Трушкина Кристина Игоревна
Мастер-класс для педагогов «Виртуальные экспедиции как эффективная технология ознакомления с многообразием просторов России»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня вашему вниманию я представляю свой мастер-класс, который называется: «Виртуальные экспедиции - эффективная технология ознакомления с многообразием просторов России»
В образовательной программе каждого дошкольного учреждения представлены ряд тем, изучение которых предполагает формирование у дошкольников первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, животного и растительного мира. Сегодня с помощью нашей фокус - группы мы попробуем пройти все этапы организации виртуальной экспедиции и докажем эффективность выбранной технологии.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Виртуальные экспедиции как эффективная технология ознакомления с многообразием просторов России“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Моя Родина Россия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Уважаемые коллеги, предлагаю вам совершить виртуальную экспедицию …., куда? Отгадайте загадку
Солнечный, жаркий, желтый поток.
Льётся и льётся желтый песок.
В воздухе желтом и плотном как мед.
Желтая птица неслышно плывет.
Куда же мы сегодня отправимся?
Итак, уважаемые коллеги, мы отправляемся в виртуальную экспедицию по пустыне, я буду выступать в роли экспедитора.
Любая экспедиция начинается с подготовительного этапа. Подумайте и расскажите, какую предварительную работу можно провести с детьми на этом этапе, кто и чем вам сможет помочь.
Беседы, сбор информации, поиск фото – и видео - фрагментов про пустыню и ее жителей, составление словаря экскурсовода, работа с картой и глобусом, составление маршрута экспедиции, выбор средства передвижения (на чем добраться до пустыни, изготовление макета Пустыни, подбор необходимых вещей.
Мы с вами провели предварительную работу по созданию виртуальной экспедиции, теперь перейдем к основному этапу. Уважаемые коллеги я вас приветствую в своей мини-лаборатории «Хочу все знать». С вами профессор лаборатории виртуальных наук «Всезнайкин»., у вас на стульях находятся халаты, наденьте их.
СЛАЙДЫ ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ С ОЗВУЧИВАНИЕМ
Вот желтая страница –
Необычная страна,
Песок по ней кружится,
Несется, как волна. (Пустыня). Слайд 2
Выставляем желтый квадрат на магнитную доску.
В России не так уж мало пустынь! Есть пустыни арктические, но обычные тоже не такая большая редкость. Находятся они не только в жарких регионах, но и в Сибири. Расскажу кратко о самых крупных пустынях России Слайд 3-5
Слайд 6 – Пустыня-это большое пространство, покрытое песком, самое жаркое и сухое место на нашей планете. Здесь нет ни морей, ни рек, ни озер, дожди идут очень редко. Да и после редких дождей вода из-за жары испаряется очень быстро.
Давайте условными значками обозначим климат пустыни : очень жарко, много света.
Слайд 7 - Иногда в пустыне начинается песчаная буря. Сильный ветер поднимает песок так, что он оказывается повсюду. Если как следует не подготовиться к буре, песок может попасть в рот, глаза, уши.
Давайте проверим одно из наших предположение, что именно ветер поднимает песок и возникает песчаная буря. Проходите к столу с песком.
Исследование 1 «Почему возникает песчаная буря?»
Слайд 8. Прежде чем, приступить к исследованию, давайте научимся правильно дышать, делаем глубокой вдох – носом, выдыхаем ртом.
Вы знаете, что ветер бывает разным, каким?
Возьмите трубочку, подуйте в нее на песок. Что произошло с песком? Почему песок зашевелился? Так почему возникает песчаная буря?
Вывод: сильный ветер поднимает песок, поэтому возникает песчаная буря. Слайд 9
На магнитной доске выставляем условный знак «Песчаные бури»
(коллеги делают запись в журнал исследования)
Что же такое «песчаная буря» мы с вами теперь знаем, а давайте посмотрим, что она оставляет после себя? (барханы – песчаные холмы).
Слайд 10. Давайте вместе попробуем сделать их. Что вы увидели? Вот такие песчаные холмы, только большие, можно встретить и в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Слайд 11
Выставляем на магнитной доске условный значок «Барханы»
(коллеги делают запись в журнал исследования)
А вы знакомо такое выражение «Поющие барханы» (предлагаю вам просмотреть небольшое видео)
Дожди в пустыне бывают очень редко. Как вы думаете, после дождей в пустыне лужи остаются?
Давайте проверим наше предположение Слайд 12
Исследование 2 «Что происходит с водой в пустыне?»
Возьмите стакан с водой, вылейте ее в контейнер с песком. Что случилось с водою? Остаются лужи в пустыне? Почему?
Вывод: вода просачивается через песчинки и уходит вниз, поэтому после дождей, в пустыне воды не остается.
Выставляем на магнитной доске условный знак – «Мало воды».
(коллеги делают записи в журнал исследования)
13 слайд. На барханах либо не растут растения, либо их крайне мало.
Почему? Наверное, им что-то не нравится?
Слайд 14. В пустынях растут в основном колючки, кактусы и дерево саксаул. Кактусы выживают в такой жаре благодаря тому, что запасают воду в стеблях.
Давайте, проверим, как стебли растений умеют запасать воду. Слайд 15.
Исследование3. «Запасливые стебли».
Представьте, что брусок и губка - это стебли растений. Мы опустим их в две емкости с одинаковым количеством воды. Опустим в первую емкость стебель-брусок, а во вторую стебель-губку.
Посмотрите, что происходит? Почему? Какой стебель у растений в пустыне? Почему? Стебли копят воду как губка.
Вывод: чем плотнее стебель, тем меньше и дольше он впитывает воду и чем более пористый стебель – тем больше и быстрее он впитывает воду.
Выставляем на магнитной доске условный значок «Пористый стебель»
(коллеги делают запись в журнал исследования)
Слайд 16
Обратите внимание на всем вам знакомый Кактус. Где ж у него листья?
Колючки – это бывшие листики, которые приспособились к палящему солнцу.
Посмотрите у меня в руках солнышко-фонарь. Возьмем листик из бумаги. Как вы, думаете, каким должен стать листик, чтоб спастись от прямых солнечных лучей? Он должен превратиться в колючки (скручиваем лист в колючки).
Вывод: некоторые листочки приспособились к высокой температуре и отсутствию воды и превратились либо в колючки, либо свернулись.
На магнитной доске выставляется условное обозначение «Лист колючка»
Слайд 17 — верблюжья колючка и одуванчик ( изображения растений: у одного длинный корень, у второго — короткий)
Как вы думаете, какое из растений может выжить в пустыне? Почему? Зачем ему длинный корень? Да, длинные корни — одна из особенностей растений пустыни. Ведь им приходится выживать в условиях минимального количества воды. Корни верблюжьей колючки проникают почти на 20 метров в глубину и оттуда добывают воду.
Давайте с вами составим модель растения, которое приспособилось к условиям пустыни. Выставляем на магнитной доске «Длинный корень», вы не забывайте записывать результаты исследования в журнал.
Сколько важности в походке!
По пустыне – сковородке,
по колючкам босиком,
кто идет с горбом-мешком?
18 слайд. Самый известный обитатель пустыни – верблюд, его называют кораблём пустыни. Он идёт по барханам, как по волнам. А пустыня, как море, только из песка. Верблюды — очень выносливые животные. Они могут бежать без остановки целый день, могут подолгу обходиться без воды.
Как вы думаете, как верблюд выживает без воды? (Горб, в нем жир, чем больше ест верблюд, тем больше накапливается жира. Когда нет еды, жир спасает верблюда от голода, горб истощается и свисает набок.)
Верблюда спасает от пыли и песка большие длинные ресницы и узкие ноздри. У верблюда густая шерсть. Давайте с вами выясним, ему жарко в пустыне? Слайд 19
Исследования 4 «Почему верблюду не жарко в пустыне?»
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведем одно исследование.
На стол ставится зажженная лампа и просят поднести руку поближе к ней.
- Что надо сделать, чтобы не чувствовать жару?
- Правильно, надо чем-то защитить руку, т. е. поставить между жаркой лампой и рукой преграду, например, кусок меха.
- Вот также как кусок меха защитил наши руки, длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей.
Какой можно сделать вывод?
Вывод: шерсть защищает верблюда от жары.
Выставляем на магнитной доске условный значок «Мех»
(коллеги делают запись в журнал исследования)
Исследование 5 «Ступни верблюда»
Слайд 20. Песок в пустыне такой горячий, можно даже сварить яйцо. Как же верблюду удается отдыхать на песке и не обжигаться? Может у него кожа толстая? У верблюда и на груди, и на коленях твердые мозоли они защищают его от горячего песка, когда он ложится отдыхать.
Почему верблюд не проваливался в песок при движении по пустыне?
Мы с вами это проверим. Возьмите карандаш и пошагайте по песку. Что происходит? Карандаш проваливается в песок? А теперь, возьмите миску, поставьте её на песок и надавите. Почему миска не проваливается в песок? Предметы, с широким основанием, не увязнут в песке. У верблюда широкая перепончатая нога, которая не проваливается в песок и помогает ему шагать по пустыне
Мы выяснили с вами, почему передвигаться по пустыне удобнее на верблюде.
Запишем этот факт в нашем журнале
Чем же еще нас может удивить пустыня?
21 Слайд - Иногда в пустыне встречаются оазисы. Это расположенный посреди пустыни водоём с раскинувшейся вокруг растительностью. Рядом с оазисом располагаются поселки, и даже целые города. Пустыня это одно из загадочных мест на планете Земля.
Спасибо, вам большое. Мы переходим к заключительному этапу нашей виртуальной экспедиции.
22Слайд
Предлагаю вам составить синквейн по пустыне. Что такое синквейн? Зачитайте, пожалуйста, свой синквейн.
Сегодня мы совершили виртуальную экспедицию в пустыню, провели много экспериментов.
Давайте вместе превратим растение пустыни «Саксаул» в сказочное дерево:
Если вам понравилась работа в журнале экспериментов - прикрепите к дереву красные листочки.
Познавательная беседа о пустыне – прикрепите зеленые листочки.
В целом виртуальная экспедиция – и красные и зеленые листочки.
Уважаемые коллеги благодарю вас за помощь в проведении моего мастер-класса, за вашу активность и творчество. Надеюсь, что мой мастер – класс найдет свое применение в вашей педагогической деятельности.
Спасибо за внимание!23 слайд