Галина Кривых
Мастер-класс «Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, за земляков-композиторов и их вклад в Великую Победу»
▼ Скачать +Заказ
«Детство – каждодневное открытие мира и,
Поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества, их красоты и величия»
В. А. Сухомлинский
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Всегда любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. В последнее время, к сожалению, в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому не вызывает сомнения важность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста.
Публикация «Мастер-класс „Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, за земляков-композиторов и их вклад в Великую Победу“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- День Победы. ИЗО, изодеятельность
- Композиторы и музыкальные произведения
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
По рекомендациям Министра образования С. Кравцова в рамках национального проекта «Образование» должен появится еще один федеральный проект «Патриотическое воспитание».
В ФГОС и Концепции дошкольного воспитания говорится о необходимости организации в дошкольных образовательных учреждениях специальной работы по воспитанию патриотизма у детей с учетом национальной культуры и традиций региона.
В моих руках для решения этой задачи есть изумительный инструментарий – музыка. Именно через нее, посредством знакомства с творчеством рязанских композиторов, наших земляков – В. И. Агапкина, А. Г. Новикова, А. В. Александрова и его детища – ансамбля, а также Государственного академического Рязанского русского народного хора им. Е. Г. Попова – я создаю условия для становления основ патриотического сознания детей, их всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, позитивной социализации.
В своей работе опираюсь на методику советской школы, используя разнообразные современные технологии.
Проектная деятельность с использованием интернет технологий, интеграция образовательных областей при проведении занятий, создание предметно-развивающей среды, связь с социумом (музеи, школы Искусств, встреча с оркестрами, участие в мероприятиях, посвященных патриотическим датам, использование нестандартных музыкальных инструментов по прямому назначению (инструменты) и как дидактическое пособие.
Применение разнообразных форм работы в комплексе, дают положительный результат: дети узнают, что они родились на великой Рязанской земле, которая подарила не только нашей Родине, а всему миру известных композиторов, написавших бессмертные произведения.
До сих пор удивляюсь, что только семью нотами написано столько необыкновенных музыкальных произведений, в том числе и тех, о которых мне бы хотелось с вами сегодня поговорить.
- Если мы заговорили о семи нотах, то предлагаю вам узнать несколько мелодий по 7 нотам.
Звучит мелодия «Священной войны»
- Конечно, вы помните, кто написал это произведение (А. В. Александров)
- Безусловно, вы без труда узнаете и следующие произведения
(Звучит мелодия к песне «Эх, дороги»)
(Звучит мелодия к песне «Смуглянка»
- А кто написал эту песню? (А. Г. Новиков)
- А что объединяет этих двух композиторов?
Они оба родились в конце 19 века, А. В. Александров в селе Плахино Рязанской губернии, а А. Г. Новиков в г. Скопин, с раннего возраста отличались исключительным музыкальным дарованием. Всю свою жизнь посвятили музыкальной деятельности. Оставили после себя богатое наследие. А. В. Александров создал Ансамбль песни и пляски Красной Армии, ныне всемирно известный Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии, в репертуаре которого огромное количество народных и патриотических песен. А. Г. Новиков написал более 600 песен. Этих композиторов помнят и чтят.
Итак, «Священная война».
На пятый день начала войны 27 июня А. В. Александровым была написана легендарная песня «Священная война». Песня стала символом того времени. Премьера песни была на Белорусском вокзале, откуда в дни войны отправлялись на фронт боевые эшелоны. За считанные дни зовущая к подвигам песня распространилась по всей нашей необъятной стране.
Какая эта музыка по характеру? (тяжёлая, торжественная, похожая на марш, напряжённая, собранная)
- в каком ладу написана песня? (мажор/минор)
Большая сила заложена в этом миноре, энергия в чеканном ритме и ходах мелодии, превращают эту песню в величественную песню-гимн.
Первое слово «Вставай» в песне звучит очень длинно, медленно, нелёгко поднять огромную страну
- Куда пошла мелодия? (вверх) Решительное движение мелодии вверх звучит как суровый призыв.
Слово «огромное» тоже поётся так, что в нём ощущается действительно «огромная страна»
Пусть ярость благородная
Вскипает как волна, как эти слова отображены в музыке? Куда идёт интонация на этих словах? (на слове «вскипает» - вверх. Достигая вершины) действительно, мелодия движется по нарастающей, постепенно достигая своей наивысшей точки.
Идёт война народная,
Священная война
На припев музыка становится яркой и подъёмной – минор сменяется мажором, и опять музыка пошла вниз (минор)
Композитору удалось точно передать музыкой текст песни, музыка и текст усиливают друг друга.
- Я предлагаю Вам передать ритм произведения в исполнении Ансамбля им. Александрова инструментами, которые всегда при нас – это ноги и руки. Ногами отстукиваем ритм, когда минор, а мажор руками
ЗВУЧИТ ЗАПЕВ И ПРИПЕВ
- У вас много репродукций плакатов советских художников. Какие из них наиболее подходят к данному произведению?
(плакат «Родина-мать зовёт!», выполненный красными и чёрными красками, которые передают характер произведения.
И если «Священная война» была написана в начале войны, то через 4 страшных года войны было написано следующее произведение -
(показываем картины, относящиеся к песне «Эх, Дороги»)
- Как вы думаете, о каком композиторе и о какой песне пойдёт речь сейчас?
Совершенно верно, сейчас мы поговорим о песне «Эх, дороги».
Давайте сравним эти два произведения.
Я предлагаю напрячь ваш внутренний слух и вспомнить как звучит эта песня, какая она по характеру? (грустная, уставшая, тихая, медленная, задумчивая)
Призыв – раздумье, громко – тихо, темп средний – темп медленный
Великий военачальник, маршал Георгий Константинович Жуков считал произведения наших земляков – «Священную войну» и «Эх, дороги» бессмертными произведениями, и он оказался прав. Эти песни живут и популярны до сих пор.
Слушание нарезки современного исполнения песни
Но не хочется заканчивать нашу встречу с грустным настроением. Даже на войне звучали и песни совершенно иного характера: весёлые, живые.
Кто сказал, что надо бросить песни на войне?
После боя сердце просит музыки вдвойне.
- Я покажу вам несколько картин, «Что лишнее»
Песня «Смуглянка» написана была до войны, в 1940г. Но впервые прозвучала только в 1944 –ом, опять же благодаря Александрову и его ансамблю. Песню подхватили и на фронте и в тылу, и была воспринята как народная. Песня так полюбилась слушателями, что она легла в основу фильма «В бой идут одни старики». Песню подхватили во многих военных ансамблях, и, не смотря на то, что в песне пелось про партизан Гражданской войны, воспринимали как рассказ о молодых людях, объединённых борьбой с гитлеровцами.
Я предлагаю взять инструменты. Будем их использовать практически одновременно. 1-2, 1-2-3.
А на припев предлагаю потанцевать под эту зажигательную музыку.
- Да, много необыкновенно талантливых людей, в нашем случае композиторов, родила рязанская земля. Их произведения получили всемирную славу, и нет человека в России, который бы их не знал. Наша задача, чтобы и дети знали и гордились этими людьми и своей малой Родиной, Рязанью, а Рязань – это часть большой России.
Закончить мастер-класс хочется отрывком песни А. Г. Новикова «Люблю тебя, моя Россия».