Людмила Бабаян
Мастер-класс для педагогов «Удивительный мир магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:повышение компетенции педагогов в области познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Представление практических рекомендаций по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со свойствами магнита.
Материалы:магниты различной формы и разных размеров по количеству участников, канцелярские скрепки; миски с манкой, магнитные игры, металлический порошок, болты, карта-лабиринт.
Количество участников: 7 человек
Содержание деятельности:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Удивительный мир магнита“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Тема опыта работы, который я представляю, звучит так «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников». Но тема настолько широка, что в рамках одного мастер-класса не осветить и сотой доли. Поэтому я решила остановиться на одном разделе. Отгадайте, о чем мы будем говорить?
Бывает маленьким, большим.
Железо очень дружит с ним.
С ним и незрячий, непременно,
Найдёт иголку в куче сена.
(Магнит)
Правильно, это - магнит, тема нашего мастер-класса «Удивительный мир магнита».
Простые вещи всегда имеют сложную историю.
Уникальные свойства магнита были открыты еще древними греками.
Согласно легенде древнегреческий паренек по имени Магнис во время выпаса овец обнаружил, что железный наконечник его посоха и гвозди в его башмаках прилипают к странному чёрному камню. Так был открыт магнит. Камнем заинтересовались ученые, и вскоре на свет появились первые магнитные амулеты, которые завоевали доверие самой Клеопатры.
А древние китайцы научились использовать магниты для лечения различных болезней, например, артрита.
Узнаем подробнее, что же скрывает в себе магнит.
Почему магнит притягивает?
Этот вопрос еще сотни лет будет волновать умы мальчишек и ученых.
Рекомендации воспитателям:
Для проведения экспериментов с магнитами в группе должен быть набор разнообразных магнитов.
Чтобы понять действие магнитов, лучше использовать удобные для держания и сильные магниты. Для некоторых экспериментов потребуются магниты различной силы. Здесь подойдут декоративные магниты, которые в детском саду можно найти на магнитных стендах и досках. Также понадобятся мелкие предметы с содержанием железа: канцелярские скрепки, гвозди, монеты, столовые приборы, ключи, металлические крышки от баночек и другие материалы, в которых металла нет: пробки, ткань, кусочки дерева, бумага или картон. Обязательно следует закреплять правила безопасности с детьми при экспериментировании.
ЭКСПЕРИМЕНТ 1. Измерение силы магнитов.
Магниты бывают разные, предлагаю разобраться, как сравнить силы магнитов?
Рассматривается каждое из предложений педагогов, как узнать, какой из магнитов сильнее.
В результате обсуждения выявляются два способа сравнения силы магнитов :
1. По расстоянию – сильнее тот магнит, который притянет стальной предмет (скрепку, на большем расстоянии (сравниваются расстояния между магнитом и тем местом, где находится притянутая им скрепка);
Можно увидеть, что одни из них сильные - примагничивают скрепку с далекого расстояния, другие слабые - примагничивают скрепку с близкого расстояния. Причем, это расстояние напрямую не зависит от величины самого магнита, а только от его магнитных свойств.
Вывод:
Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это -"магнитное поле".
2. По количеству скрепок – сильнее тот магнит, который удерживает у своего полюса цепочку с большим количеством стальных скрепок (сравнивается количество скрепок в цепочках, «выросших» у полюсов магнитов).
Обратите внимание на эксперименты – «подсказки» с двумя магнитами разной силы, которые можно показать детям в случае их затруднений:
1. одинаковые стальные скрепки один из магнитов притягивает с большого расстояния, чем другой;
2. один магнит удерживает у своего полюса целую цепочку с большим количеством скрепок, чем другой. Пусть дети в ходе этих экспериментов определят, какой из магнитов сильнее, а затем объясняют, как они догадались, что им «подсказало» ответ.
Подсчитав количество скрепок у полюсов разных магнитов и сравнив их, дети, также как и мы, приходят к выводу, что силу магнита можно измерить количеством скрепок, удерживаемых в цепочке около его полюса.
Таким образом, скрепка в этом случае является «меркой» для измерения силы магнита.
Дополнительно. Можно взять вместо скрепок другие стальные предметы (например, шурупы, кусочки стальной проволоки и т. д.) и составить из них цепочки у полюсов магнитов. Это поможет детям убедиться в условности выбранной «мерки», в возможности ее замены другими.
ЭКСПЕРИМЕНТ2. Как увидеть магнитное поле?
В предыдущем опыте мы поняли, что вокруг магнита есть что-то, что мы назвали магнитным полем. Мы можем его почувствовать, но не можем видеть. Как же нам сделать его видимым? Очень просто! Надо насыпать на лист бумаги немного металлических опилок. Если теперь поднести снизу бумаги магнит, то опилки "оживают". Они топорщатся, ощетиниваются, рисуют "морозные узоры". Если положить магнит полностью под пятно с опилками, можно заметить, что все опилки расположатся вокруг магнита по определенным линиям. Это и есть линии магнитного поля. Они ведут их от положительного полюса к отрицательному.
ЭКСПЕРИМЕНТ 3. Магнит действует на расстоянии.
2015 год -Указом президента объявлен годом литературы в России. Как же соединить знакомство с магнитами с восприятием детьми художественной литературы? Зная свойства магнита, можно помочь сказочным героям. Давайте вспомним наши любимые сказки.
• Бастинда приказала огромным обезьянам поднять Железного Дровосека высоко в воздух и бросить его в глубокое ущелье на острые скалы. Железный Дровосек рассыпался на множество железных кусочков. Как можно ему помочь?
• В глубоком колодце сказки про Кощея Бессмертного был спрятан меч-кладенец. Как же достать Иванушке этот меч?
• Машенька шила своему брату Ванечке рубашку и потеряла иголочку в куче сена. Как же помочь?
• В сказке «12 месяцев» падчерица обронила своё железное колечко в снег. Как ей помочь?
• В сказке «Морозко» Настенька уронила железное ведёрко в колодец. Как ей помочь?
• В сказке «Золушка» злые сёстры насыпали в крупу железных болтиков, чтобы Золушка не успела поехать на бал. Как ей помочь?
Педагоги отвечают, как с помощью магнита оказать помощь любимым героям сказок.
Конечно, без помощи магнита сказочным героям не обойтись.
Давайте поможем Золушке!
Как помочь Золушке? Магнитом, используя только что изученное его свойство действовать на расстоянии.
Педагогам предлагается очистить крупу от железных болтиков.
ЭКСПЕРИМЕНТ4. Собака с косточкой
Если взять два любых кусочка магнита и поднести их друг к другу, то окажется, что они одним концом притягиваются, а другим - отталкиваются. Один конец называется южным или положительным полюсом магнита и помечается знаком "+". Другой конец - северный (отрицательный) полюс магнита, помечается знаком "-". Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными.
Нужно взять два магнита и определить, складывает он их одинаковыми полюсами или разными?
Делаем желоб из куска бумаги, приклеиваем на два магнита, нарисованные собачку и косточку (мышку и сыр, ежика и яблоко, зайца и морковку и т. д.) и запускаем их по желобу. Если полюса одноименные - собачка догоняет косточку и никак не может ее поймать, а если разноименные – собачка притягивается к косточке.
Эти эксперименты могут быть использованы в качестве приемов привлечения внимания детей.
ЭКСПЕРИМЕНТ 5. Рыбалка
Сегодня в магазине можно купить много игрушек из различных материалов: деревянные, пластмассовые, металлические, стеклянные, фарфоровые, глиняные, мягкие и ещё много-много других. Я хочу рассказать об игрушках с магнитами. Учитывая их способности действовать на близком расстоянии на металлические предметы, магниты часто используют в детских игрушках с забавными предметами. В чём же фокус? Итак, перед вами находятся магнитный конструктор, магнитная доска для рисования, магнитные шашки и шахматы, магнитные куклы с одеждой, буквы и цифры, удочка с рыбками и даже украшения с магнитами. Действие во всех этих игрушках одно: притяжение магнита к металлу. Например, рассмотрим удочку: вместо крючка привязан маленький магнитик, а во рту каждой рыбки железный стержень. Магнит притягивается к железному стержню. Рыбка поймана! Такой же эффект у магнитных шашек. Каждая фигурка имеет магнитик, а доска железная. Все эти игрушки нравятся детям, даже родители хотят иногда поиграть с ними. Поиграем в игру «Рыбалка» участники делятся на 2 команды. Задание: выловить рыбок из реки. Кто справится быстрей, та команда победит.
ЭКСПЕРИМЕНТ 6.
Магнитный лабиринт.
Мы часто даем детям задание с лабиринтом. Предлагаю вам разновидность этой игры. Я приготовила каждому из вас лабиринт. При помощи магнита вы будете двигать человечка к пункту назначения. Итак, ставим человечка на старт, магнит помещаем под лабиринт и вперёд.
Закончить свой мастер- класс мне хотелось бы притчей.
Притча «Тысяча загадок»
Однажды учитель велел двум ученикам обойти окрестности и найти как можно больше загадок. Один ученик вернулся через день и рассказал:
— Ничего я загадочного не увидел, учитель. Все земли давно изучены и всем знакомы.
Второй ученик пришё л только через неделю и сказал:
— Извините, учитель, что я не успел обойти все окрестности, мне не хватило времени, чтобы собрать все загадки. Почему каждый цветок прекрасен, но все они разные? Почему капелька росы маленькая, а в ней отражается всё небо? Почему вода в море солёная?
До вечера ученик рассказывал о загадках, которые он собрал, и закончил рассказ словами:
— Больше я никуда не успел сходить, учитель. Слишком много загадок было вокруг, а я ещё так мало знаю ответов на эти загадки.
— Ничего страшного, — ответил учитель. — Для мудреца всегда вокруг тысяча загадок, и только для глупца — всё ясно. Иди и отгадывай. Мне больше нечему тебя учить.
Мы много знаем о магнетизме и с каждым днем узнаем все больше и больше. Но за одной проблемой встают другие, не менее сложные и интересные. Жизнь всегда будет полна загадок. И наряду с самыми сложными – загадкой жизни и загадкой Вселенной – загадка магнита всегда будет давать пищу для любознательного ума.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!