Лучший педагог года

Роль воображения в развитии речи детей через модели и схемы

Галина Задорожная
Роль воображения в развитии речи детей через модели и схемы
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс

Тема: «Роль воображения в развитии речи детей через модели и схемы»

Хочу презентовать Вашему вниманию свой мастер-класс на тему: «Роль воображения в развитии речи детей через модели и схемы». Процесс воображения является важной составляющей наглядно-образного мышления, которое характеризуется установлением непривычных, даже порой невероятных предметов и их свойств. А т. к. наглядно-образное мышление свойственно детям дошкольного возраста, мы опираемся на доступные формы проявления воображения, которые способствуют дальнейшему развитию речевой деятельности.

Публикация «Роль воображения в развитии речи детей через модели и схемы» размещена в разделах

На каждом этапе решаются задачи:

- развитие речи;

- воспитание звуковой культуры;

- словарная работа;

- формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания.

Девиз: Мои дети будут учиться правильно говорить не от меня. Они будут учиться сами через моделирование, включая воображение.

Первый этап - формирование способности кодирования информации. Дети учатся составлять модели, выкладывая из картинок с изображением персонажей эпизоды. После этого персонажи заменяем заместителями, выделяя внешний признак предмета. Заместителями могут быть геометрические фигуры разного цвета и размера.

Например:

- Елка какая? (Зеленая).

- Похожа на какую геометрическую фигуру? (На треугольник).

Елку можно заменить зеленым треугольником.

Подобным образом, зайчонка можно заменить серым кругом, подобрать обозначения для объектов и явлений природы: речки, гор, молнии, ветра и многих других.

Второй этап – двигательное моделирование – развивает навык использования кодированной информации. Основной задачей является воспроизведение основных сюжетов при помощи предметов заместителей.

Обратите внимание, на слайде изображено поэтапное разыгрывание сказки «Лиса и Козел».

На третьем этапе из отдельных частей создается модель в виде цветных рамок со стрелками. Дети учатся создавать свои истории и рассказы, выбирая последовательно нужные сюжеты. Стрелочки, идущие от сюжета к сюжету, помогают детям фиксировать последовательность эпизодов, запоминать и логично пересказывать.

Л. А. Венгер говорит об этом этапе следующее: «Дети идут от части к целому – от слова к соединению 2 и 3 слов, далее – к простой фразе, а затем к связной речи».

Четвертый этап предполагает укрупнение схем-моделей в виде свободных блоков, опираясь на которые ребенок воспроизводит историю или рассказ.

Я вас предлагаю самим поучаствовать в таком виде деятельности, потому что развитие речи и активизация процессов воображения, возрастных ограничений не имеет. Первые этапы в нашей работе опускаем, т. к. у взрослых система кодирования и ее использование сформирована.

Но сначала, уважаемые коллеги, я предлагаю потренировать свое воображение. Для этого сядьте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно.

Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев, они легки и грациозны. Теперь пусть каждый представит себя бабочкой с огромными, прекрасными крыльями. Почувствуйте как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. Сейчас глазами найдите самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка, медленно и плавно садитесь на мягкую душистую середину цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях.

Посмотрите, может быть, кто-то действительно опустился на прекрасный цветок. У кого на стульях цветы? Выйдите, пожалуйста.

У кого красные цветы присаживайтесь за стол, который находится справа от меня.

У кого фиолетовые цветы присаживайтесь за стол, который находится слева от меня.

(красным цветам)

Хочу Вам открыть секрет: наши ученые получили сигнал со спутника и расшифровали его, получилась вот такая шифрограмма-модель.

(Красным цветам) : Составьте небольшой законченный рассказ по данным моделям. Картинки подсказки можно использовать в любой последовательности.

(Фиолетовым цветам) : А вам досталась игра «Включи воображение. Эта игра была изобретена парижским поэтом Дуло еще в 1648 году.

Крокодил, окна, сводил, луна.

Дано четыре рифмующихся слова, используя их, составьте коллективное четверостишие.

А пока наши коллеги готовятся, предлагаю поиграть.

1. Представьте, что вы написали план на 2 недели вперед. Что бы это значило?

Ответы наших педагогов:

- Значит, дети, наверно, были предоставлены сами себе.

- Захотелось отдохнуть от писанины.

-Уж очень многое воспитатель хочет дать своим детям.

-Не обольщайтесь, вы выполнили бесполезную работу, завтра вас отправят на курсы.

2. Если ребенок заглядывает вам в глаза, прижимается щекой к вашей руке. Что бы это значило?

Ответы наших педагогов:

- Значит, что-то натворил.

- Просит поносить мои туфли.

-Просится в гости к воспитателю.

-Чтобы угостили чем-нибудь.

3. Если родитель дает положительный отзыв о вас. Что бы это значило?

Ответы наших педагогов:

-Хочет польстить.

-Хочет чтобы его ребенку уделяли много времени.

-Хочет, чтобы вы попали под его зависимость.

- Не обольщайтесь, значит другой пишет на вас жалобу.

4. Заведующий сегодня приветлив с вами, улыбается. Что бы это значило?

Ответы наших педагогов:

- Попросит вас поработать сверхурочно.

-Жди неприятностей или проверку.

- Или, вас сегодня попросят участвовать в конкурсе «Воспитатель года».

Уважаемые коллеги, вы готовы?

(Красным цветам) : Кто из вас отгадает, какие 2 слова здесь зашифрованы. Пожалуйста, выйдете и расскажите придуманную вами историю.

(Фиолетовым цветам) : А теперь расскажите стихотворение, которое у вас получилось.

А есть такой вариант.

По небу плавала луна,

А элегантный крокодил.

Мне рожи строил из окна

И тем с ума меня сводил.

Может быть, кто-то еще хочет поделиться своей придуманной историей.

Таким образом, представленные приемы работы позволяют повысить эффективность развития связной речи, повысить интерес к данному виду деятельности, развивать воображение, речь, внимание, мышление. Поэтому к концу обучения дети могут свободно сочинять достаточно интересные и оригинальные истории.

Кроме того, Л. А. Венгер использует этот подход в работе с пациентами, пережившими инсульт и имеющими расстройства речи, т. к. словесно-логическое мышление деформировано и специалист может опираться только на наглядно-образное мышление, с помощью активизации воображения.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Развитие речи через воображение» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Развитие речи через воображение Кириллова Лидия Александровна, воспитатель подготовительной к школе.

Мастер-класс «Развитие речи через воображение» Мастер-класс с педагогами "Развитие речи через воображение".На протяжении дошкольного детства воображение ребенка постепенно превращается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль воображения в развитии речи детей через модели и схемы
Опубликовано: 12 июня 2014 в 15:49
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль воображения в развитии речи детей через модели и схемы» (включая файлы) размещена пользователем Галина Задорожная в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД