаем в группе развивающую предметно-пространственную среду, которая способствует развитию личности ребёнка, его компетенций, активизирует его желания узнать больше. В группе имеется достаточное количество методических и дидактических пособий, игрового оборудования.
19 Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице.
В пропаганде правил безопасности дорожного движения для родителей широко использую: родительские собрания, круглые столы, анкетирование, консультации, дни открытых дверей и т. д. На слайдах представлены некоторые формы работы.
20 Привлекаю родителей к активному взаимодействию по проблеме БДД, помогаю понять всю ответственность работы по предотвращению ДДТТ. Для этого использую наглядные формы работы: оформлен уголок безопасности, который постоянно пополняется, изменяется различным материалом по данной проблеме - советы, памятки по БДД, использую яркие, привлекающие внимание лозунги, которые раскрывают смысл безопасного поведения, папки-передвижки, плакаты, организую выставки творческих работ, как самостоятельной деятельности детей, так и совместной деятельности с воспитателями и родителями.
21 На данном слайде представлен результат мониторинга, в котором прослеживается положительная динамика освоения детьми программного материала по разделу «Безопасность на улице».
22 Свой опыт работы представляла в различных информационных источниках:
-на Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок»;
-в сборнике научно-методических статей ОИУУ «Педагогические новации»;
-участвовала в международном конкурсе профессионального мастерства «Современное занятие: знания, умения, навыки» на сайте Teachers.Kz;
-создала личные сайты и блоги в электронных СМИ: на Международном образовательном портале MAAM.RU; и в социальной сети работников образования nsportal.ru
23 В заключение хотелось бы сказать: помните, обучая ребенка правилам дорожной безопасности, мы сохраняем ему жизнь.
Уважаемые коллеги, спасибо за внимание!
3. Практическая часть:
3.1. Информация о газете «Добрая дорога детства».
Ведущий: Уважаемые коллеги, одним из средств массовой пропаганды безопасного поведения на дорогах является газета. Представляю вашему вниманию всероссийскую газету «Добрая Дорога Детства». Возможно, кому-то из вас она знакома. Перед вами лежат разные выпуски этой газеты. Возьмите их и под названием найдите и прочтите слова, которые являются девизом этой газеты : «Пусть наши дети будут живы, здоровы и счастливы!». (Зачитывает педагог.)
Предлагаю вам рассмотреть эти выпуски, обратив внимание на названия рубрик в газете, чтобы потом их озвучить.
Пока вы знакомитесь с газетой, я немного расскажу о ней.
Рассказ ведущего.
Общероссийская газета «ДОБРАЯ ДОРОГА ДЕТСТВА» предназначена для широкого круга читателей для детей, педагогов, родителей. Это цветная, иллюстрированная газета объемом 8 полос формата А3, выходит 2 раза в месяц, предназначена для широкого круга читателей и распространяется в 840 городах и населенных пунктах всех регионов Российской Федерации.
Газета «Добрая Дорога Детства» - выпускается с 2000 года, это единственная в стране газета, поставившая перед собой задачу не только воспитать маленького человека законопослушным гражданином своей страны, настоящим человеком с нравственной и духовной системой ценностей, но и обучить его безопасному поведению в жизни, на дороге, культуре взаимодействия со всеми участниками дорожного движения. Редакция газеты тесно сотрудничает с Госавтоинспекцией МВД России, Министерством образования и науки Российской Федерации, детскими образовательными организациями всех регионов Российской Федерации.
В Государственном докладе по безопасности дорожного движения газета "ДДД" отмечается как важный источник необходимой информации по безопасности дорожного движения.
Редакторы газеты принимают заявки на публикацию различного рода статей, разработок по безопасности дорожного движения, что является хорошей возможностью поделиться опытом своей работы, повысить свою профессиональную компетентность.
3.2. Практикум для воспитателей.
Местный выпуск газеты «Добрая Дорога Детства».
Ведущий: Итак, назовите рубрики, которые вы нашли в газетах. (Высказывания педагогов.)
Предлагаю вам в рамках нашего мероприятия оформить новый выпуск газеты, поместив в нее наиболее важную, с вашей точки зрения, информацию.
Для решения этой задачи распределим роли: с вашего разрешения я буду главным редактором, педагог дополнительного образования – будет художником-оформителем, а вы, уважаемые коллеги, представителями редакционной коллегии.
Так как газета выпускается для широкого круга читателей, мы подготовим странички для детей, родителей и педагогов. Для удобства работы разделимся на 3 подгруппы. Обратите внимание, на столах у вас стоят таблички с указанием, для какой категории подобран материал. Он поможет вам выбрать рубрики, возможно, придумать свои варианты. По окончании работы каждая подгруппа представит оформленную страничку и таким образом, мы получим новый выпуск газеты.
Приступаем к работе.
Ведущий перемещается между подгруппами и оказывает помощь в подборе материала; художник-оформитель помогает красочно оформить работы. Подготовленные странички вывешиваются на доске. Выступающий от подгруппы педагог делает краткую аннотацию представленного материала.
Ведущий: Думаю, наш выпуск газеты будет интересен и полезен для педагогов, родителей и детей!
Я надеюсь, что мы совместными усилиями сможем предотвратить увеличение количества ДТП с участием детей.
Уважаемые коллеги, помните, обучая ребенка Правилам дорожной безопасности, мы сохраняем ему жизнь!
Ведущий благодарит всех за совместную, творческую работу.
3.3. Аннотация выставки методической литературы и пособий по БДД.
Ведущий предлагает участникам мастер-класса пройти к выставке и ознакомиться с её материалами.
4. Рефлексия мастер-класса и подведение итогов.
Блиц-опрос педагогов по итогам мероприятия.
Ведущий предлагает педагогам обменяться мнениями по проведенному мероприятию и заполнить лист опроса.