Екатерина Базуева
Мастер-класс «Выявление речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: выявление речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.
Задачи: познакомить педагогов с инструментарием и методиками выявления речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста;
с методами и приёмами, оказывающими положительное воздействие на речевое развитие детей.
Публикация «Мастер-класс „Выявление речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста“» размещена в разделах
Оборудование: настольные зеркала (по кол-ву участников, шишки (по кол-ву участников, одноразовые тарелки 6 шт, салфетки бумажные (по кол-ву участников, карандаши простые (по кол-ву участников, бумага формата А-4, аудиозаписи, мультимедийная система.
Методическое обеспечение:
бланки диагностических карт для старшей и младшей групп;
диагностические карты индивидуальных достижений обучающих в процессе освоения Образовательной программы дошкольного образования;
альбом логопеда О. Н. Иншаковой;
альбом по развитию речи В. С. Володиной;
Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М. : АРКТИ, 2003. – 240;
методические рекомендации по проведению экспресс - диагностики речи детей;
таблица речевого развития ребенка в онтегенезе;
перечень инструментария и методик.
Ход мастер-класса
-Здравствуйте, уважаемые коллеги!
- Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? (Нет или да)
Деток вы любите? Да или нет? (Да,нет)
Пришли вы на мастер-класс,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет, да)
Я вас понимаю….
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ -
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (Нет или да)
Ну, что ж, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем наш мастер-класс на тему : «Выявление речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста в коррекционном воспитательно-образовательном процессе».
Скажите, каков психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию? (Ответы педагогов).
Правильно, это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, вдобавок ещё и часто болеющий.
Преодоление этих трудностей возможно через правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада, а также требует всестороннего обследования речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, личностных особенностей, социального окружения.
Диагностическая деятельность – это средство выявления особенностей и трудностей в развитии ребенка, под которые педагог выстраивает систему своей коррекционно-воспитательной работы. Определить структуру и степень выраженности речевого нарушения, выявить динамику и особенности продвижения в коррекционно-образовательном процессе каждого ребенка помогает мониторинг.
При обследовании, показатели соответствующие норме речевого развития и среднестатистические показатели речевого развития ребенка определенного возраста, являются ориентиром для педагога, но необходимо учитывать индивидуальные особенности конкретного ребенка. Поэтому не всегда процесс изучения развития детей нужно сводить только к констатации фактов его нарушения или отставания от возрастных нормативов.
Необходимо помнить о том, что для достижения эмоционального комфорта необходимо положительно воспринимать даже незначительные положительные достижения ребёнка, психологически поддерживать его, вселять уверенность в собственные силы.
Диагностические «срезы» целесообразнее всего проводить 3 раза в год:
входная диагностика (первичный мониторинг) помогает выявить актуальный уровень развития детей и правильно спланировать работу на предстоящий учебный год;
промежуточная диагностика (в середине учебного года, позволяет увидеть необходимость корректировки (дополнения, изменения, индивидуальных или групповых коррекционных программ, а также отследить динамику развития наиболее сложных речевых дефектов;
итоговая диагностика (в конце учебного года) помогает определить динамику речевого развития детей, то есть эффективность коррекционно-развивающего процесса в целом. Подвести итоги коррекционной работы за учебный год.
Обследование проводится в несколько этапов.
Ориентировочный.
Дифференцировочный.
Основной.
Заключительный.
Ориентировочный этап. Проводится сбор анамнеза (опрос родителей, изучение специальной документации) и установление контакта с ребёнком.
Дифференцировочный этап. Включает в себя обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения первичной речевой патологии детей от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха, зрения, интеллекта
1. Для изучения когнитивных процессов применяются методики обследования мышления:
доски Сегена (модифицированные варианты);
сбор пирамидки, матрёшки;
«Четвёртый лишний», лабиринты, загадки, «Нелепицы», сбор конструктора, элементарные математические задания и т. д.
2. Обследование речедвигательной сферы включает :
Обследование мимической мускулатуры.
Обследование состояния моторики артикуляционного аппарата.
Обследование произвольной моторики пальцев рук.
Обследование развития общей моторики.
Приемы, содержание и характер выполнения обследования см. в следующих таблицах: (включить документ 1)
Обследование мимической мускулатуры
Приемы Содержание задания Характер выполнения
1. Исследования объема и качества движения мышц лба а) нахмурить брови,
б) поднять брови,
в) наморщить лоб Правильно или нет, движения с синкенизиями (щурятся глаза, подергиваются щеки, движения не удаются.
2. Исследования объема и качества движения мышц глаз а) легко сомкнуть веки,
б) плотно сомкнуть веки,
в) закрыть правый глаз, затем левый, г) подмигнуть Выполнение правильное, движения не удаются, возникают синкинезии.
3. Исследования объема и качества движения мышц щек а) надуть левую щеку,
б) надуть правую щеку,
в) надуть обе щеки Правильно, изолированное надувание одной щеки не удается, сильно напрягается противоположно выпяченная щека
4. Исследования возможности произвольного формирования мимических поз Выразить мимикой лица:
а) удивление,
б) радость,
в) испуг,
г) грусть,
д) сердитое лицо Правильно, движения не удаются, мимическая картина не четкая
5. Исследования символического праксиса а) свист,
б) поцелуй,
в) улыбка,
г) оскал,
д) плевок,
е) цоканье. Выполнение правильное, объем движений ограничен, симметричность носогубных складок, появление синкинезий, гиперкинезов, саливаций; движение не удается
Обследование моторики артикуляционного аппарата.
Приемы Содержание задания Характер выполнения
Все задания должны выполняться при многократном повторении требуемого движения. 1. Исследование двигательной организации губ по словесной инструкции (после выполнения задания по показу) а) сомкнуть губы, б) округлить губы (как при [о]) и удержать позу, в) вытянуть губы в трубочку как при произнесении [у] и удержать позу, г) сделать хоботок, д) растянуть губы в улыбке и удержать позу, е) поднять вверх губу так, чтобы были видны резцы, ж) опустить нижнюю губу вниз так, чтобы были видны нижние резцы, з) одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю, и) многократно произносить губные звуки Необходимо отметить: выполнение правильное или нет, диапазон движений невелик, наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений, наличие тремора, саливации, гиперкинезов, смыкание губ с одной стороны, движение не удается
2. Исследование двигательной организации челюсти а) широко раскрыть рот (как при [а]) и закрыть его, б) сделать движение нижней челюстью вправо, в) сделать движение нижней челюстью влево, г) движение нижней челюстью вперед Отметить: правильно или нет, движения челюсти недостаточно объемны, наличие синкинезий, тремора, саливации, движение не удается
3. Исследование двигательной организации языка. Сначала по показу, затем по словесным инструкциям а) положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет от 1 до 5, б) положить широкий язык на верхнюю губу и удержать под счет от 1 до 5, в) переводить кончик языка поочередно, из левого угла рта в правый, касаясь губ, г) высунуть лопаточкой, затем иголочкой, д) оттопырить правую, затем левую щеку языком, е) поднять кончик языка к верхним зубам, удержать от 1 до 5 и опустить к нижним зубам, ж) закрыть глаза, вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу, з) движения языком вперед- назад, вверх-вниз, вправо- влево Отметить: выполнение правильное или нет, движения языка имеют перестатический диапазон, в мышцах – содружественные движения, язык двигается неуклюже, всей массой, медленно, неточно. Имеются отклонения в сторону. Истощаемость движений, наличие тремора, гиперкинезов, саливации. Движения не удаются
4. Исследование двигательной организации мягкого неба а) широко открыть рот и четко произнести [а] (в норме мягкое небо поднимается, б) провести шпателем или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме – рвотный рефлекс, в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть Отметить: правильно или нет, объем движений ограничен, наличие содружественных движений, малая подвижность небной занавески, гиперкинезы, саливация, движения не удаются
5. Исследование продолжительности и силы выдоха а) сыграть на любом инструменте-игрушке, б) поддувать пушинки, листок бумаги Сила и продолжительность выдоха
Вывод: движения выполняются в полном объеме, правильно. Выражен или нет период включения в движение, истощаемость движений, движения – в замедленном темпе с появлением синкинезий, тремора, гиперкинезов. Удерживание позы не удается, движения не выполняются.
Обследование произвольной моторики пальцев рук
Приемы Инструкция Задания Характер выполнения
1. Исследование статистической координации движений (удерживание пальцев в разных положениях под счет) Все предложенные задания – по показу, затем по словесной инструкции
(кулак-ребро-ладонь) а) распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой руке и удержать в этом положении на счет от 1 до 15, б) аналогично – левой рукой, в) на обеих руках одновременно, г) распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удержать так под счет от 1 до 15, д) выставить первый и пятый пальцы и удерживать от 1 до 15, е) показать второй и третий пальцы на обеих руках одновременно (5 – 8 раз, ж) второй и пятый пальцы, з) положить вторые пальцы на третьи (5 – 8 раз, и) положить третьи пальцы на вторые (5 – 8 раз) Отмечается плавность, точность, одновременность выполнения проб. Отмечается напряженность, скованность, нарушение темпа, переключения от одного движения к другому, гиперкинезы, невозможность удержать позу
2. Исследование динамической координации движений Все предложенные задания – по показу, затем по словесной инструкции а) выполнить под счет: пальцы сжать в кулак, разжать (5 – 8 раз, б) держа ладони на поверхности стола, разъединять и соединять пальцы, в) сложить пальцы в кольцо, раскрыть ладонь, г) попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем правой, левой, обеих рук одновременно
Обследование общей моторики
Приемы Содержание задания Характер выполнения
1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб а) педагог показывает 4 движения для рук и предлагает их повторить: руки вперед, вверх, в стороны, на пояс, б) повторить движения, за исключением одного, заранее обусловленного (запретного) движения Отметить качество, правильность, последовательность выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое
2. Исследование произвольного торможения движений Маршировать и останавливаться внезапно по сигналу Отметить плавность и точность движений обеих ног, соответствие двигательной реакции сигналу
3. Исследование статической координации движения а) стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой. Руки вытянуты вперед. Время выполнения – 5 сек. По 2 раза для каждой ноги. б) стоять с закрытыми глазами на правой, затем на левой ноге. Руки вытянуты. Время – 5 сек Отметить: свободно удерживает позы или с напряжением. Раскачивается из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, головой, сходит с места или делает рывок в стороны. Касается пола другой ногой, иногда падает, открывает глаза, отказывается выполнять.
4. Исследование динамической координации движений а) маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями, б) выполнять подряд 3 – 5 приседаний, не касаясь пятками пола а) отметить: выполняет верно, с какого раза, напрягается, чередование хлопка и шага не удается. б) отметить: выполняет правильно, с напряжением, раскачиваясь, балансируя, становится на всю стопу
5. Исследование пространственной организации по подражанию
а) повторить движения на ходьбу, в обратном направлении, через круг. Начать от центра круга направо, пройти круг, вернуться с центра влево. Пройти через центр из правого угла по диагонали и вернуться в правый угол кабинета по диагонали через центр и с противоположного угла. Повернуться на месте вокруг себя и подскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа. б) то же выполнить слева, в) то же, но по словесной инструкции
Отметить ошибки пространственной координации: незнание сторон тела, неуверенность выполнения
6. Исследование произвольного темпа движений а) в течение длительного времени удерживать по сигналу логопеда. Выполнить движения мысленно, а по следующему сигналу показать, на каком движении испытуемый остановился (движения руки вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить, б) письменная проба: чертить на бумаге палочки в течение 15 сек. в произвольном темпе. В течение следующих 15 сек. чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 сек. – в первоначальном темпе Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный.
7. Исследование ритмического чувства а) простучать за педагогом карандашом ритмичный рисунок, б) музыкальное эхо: логопед ударяет в определенном ритме по ударному инструменту, ребенок должен повторить Отметить ошибки, повторяет в ускоренном темпе или замедленном по сравнению с образцом. Нарушенное количество элеме
Основной этап. Обследование всех компонентов языковой системы (собственно логопедическое обследование) :
обследование звукопроизношения;
обследование строения артикуляционного аппарата;
обследование дыхательной функции;
обследование голосовой функции;
обследование просодической стороны речи (темп, ритм);
обследование фонематического восприятия;
обследование понимания речи;
обследование лексического запаса;
обследование грамматического строя речи;
обследование связной речи.
Заключительный (уточняющий этап, включает динамическое наблюдение за ребенком в условиях обучения и воспитания.
Диагностика речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста предполагает подбор инструментария и методик, по которым возможна объективная оценка речевых возможностей.
Учебно - методический комплект «ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ РАЗНЫХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Безрукова О. А., Каленкова О. Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О. А. Безрукова, О. Н. Каленкова; худож. Н. Н. Бутусова [и др. ]. — М. : Каисса, 2008. — 95 с. (Диагностика уровня речевого развития дошкольников 4 - 5 лет.)
Безрукова О. А., Каленкова О. Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О. А. Безрукова, О. Н. Каленкова; худож. Н. Н. Бутусова [и др. ]. — М. : Каисса, 2008. — 95 с. (Диагностика уровня речевого развития дошкольников 5 - 6 лет.)
Безрукова О. А., Каленкова О. Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О. А. Безрукова, О. Н. Каленкова; худож. Н. Н. Бутусова [и др. ]. — М. : Каисса, 2008. — 95 с. (Диагностика уровня речевого развития дошкольников 6 - 7лет.)
Диагностика речевого развития детей 1 младшей группы по программе Н. Е. Вераксы «От рождения до школы».
Диагностика речевого развития детей 2 младшей группы по программе Н. Е. Вераксы «От рождения до школы».
Диагностика речевого развития детей средней группы по программе Н. Е. Вераксы «От рождения до школы».
Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста : Учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с. (Методика выявления понимания ребенком смысловой стороны слова).
Макарова В. Н., Ставцева Е. А., Едакова М. Н. Диагностика развития речи дошкольников : Методическое пособие. — М. : Педагогическое общество России, 2007. — 80 с. (Диагностика понимания значений многозначных слов и фразеологизмов).
Макарова В. Н., Ставцева Е. А., Едакова М. Н. Диагностика развития речи дошкольников : Методическое пособие. — М. : Педагогическое общество России, 2007. — 80 с. (Выявление умений подбирать к словам антонимы и синонимы).
Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. — 80 с.
Подбор перечней слов, разработка технологии обследования осуществлялась с опорой на исследования Ю. С. Ляховской (1967, 1970); Н. П. Ивановой (1980); Л. Ф. Спировой (1992); В. И. Яшиной (1975); О. И. Соловьевой (1966) и других авторов. (Изучение лексического развития дошкольников).
Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с. (Диагностика познавательных способностей. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»).
Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста : Учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с. (Выявление влияния восприятия произведений живописи на развитие речи).
Ф. Г. Даскалова. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. — М., 1989. (Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей 5 лет).
Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников c задержкой психического развития. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. — 80 с. Разработка содержания данного раздела осуществлялась в соответствии с методическими рекомендациями, составленными разными авторами (Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова, 1992; Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, 1991; И. О. Соловьева, 1996). (Изучение сформированности грамматического строя языка.)
Технология обследования звукопроизношения.
Лазаренко О. И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. — М. : ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед».) (Диагностика выразительности речи).
3aйцевa Е. C., Шептyнoвa B. К. Tестoвaя метoдикa обследования речи детей в вoзpacтe 4-7 лет. - СПб. : КАРО, 2012- 72c. (Методика диагностики состояния фонематических компонентов речи).
Методы обследования речи детей : Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г. В. Чиркиной. – М. : АРКТИ, 2003. – 240 с. (Обследование звукопроизношения дошкольников).
Методика обследования речедвигательной сферы дошкольников (Борозинец Н. М., Шеховцова Т. С.).
Обследование звукопроизношения у детей в картинках (1 часть).
Обследование звукопроизношения у детей в картинках (2 часть).
Тест функции дыхания ребёнка.
Методики обследования связной речи у дошкольников.
Макарова В. Н., Ставцева Е. А., Едакова М. Н. Диагностика развития речи дошкольников : Методическое пособие. — М. : Педагогическое общество России, 2007. — 80 с. (Изучение умений придумывать монологи (рассказ, сказку) с использованием образных средств языка).
Макарова В. Н., Ставцева Е. А., Едакова М. Н. Диагностика развития речи дошкольников : Методическое пособие. — М. : Педагогическое общество России, 2007. — 80 с. (Выявление умений элементарного анализа содержания и формы литературного произведения).
Обследование речи ребёнка с помощью интерактивных игр и мобильной документации.
Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М. : Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии». - 96 с.
Диагностика успешности развития речи детей подготовительной группы.
Источники: https://nsportal.ru/user/664283/page/diagnosticheskie-metodiki-rechevogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta
1. https://www.youtube.com/watch?v=TK3NLS5KC8s
2. https://www.youtube.com/watch?v=N4PZ-YTY31Q
3. https://www.youtube.com/watch?v=dJLnWaEsNSU
4. https://www.youtube.com/watch?v=bTsNv4ly7eE
5. https://www.youtube.com/watch?list=PLqTBeITOeBl5snRqXfDJM00UwEXzWWMxp&v=soCxG-QK8xQ
6. ps ://www.youtube.com/watch?v=DFJIJn7kEoo
7. https://www.youtube.com/watch?v=9el9XcnTWio
Я советую вам, уважаемые коллеги, в своей работе использовать Экспресс - диагностику речевого развития старших дошкольников по альбому для логопеда Иншаковой Ольги Борисовны.