Елена Петрук
Мастер-класс «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер – класса :
Повышение профессионального уровня и обмен опытом, расширение кругозора.
Актуальность
-игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
-использование игр можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.
- игра будят детское воображение. Создает приподнятое настроение.
-Исследования психологов показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно недоступен на обычном занятии.
Публикация «Мастер-класс „Использование игрового набора „Дары Фрёбеля“ в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
Задачи:
- Познакомить с практическим пособием «Дарами Фребеля»;
-Сформировать представление о возможностях применения пособия «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС;
-Вызвать у участников мастер-класса интерес к игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал. Развивать творческую активность педагогического коллектива;
-Показать использование практического пособия «Дары Фребеля» в других областями образовательной программы «От рождения до школы;
-Познакомить с возможностями использовать ИКТ в проведении мастер – класса;
Оборудование:
- пособие «Дары Фребеля»
-КТ
Фридрих Фрёбель - немецкий педагог. Известен как создатель первого детского сада. Фрёбель придумал поэтичное название - "детский сад". В термин «детский сад» Фрёбель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать. А тех, кто растит эти "цветы жизни", называли "садовницами". Фрёбель разработал основы методики обучения детей в детском саду. Система Фрёбеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России. Большое значение в системе отводилось активности детей, организации их самостоятельной деятельности. Фрёбель считал, что дети лучше всего усваивают материал в практической деятельности, которая преподносится в игровой форме. Во всех занятиях действие соединялось со словом, и это было обязательное требование! Ведущее место в своей системе Фрёбель отдал игре : специально созданной обучающей игре и игрушке.
Фребель впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащенную практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания. Он немало способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.
Фрёбель разработал первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «Дары Фрёбеля».
Во времена педагогической деятельности Фрёбеля в практике детских садов использовали всего шесть «даров. Современный игровой набор «Дары Фрёбеля» представляет систему из 14 модулей, составленный из основных геометрических форм:
-Шара,
- Куба;
-Цилиндра.
Игровой набор изготовлен из качественного натурального материала (дерева и текстиля).
«Текстильные мячики». Мячи разного цвета на ниточках.
Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности, изучение цвета, формы и качеств предметов, формирование пространственной ориентации.
«Основные тела». Шарик, кубик и цилиндр одинакового диаметра для освоения формы предметов.
Цель: знакомство с разными формами предмета, развитие умений анализировать, сравнивать и выявлять особенность фигур, формирование самостоятельных исследовательских навыков, пространственной ориентации. Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен, у него есть ребра. Кубик по форме и по устойчивости является противоположностью шара. Шар рассматривался Фрёбелем как символ движения, кубик же — как символ покоя и «единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если его поставить на основание, подвижен, если положить, он покатиться и т. д.
«Куб из кубиков» - кубик, который был разделен на восемь кубиков. Это помогает понимать детям понятия «целое», «половина», «четверть».
«Куб из брусков» - кубик тех же размеров, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой из которых равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны). Это способствует развитию у детей строительных способностей.
«Кубики и призмы» - кубик, разделенный на 27 кубиков, причем 6 из них разделены на более мелкие части: треугольные призмы – 6 шт., призмы -12 шт.
«Кубики, столбики, кирпичики» - кубик, также разделенный на кубики, столбики и кирпичики.
Цель: развитие элементарных практических логических и творческих способностей, пространственного мышления, умения исследовать, рассуждать, сравнивать, делать выводы, конструировать, выполняя различные строительные комбинации.
«Цветные фигуры» - 8 геометрических фигур: равносторонние, равнобедренные и прямоугольные треугольники, круги, полукруги, ромбы и квадраты разного цвета. Цель: изучение разных плоскостных геометрических фигур, их сортировка по цвету, упорядочивание по величине, тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, творческих и речевых способностей, игровой деятельности, подготовка руки к письму, способствовать развитию мышления и воображения, научить детей строить сложные фигуры, используя простые формы.
«Палочки» - 6 наборов палочек разной длины разного цвета. Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме, соотношение количества и размера, обучение счету, используя палочки в качестве счетного материала, выполнение простейших математических действий, развитие творческих и речевых способностей, самостоятельной игровой деятельности, подготовка руки к письму.
«Кольца и полукольца» - кольца и полукольца 3-х разных размеров разного цвета. Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, развитие творческих способностей – составление различных узоров и картинок, подготовка руки к рисованию и письму, развитие игровой деятельности ребенка. Познакомить детей с понятием «симметрия»; способствовать развитию детского воображения.
«Фишки» - фишки разного цвета. Цель: сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме. Обучение счету с использованием фишек, выполнение простейших математических действий, развитие творческих способностей (составление узоров, картинок, развитие игровой деятельности.
«Цветные тела» - цилиндры, шары, кубы разного цвета, шнурок для нанизывания. Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, изучение геометрических форм, развитие умений классифицировать, сортировать, выполнять задание по образцу, развитие речевых способностей и игровой деятельности.
«Мозаика. Шнуровка» - перфорированное поле, разноцветные продолговатые фишки на ножках, шнурки. Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, умение действовать самостоятельно или по заданному образцу; изучение комбинаций форм и цветов, подготовка руки к рисованию, развитие речевых способностей и игровой деятельности.
«Башенки» - кубики, треугольные призмы (1/2 куба, полуцилиндры, куб с вырезом под цилиндр. Цель: закрепление названий геометрических фигур, конструирование, объединение с модулями 3-6 позволит создавать сложные конструкции; развитие речевых способностей и игровой деятельности.
«Арки и цифры» - дуги разных размеров, кубики с цифрами. Цель: развитие мелкой моторики рук и сенсомоторных навыков, творческих способностей (составление различных узоров и картинок, речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности.
Использование игрового набора развивает у детей способность наблюдать, развивает пространственное мышление, 4 сенсорное восприятие. А также способствует развитию творческих способностей, развитию речи и зрительно моторной координации. Дети, играя, знакомятся с геометрическими фигурами, телами, числами. Учатся сортировать, классифицировать, сравнивать, складывать, составлять последовательности.
Практическая часть
1 Игра «Автобус».
- А отправимся в путешествие мы на автобусе.
Улыбается водитель:
- Проходите! Проходите!
У окошка место есть,
Не желаете присесть?
На нашем автобусе
Полоски, как на глобусе!
Мы объедем целый свет!
Вы садитесь или нет?
На каждом столе участников лежит на углу справа белый лист и стоит
тарелочка с цветными фигурками различными.
- Послушайте задание: каждая команда, сидящая за столом вместе должна
рассадить «пассажиров» - фигурки из тарелочки- в «автобусе» - на белом листе. Я буду называть, куда класть фигурку - рассаживать «пассажиров», а вы совместно будете выполнять. Положите на середине стола белый лист вертикально – это автобус. Приготовьте тарелочки с фигурками…Внимание! В автобусе будет 3 ряда:
нижний, средний, верхний.
- Слушайте инструкцию:
Пассажир «красный треугольник» сидит в нижнем ряду слева… Пассажир «жёлтый полукруг» сидит в среднем ряду справа…
Пассажир «зелёное кольцо» сидит в верхнем ряду слева…
Пассажир «синий квадрат» сидит в среднем ряду слева…
Пассажир «фиолетовое полукольцо» сидит в верхнем ряду справа…
Пассажир «белый круг» сидит в нижнем ряду справа…
Эта игра развивает сенсорные и познавательно-исследовательской
деятельности навыки, ЭМП, расширяет кругозор; познавательную активность,
готовность к совместной деятельности со сверстниками.
- Вы замечательно рассадили всех «пассажиров»! Высаживайте их обратно в тарелочки!
2 Игра «Повтори последовательность».
Поставить Мозайку, Кольца, Цветные тела, Палочки или Фигурки,
Фишки.
- Из города мы выбрались, но весенние дожди размыли Тропинки и мы не можем пройти по ним. Давайте восстановим дорожки.
Инструкция:
- Каждая команда соберёт (построит) из набора на столе Тропинку.
Последовательность соблюдайте по образцу.
- Вы сделали превосходные тропинки! Теперь мы может отправляться в путь. Сложите Тропинки обратно в коробочки.
3 Игра «Шесть кубов»
- Вот незадача – у нас на пути стоит стена. Набор Куб из кубиков.
Инструкция:
- Посчитайте, сколько кубов.
- Переложите один куб так, чтобы получилась лесенка.
- Кубов стало больше, меньше или осталось столько же?
Эта игра развивает пространственное воображение, учит составлять из частей целое, закрепляет понятие числа: формирует осознание того, что количество элементов не зависит от их перестановки.)
- Теперь по получившейся лесенке мы поднимаемся на луг.
4 Игра «На лугу»
Раздать наборы : Цветные фигуры, Палочки, Кольца и полукольца, Фишки.
- Посмотрите, на лугу пасутся конь и корова.
- А кто еще обитает на лугу? (Ответы)
Инструкция:
Выложить фигуры обитателей луга, используя дары Фребеля.
Эта игра развивает формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира; развитие общения со сверстниками, воображения,
реализация самостоятельной творческой деятельности.
5 А теперь давайте немного отдохнем и поиграем с Первым Даром.
Берем в руки мячики и повторяем за мной действия.
Инструкция:
Давайте поиграем.
Мячик в руки мы возьмем
И туда-сюда качнем.
Мячик баловаться стал
И по кругу побежал.
Побежал бегом-бегом,
Все кругом-кругом-кругом.
Выше-ниже прыгать стал,
Баловаться не устал.
Спрятался в коробку мяч
И опять пустился вскачь!
Игры с мячом помогают: познакомить детей с цветами; дать первичное понимание формы; развивать пространственное мышление; развивать мелкую моторику.
5 Игра «Букеты».
Раздать наборы :Цветные фигуры, Палочки, Кольца и полукольца, Фишки.
- На лугу расцвели цветы. Давайте соберём букеты, но не любые, а с определённым условием.
Инструкция:
- Каждая команда составит специальный букет из трёх «цветков» - фигур. Все три фигуры должны быть одинаковыми или разными по двум признакам, по цвету и форме. (показ).
Эта игра развивает сенсорные и познавательно-исследовательской деятельности навыки, ЭМП, расширяет кругозор; восприятие, мышление, воображение, внимание, память, самостоятельную творческую деятельность).
- По какому ещё признаку можно сложить букет?. (размер).
А теперь сложите фигуры обратно в ящички.
6 Большая стирка.
Раздать наборы : Цветные фигуры, Палочки, Кольца и полукольца, Фишки.
- Ой, когда мы с вами собирали цветы, изиспачкали одежду, но ничего страшного, предлагаю постирать ее в ручейке и повесить сушиться на веревочку на солнышко.
- Посмотрите на веревочке у нас сушиться «рубашка» Скажите, пожалуйста, из каких геометрических фигур она состоит и какого цвета?
- Предлагаю приступить к стирке белья.
Инструкция:
Главное условие - все последующие «вещи» должны отличаться от предыдущей одной деталью (по форме или цвету). Например, синий «рукав рубашки» меняется на рукав другого цвета, или размера, или формы. Нужно выстроит цепочку как
можно длиннее.
Решение задачи предполагает высокую концентрацию внимания ребенка, наблюдательности.
Вы отлично постирали белье. Складываем фигуры на место.
7 Дидактическая игра «Одного поля ягоды».
Раздать наборы : Цветные фигуры, Палочки, Кольца и полукольца, Фишки.
- А еще на нашем лугу растут замечательные ягоды. Они все различаются по
каким-либо признакам, но как бывает в природе, иногда скрещиваются и
объединяют в себе признаки родителей.
- Предлагаю Вам попробовать поискать ягоды.
Инструкция:
- Выкладываем из двух разных веревок замкнутые пересекающиеся плоскости.
На лугу выросли два разных вида ягод: в одной части круглые, а в другой красные
(можно использовать другие признаки, а через некоторое время появились ягоды с двумя этими признаками. Подберите самостоятельно получившиеся ягоды и выложить их внутри замкнутых плоскостей. (Играя с детьми, необходимо
рассказывать им, как выводят новые сорта растений, гибриды (например, грейпфрут).
Эта игра развивает представления об объектах окружающего мира, мире природы; сенсорные навыки и навыки
познавательно-исследовательской деятельности; расширяет кругозор.
Рефлексия: В заключении – небольшая анкета «Шарики успеха», я дарю вам шарик с неоконченным предложением, а вы продолжите и подарите мне.
-Было интересно…
- Сегодня на мастер-классе я узнал (а…
- Больше всего мне понравилось…
- Новым для меня стало…
- Возьму с собой…
- Особенно мне понравилось…
-Я рада, что я узнала…
- Мне было легко…
- Мне давалось с трудом…
- Буду применять в своей работе, п