Барахоева Татьяна Николаевна
Мастер-класс «Удивительные символы»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд Мастер – класс «Удивительные символы»
Уважаемые коллеги, обратите внимание на
2 слайд. Что вы на нём видите? (Символы, знаки, схемы)
Символы в нашей жизни встречаются часто. Они называются пиктограммами.
3 слайд Пиктограммы - это простые рисунки и символы, которые понятны и взрослым, и детям, и людям, говорящим на разных языках. В современной жизни нас окружает множество пиктограмм. Их понимание помогает людям адаптироваться в социуме.
Публикация «Мастер-класс „Удивительные символы“» размещена в разделах
4 слайд Первые пиктограммы появились задолго до того, как люди придумали алфавит, они делали записи, на которых изображали разные знаки и рисунки. Например, рассказ охотника об удачной охоте.
5 слайд Пиктограмма создаёт образ, что важно для использования механизма зрительной памяти. Поэтому пиктограммы не только ускоряют запись, но и способствуют запоминанию материала, заставляют работать зрительную память и воспринимать не слова, а образы.
6 слайд В образовании пиктограммы тоже нашли своё применение. Давайте вспомним, что такое общение? Это не просто беседа, а обмен информацией. Это возможность донести другому свои мысли, желания, выразить просьбу. В нашем привычном представлении обмен информацией происходит при помощи слов.
А что делать, если способность выражать свои чувства и желания при помощи слов недоступна? Если ребёнок, пришедший в школу не совсем обычный, если он имеет особенности в развитии, как помочь ему сказать всё, что ему так хочется выразить?
7 слайд Большинство детей в школах имеют нарушения речи. Исходя из этого, педагоги в работе с такими детьми обращают особое внимание на варианты альтернативной (невербальной) коммуникации, способствующей развитию детей. Такая система включает в себя целый спектр разнообразных средств, помогающих людям выражать свои мысли и эффективно общаться (реальные предметы, их части и миниатюрные копии, фотографии, рисунки, картинки, пиктограммы, движения тела, контакт глаз и многие другие коммуникативные сигналы).
8 слайд Поэтому актуальность использования пиктограмм в работе со школьниками состоит в том, что:
1. Облегчают детям овладение связной речью.
2. Используют естественные механизмы памяти, увеличивают объём памяти, развивают речемыслительную деятельность детей.
3. Повышает интерес к занятиям.
9 слайд Данный метод является одной из составляющих метода наглядного моделирования и считается одним из наиболее перспективных методов реализации речевого воспитания. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но и имеют возможность её видеть.
Каждый педагог может создать для себя азбуку символов /пиктограмм/, которой он будет пользоваться в работе. Символы могут быть как общеизвестными, так и придуманы самим педагогом.
10 слайд Хорошо, когда ребёнок знает много стихотворений и любит их рассказывать. Ведь стихотворные строки расширяют кругозор, способствуют более быстрому обогащению устной речи, учат восприятию поэзии, способствует формированию общего уровня культуры человека.
11 слайд Но выучить стихотворение для речевого ребёнка – это большой труд и изначально сложный процесс. Приходится многократно повторять текст, проговаривать сложные слова, следить за правильным произношением звуков. Всё это требует от ребёнка волевых усилий памяти, внимания, мышления. Такая работа отбивает желание ребёнка чему- либо учиться.
12 слайд И тут на помощь может прийти метод пиктограмм. Как уже было отмечено, в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившихся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Сначала следует подбирать опорные картинки к стихотворению (желательно на каждую строчку). Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. Например стихотворение Степанова «Космонавт» можно изобразить следующим образом.
13 слайд Заучивание стихов с помощью пиктограмм можно проводить коллективно, индивидуально и с подгруппами детей.
14 слайд Овладение приемами работы с пиктограммами сокращает время обучения и одновременно решает коррекционные задачи, направленные на развитие основных психических процессов. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
В чём вы сейчас сами убедитесь. Я продемонстрирую, как можно выучить стихотворение по пиктограммам поэтапно. Для этого мне нужна ваша помощь, уважаемые коллеги.
15 слайд 1этап - Эмоционально прочитать разучиваемое стихотворение
16- 21 слайды 2 этап - Построчно привязать каждое слово в стихотворении к зрительному образу
22 слайд 3 этап – чтение только по пиктограммам
Можно повторить 2 раза
23 слайд Усложним задание – оставим только главных героев в стихотворении: лису, ежа и медведя (косолапого)
Также данный метод применим на этапе обобщения
24 слайд Например, обобщающий урок по теме «Зима наступила». Можно в виде пиктограмм и картинок представить названия произведений с заданием: вспомните изученные произведения в данном разделе.
(Как мороз и солнце поссорились – А. Бродский,
25 слайд В шубах и шапках – А. Тумбасов
26 слайд Пересказ текста (В шубах и шапках – А. Тумбасов, Зимние приметы А. Спирин)
27 слайд А это стихотворение вы и сами угадаете (Ее ветер бушует над бором… Н. Некрасов)
28 - 29 слайд Метод «Пиктограмм» с моей точки зрения считается универсальным, так как он применим для детей любого возраста. Корни этого метода уходят в педагогику К. Д. Ушинского, который сказал : «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам. Он будет долго и напрасно мучиться. Но скажите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит налету».
Закончить мастер – класс мне хочется словами:
Детишки все на свет приходят этот
Творить добро, надеяться, любить,
Смеяться, плакать, но при всём при этом
Должны мы научить их говорить.