Галина Задорожная
Роль воображения в развитии речи детей через модели и схемы
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
Тема: «Роль воображения в развитии речи детей через модели и схемы»
Хочу презентовать Вашему вниманию свой мастер-класс на тему: «Роль воображения в развитии речи детей через модели и схемы». Процесс воображения является важной составляющей наглядно-образного мышления, которое характеризуется установлением непривычных, даже порой невероятных предметов и их свойств. А т. к. наглядно-образное мышление свойственно детям дошкольного возраста, мы опираемся на доступные формы проявления воображения, которые способствуют дальнейшему развитию речевой деятельности.
Публикация «Роль воображения в развитии речи детей через модели и схемы» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
На каждом этапе решаются задачи:
- воспитание звуковой культуры;
- словарная работа;
- формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания.
Девиз: Мои дети будут учиться правильно говорить не от меня. Они будут учиться сами через моделирование, включая воображение.
Первый этап - формирование способности кодирования информации. Дети учатся составлять модели, выкладывая из картинок с изображением персонажей эпизоды. После этого персонажи заменяем заместителями, выделяя внешний признак предмета. Заместителями могут быть геометрические фигуры разного цвета и размера.
Например:
- Елка какая? (Зеленая).
- Похожа на какую геометрическую фигуру? (На треугольник).
Елку можно заменить зеленым треугольником.
Подобным образом, зайчонка можно заменить серым кругом, подобрать обозначения для объектов и явлений природы: речки, гор, молнии, ветра и многих других.
Второй этап – двигательное моделирование – развивает навык использования кодированной информации. Основной задачей является воспроизведение основных сюжетов при помощи предметов заместителей.
Обратите внимание, на слайде изображено поэтапное разыгрывание сказки «Лиса и Козел».
На третьем этапе из отдельных частей создается модель в виде цветных рамок со стрелками. Дети учатся создавать свои истории и рассказы, выбирая последовательно нужные сюжеты. Стрелочки, идущие от сюжета к сюжету, помогают детям фиксировать последовательность эпизодов, запоминать и логично пересказывать.
Л. А. Венгер говорит об этом этапе следующее: «Дети идут от части к целому – от слова к соединению 2 и 3 слов, далее – к простой фразе, а затем к связной речи».
Четвертый этап предполагает укрупнение схем-моделей в виде свободных блоков, опираясь на которые ребенок воспроизводит историю или рассказ.
Я вас предлагаю самим поучаствовать в таком виде деятельности, потому что развитие речи и активизация процессов воображения, возрастных ограничений не имеет. Первые этапы в нашей работе опускаем, т. к. у взрослых система кодирования и ее использование сформирована.
Но сначала, уважаемые коллеги, я предлагаю потренировать свое воображение. Для этого сядьте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно.
Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев, они легки и грациозны. Теперь пусть каждый представит себя бабочкой с огромными, прекрасными крыльями. Почувствуйте как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. Сейчас глазами найдите самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка, медленно и плавно садитесь на мягкую душистую середину цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях.
Посмотрите, может быть, кто-то действительно опустился на прекрасный цветок. У кого на стульях цветы? Выйдите, пожалуйста.
У кого красные цветы присаживайтесь за стол, который находится справа от меня.
У кого фиолетовые цветы присаживайтесь за стол, который находится слева от меня.
(красным цветам)
Хочу Вам открыть секрет: наши ученые получили сигнал со спутника и расшифровали его, получилась вот такая шифрограмма-модель.
(Красным цветам) : Составьте небольшой законченный рассказ по данным моделям. Картинки подсказки можно использовать в любой последовательности.
(Фиолетовым цветам) : А вам досталась игра «Включи воображение!». Эта игра была изобретена парижским поэтом Дуло еще в 1648 году.
Крокодил, окна, сводил, луна.
Дано четыре рифмующихся слова, используя их, составьте коллективное четверостишие.
А пока наши коллеги готовятся, предлагаю поиграть.
1. Представьте, что вы написали план на 2 недели вперед. Что бы это значило?
Ответы наших педагогов:
- Значит, дети, наверно, были предоставлены сами себе.
- Захотелось отдохнуть от писанины.
-Уж очень многое воспитатель хочет дать своим детям.
-Не обольщайтесь, вы выполнили бесполезную работу, завтра вас отправят на курсы.
2. Если ребенок заглядывает вам в глаза, прижимается щекой к вашей руке. Что бы это значило?
Ответы наших педагогов:
- Значит, что-то натворил.
- Просит поносить мои туфли.
-Просится в гости к воспитателю.
-Чтобы угостили чем-нибудь.
3. Если родитель дает положительный отзыв о вас. Что бы это значило?
Ответы наших педагогов:
-Хочет польстить.
-Хочет чтобы его ребенку уделяли много времени.
-Хочет, чтобы вы попали под его зависимость.
- Не обольщайтесь, значит другой пишет на вас жалобу.
4. Заведующий сегодня приветлив с вами, улыбается. Что бы это значило?
Ответы наших педагогов:
- Попросит вас поработать сверхурочно.
-Жди неприятностей или проверку.
- Или, вас сегодня попросят участвовать в конкурсе «Воспитатель года».
Уважаемые коллеги, вы готовы?
(Красным цветам) : Кто из вас отгадает, какие 2 слова здесь зашифрованы. Пожалуйста, выйдете и расскажите придуманную вами историю.
(Фиолетовым цветам) : А теперь расскажите стихотворение, которое у вас получилось.
А есть такой вариант.
По небу плавала луна,
А элегантный крокодил.
Мне рожи строил из окна
И тем с ума меня сводил.
Может быть, кто-то еще хочет поделиться своей придуманной историей.
Таким образом, представленные приемы работы позволяют повысить эффективность развития связной речи, повысить интерес к данному виду деятельности, развивать воображение, речь, внимание, мышление. Поэтому к концу обучения дети могут свободно сочинять достаточно интересные и оригинальные истории.
Кроме того, Л. А. Венгер использует этот подход в работе с пациентами, пережившими инсульт и имеющими расстройства речи, т. к. словесно-логическое мышление деформировано и специалист может опираться только на наглядно-образное мышление, с помощью активизации воображения.