Людмила Висалова
Фотоотчет «Традиционные русские народные игры и забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги! Наш мастер- класс будет посвящён традиционным русским народным играм и забавам.
Цели мастер класса: освоение и последующее применения традиционных русских народных игр и забав в практической деятельности педагогов.
Публикация «Фотоотчет „Традиционные русские народные игры и забавы“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» апрель 2024
Задачи мастер - класса: познакомить участников мастер – класса с опытом работы по применению традиционных русских народных игр и забав в работе с детьми.
-Обучить слушателей мастер- класса традиционным русских народным играм и забавам.
-Вызвать желание применять традиционно русских народные игры и забавы.
Актуальность:
Народные игры - это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем на игры можно посмотреть и с точки зрения педагогики и психологии, как средство образования и воспитания. В дополнение ко всему это и способ укрепить свой дух, своё тело, развивать процессы мышления, фантазёрства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы отражал именно таким образом, через игру.
Воспитательное значение народных игр огромное.
К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технологический век. Народные игры являются неотъемлемой частью культуры народа, в них заключены традиции прошлого и настоящего.
Содержание некоторых игр может рассказать о труде и быте народа, его вере.
Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа.
В старину у людей была днём работа, а отдых, забавы, да утехи вечером или в праздничный день. Вот и складывались игры, передавая весь народный колорит. На улице собирались и стар и млад.
Дети разного возраста играли вместе, поэтому умели считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.
А в праздничные дни взрослые устраивали соревнования. Много игр – хороводов русский народ проводил во время народных праздников, обрядов. Игры передавались из уст в уста из поколения в поколения.
Частью игры в традиционной русской культуре были пляски, хождение под песни, шалости, забавы, развлечения, подвижные игры.
Для ребёнка игра - одна из форм его деятельности, через которую осваивается мир окружающих его предметов, человеческие отношения, собственные функциональные возможности и одновременно создаётся особый колорит всей детской жизни. Для взрослых людей игра – форма досуга и отдыха, а так же средство воспитания детей и внуков, передачи им необходимого жизненного опыта.
Педагоги нашего детского сада широко используют народные игры в совместной образовательной деятельности, в повседневной жизни ребят, на прогулке, в ходе праздников и развлечений.
Рекомендации:
-Постарайтесь увлечь ребят, заинтересовать их. Это достигается с помощью игровой задачи: «Поймай», «Найди», «Догони» и т. д.
-Иногда полезно сыграть на самолюбии ребят, выразив «сомнение» в их силе, ловкости.
-Помните, что лучше, если Вы будете в игре таким же участником, как и ребята.
- В ходе игры будьте эмоциональны и непосредственны, подбадривайте ребят.
-Не упустите момент, когда лучше игру завершить.
-При проведении подвижной игры необходимо проводить «Минутки безопасности», с целью предотвращения травматизма.
-Хотим представить вам три игры : «Звонари», «Растяпа», «Я по горнице иду»
Игра «Звонари».
Цель игры : развивать у детей выдержку, терпение, ловкость, быстроту реакции.
Задачи игры : упражнять в быстром беге с увёртыванием, в ловле, в ориентировании в пространстве по слуховому восприятию, построению в круг.
Ход игры : Для игры нам нужен платок, колокольчик, либо бубен.
Выбираем одну Машу и одного Яшу – то есть мальчика и девочку.
Они выходят в круг.
Мальчику завязываем глаза, а девочке даём в руки бубен.
-Яша спрашивает- «Маша, ты где?».
-А Маша отвечает: «Диги-дон, диги- дон, отгадай, откуда звон» (звенит в бубен).
Задача у Яши – поймать Машу.
Задача Маши - не попасться.
Все остальные участники - образуют круг, держась за руки, не выпуская Машу и Яшу из круга. При этом всячески мешают, издавая громкие звуки, кричат, смеются, чтобы сбить «ослепшего» участника с толку и не дать ему добраться до убегающего.
Закрепление правил:
-Ребята, как вы должны встать в начале игры?
-Что нужно спросить Яше?
-Что должна делать в ответ Маша?
Руководство ходом игры :
Когда Яша находит Машу - выбирают следующих игроков.
Яша – выбирает Машу, Маша - выбирает Яшу.
Повторить игру несколько раз.
Проведение игры (под сопровождением балалайки).
Кстати, задачу можно усложнить, предложив Яше взять в руки поясок, которым он должен обхватить Машу, а не просто дотронуться до неё.
Подведение итогов: Все ребята хорошо играли, были ловкими, быстрыми. Молодцы!
Игра «Растяпа».
Цель игры : развивать у детей внимательность, быстроту реакции, скорость движений.
Задачи игры : упражнять в умении действовать по сигналу, соблюдать правила игры.
Ход игры : Игроки становятся по кругу по парам, друг за другом. Один человек остаётся без пары, он водящий. Он становится в центр круга.
Кто стоит позади – делает крышу, вы дома – вы не двигаетесь.
А кто стоит впереди – жильцы - жители.
Когда играет музыка (балалайка, гармонь или др. муз. инструмент).
Наступил праздник – и вы решили выйти на площадь, прогуляться.
Как только музыка замолкает, все кто стоял и плясал в центре круга, не исключая водящего, бегут за человека, за домик, образуя новую пару.
Тот, кто остался без пары – «растяпа», он становится в центре круга и считает: «Раз, два, три!», а остальные говорят хором: «Растяпа, ты!».
После этого играет музыка, и внутренний круг пляшет вместе с «растяпой» - музыка смолкает, танцующие становятся за спины стоящих, и всё повторяется.
Закрепление правил:
-Как должны стать игроки?
-Что делают игроки, когда играет и замолкает музыка?
-Кто становится «Растяпой»?
Руководство ходом игры :
Если в течение игры один и тот же играющий остаётся «растяпой» во второй раз, то он считает до пяти: «Раз, два, три, четыре, пять!», и все хором говорят, показывая на него пальцем в такт словам: «Растяпа ты опять!».
Усложнение:
Дети идут под весёлую русскую народную музыку врассыпную, руки на поясе. Музыка замолкает, все дети стараются встать в пары (тройки, четвёрки). Ребёнок, оставшийся один, выходит в центр круга. Дети говорят: «Раз, два, три, «растяпа» ты!». Игра повторяется.
Подведение итогов: Молодцы! Все были ловкими и быстрыми.