Татьяна Бородина
Мастер-класс «Сказочная страна». Просодические компоненты речи
Тема: Мастер-класс для родителей для развития общих речевых навыков «Сказочная страна».
Вводная часть.
Общее недоразвитие речи – это речевое нарушение, при котором страдает формирование всех компонентов речи (фонетико-фонематической стороны речи, лексического состава языка, грамматического строя речи) при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Речь страдает, как система - значит у ребенка нарушены все компоненты речи. Часто при общем недоразвитии речи у ребенка может быть дизартрия. Речь такого ребенка монотонная, маловыразительная, лишенная тонких эмоциональных оттенков.
Публикация «Мастер-класс „Сказочная страна“, Просодические компоненты речи» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2020
Сегодня наша встреча будет посвящена играм, которые помогают детям развивать просодические компоненты речи.
Просодика – совокупность ритмико-интонационных свойств речи :
- Темп;
- Ритм;
- Дикция;
- Голос (сила, высота, модуляция, тембр);
- Интонация;
- Речевое дыхание;
- Ударение;
- Пауза.
Цель просодического воспитания :
1. Выявить ритмические рефлексы.
2. Приучить организм ребенка отвечать на определенные раздражители.
3. Установить равновесие в деятельности нервной системы.
4. Умерить слишком возбужденных и раскрепостить заторможенных детей.
5. Урегулировать неправильные и лишние движения.
6. Оказывают положительное влияние на общий речевой тонус, моторику, улучшают настроение.
7. Способствуют тренировке подвижности нервных процессов ц. н. с.
8. Активизируют к. г. м.
9. Развивают внимание и память.
Цель: научить родителей применять специальные игры для коррекции просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Повышать компетентность и знания родителей о нарушениях просодических компонентов речи;
2. Формировать навыки и умения проведения игр с детьми в домашних условиях и организации домашнего досуга;
3. Совершенствовать формы родительского взаимодействия в процессе проведения специальных игр для коррекции просодических компонентов речи.
Оборудование и материалы: столы, компьютер, проектор, презентация к занятию.
Основная часть.
Приветствие и представление. Упражнение «Имя».
- Здравствуйте, уважаемые родители!
Предлагаю всем Вам представиться – назвать свое имя и отчество. Затем охарактеризуйте себя, подобрав слово на первые буквы своего имени и отчества.
- А теперь забудьте о том, что вы взрослые. Сегодня мы все будем детьми. Я приглашаю вас в увлекательное путешествие по королевству Просодии.
Замок. Звучит музыка.
Есть на свете сказочная деревня Смурфидол и живут в нем сказочные жители смурфики. Все жители Смурфидола научились говорить красиво и правильно. У них четкая дикция, эмоциональная, правильная и красивая речь. Но однажды злой волшебник Гаргамель узнал, что смурфики говорят красиво и сильно рассердился.
Злой волшебник Гаргамель.
Злой волшебник Гаргамель сварил кашу и накормил всех жителей Смурфидола. Каша была заколдована, ее трудно разжевать. И теперь все жители Смурфидола стали говорить как будто у них каша во рту. Послушайте сами.
Диктофон с записью искаженной речи.
Смурфики просят нас о помощи и мы можем им помочь. Для этого нужно отправиться в Смурфидол и развеять чары злого волшебника Гаргамеля.
«Воздушный шар».
Для этого упражнения нужно два человека.
- Мы отправимся в Смурфидол на воздушном шаре. Положите правую руку на живот, сделайте спокойный плавный выдох и вдох и надуваем большой шар в животиках. Шарик лопнул. Упражнение повторить 2-3 раза.
Вот так шарик надуваем
А рукою проверяем
Шарик лопнул – выдыхаем
Наши мышцы расслабляем.
Цель этого упражнения: постановка диафрагмально-реберного дыхания.
Упражнение «Звуковая волна».
- Мы летим на воздушном шаре. А внизу такая красота, мы удивляемся этой красоте А___, О.
- Встаньте лицом к слайду, сожмите руку в кулак, оставьте указательный палец. Поставьте указательный палец в верхнюю точку. На выдохе нужно пропеть звук А двигать пальцем по звуковой волне с верхней точки на нижнюю.
- Делаем глубокий вдох и поем А.
Во второй раз двигаем только глазами от нижней точки к верхней. Вдох и О.
В третий раз на одном выдохе нужно спеть сразу два звука. А___ сверху вниз, О___ снизу вверх без остановки.
- Чтобы нам было весело, давайте споем песенку гласных звуков. Вспомните символы гласных звуков: круг – А, маленький круг – У, овал – О, прямоугольник – И, полукруг – Э.
«Замок».
- Вот мы с вами и прибыли в деревню Смурфидол. Злой волшебник Гаргамель до неузнаваемости изменил голоса всех жителей. Давайте поможем восстановить волшебный голос.
Произнести слова голосом разной силы.
ПН – беззвучная артикуляция.
ВТ- громко.
СР – средней громкости.
ЧТ – шепотом.
ПТ – средней громкости.
СБ – громко.
ВС – беззвучная артикуляция.
«Качели».
Работа над высотой голоса.
- А сейчас я предлагаю покататься на качелях. А качели не простые, а голосовые. Когда будем лететь вниз – приседаем и поем голосом низким голосом: А. А когда поднимаемся вверх мы встаем на носочки, руки поднимаем вверх и поем высоким голосом О.
«Пение голосом разной громкости».
На слайде текст песни «Каравай». Минусовка песни «Каравай».
Одна подгруппа поет две строчки песни высоким голосом. Вторая подгруппа поет две строчки низким голосом.
Песня «Каравай» слова
Как на Ванин день рожденье
Испекли мы каравай
Вот такой вышины,
Вот такой низины,
Вот такой ужины,
Вот такой ширины.
Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай.
Часто дети говорят очень тихо, потому что не знают среднее звучание своего голоса. Для этого поможет упражнение «Привет».
Прием обучения звучанию голоса средней силы.
«Привет!»
Все вместе скажем:
Тихо «Привет!».
Шепотом «Привет!».
Громко «Привет!».
Кричим «Привет!».
Скажем так, чтобы нам было удобно «Привет!».
Это и есть среднее звучание нашего голоса.
- А мы продолжаем путешествие по Смурфидолу. Смурфики совсем перестали чувствовать ритм. Давайте поможем им почувствовать ритм в стихотворении.
Стихотворение А. Барто «Мишка»
Показываю, как ладошкой можно отстучать ритм.
Два стихотворения А. Барто «Мячик», «Зайка».
Вызываю одного человека и прошу отстучать ритм стихотворения с помощю лога «На». Остальные родители отгадывают какое стихотворение задумал родитель.
- Мы работали над ритмической стороной речи.
Ритм – равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости речи.
- Мы помогли жителям Просодии восстановить ритм речи, а впереди нас ждет новое испытание.
Смурфидол.
- Чары злого волшебника Гаргамеля разучили смурфиков использовать темп речи. И теперь, там где нужно говорить медленно они торопятся как-будто скороговорками. А там, где нужно произнести фразу быстро или в нормальном темпе они произносят медленно. Произнесение стихотворения в нормальном темпе помогут развеять чары злого волшебника.
Приглашаю 3-х родителей.
- Я приглашаю вас покататься на карусели.
Карусель.
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели (медленно)
А потом, потом, потом (средний темп)
Все бегом, бегом, бегом! (быстрый темп)
Тише, тише, не спешите карусель остановите (средний темп)
Раз-два, раз-два вот и кончилась игра! (медленный темп).
Похлопали.
Темп речи – скорость протекания речи во времени.
Если речь будет иметь один и тот же темп равномерно звучащий, то она поблекнет и станет безжизненной.
Упражнение «Узнай интонацию».
«Шла Саша по шоссе и сосала сушку».
- с удивлением
- нагло
- весело
- с восхищением
- со злостью
- застенчиво
- уверенно
- скучающим голосом
- с иронией
- грустно
- просяще, умоляюще
- кокетливо
- Пусть каждый из вас выберет с какой интонацией будет произносить эту фразу. Остальные «дети» должны отгадать с какой интонацией произнесена фраза.
Игра со звуком А.
А
- Мы будем произносить звук А, но с различной интонацией в зависимости от предлагаемой ситуации.
- «А» шла, споткнулась, упала и заплакала.
- «А» увидела друзей и образовалась.
- «А» маленькая «а» увидела большую «А» и удивилась.
- «А» увидела «Ж» ужаснулась страшно.
- «А» провинилась, ее наказали, ей обидно, голос грустный, заунывный. Голос протяжный.
- «А» обидели, она горько плачет.
- Не забывайте, что вы все дети.
Игра «Артист» (картинка маски).
«Я приветствую всех вас»
- Представьте, что вы изображаете какого-то героя. Произносите фразу
«Я приветствую всех вас» :
- Как робот
- Как беззубая древняя старуха
- Как задорный клоун
- Как президент страны
- Как военный
- Как-будто колдуя (Баба-Яга)
- Как иностранец с акцентом
Интонация – совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания.
В интонации выделяют следующие компоненты
- сила, громкость голоса
- логическое ударение
- пауза
- темп и ритм
- мелодика
- эмоциональный тон
- тембр
- С помощью интонации предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать эмоционально-смысловые оттенки речи, выражая состояние настроения автора, его отношение к описываемому.
Прием жестикулирования для отработки выразительного чтения позволяет почувствовать мелодику стихотворения, правильно расставит паузы, развивая эмоциональность и даже память.
- Вот мы помогли жителям Смурфидола восстановить речь. Чары злого волшебника Гаргамеля рассеялись и теперь у них четкая дикция, эмоциональная, правильная и красивая речь.
3. Заключительная часть.
Рефлексия занятия.
- Уважаемые родители, наша встреча подходит к завершению. Вы познакомились с играми, приобрели навыки организации игр в домашних условиях. Мне было очень приятно видеть вашу активность и заинтересованность. Давайте поаплодируем друг другу. Желаю вам успехов!