Приложение МААМ

Мастер-класс для педагогов «Шахматы в детском саду»

Татьяна Недорезова
Мастер-класс для педагогов «Шахматы в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер – класс для педагогов «Шахматы – игра для всех».

Подготовила воспитатель: Недорезова Т. А.

МКДОУ «Детский сад№3» город Шадринск, 2022 г.

Цель: познакомить педагогов с игровыми ситуациями, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Формировать умение играть в шахматы.

2. Познакомить участников мастер-класса с правилами игры и игровыми ситуациями, используемыми для обучения детей игре в шахматы. (слайд 2)

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Шахматы в детском саду“» размещена в разделах

Добрый день, уважаемые коллеги!

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Без шахмат нельзя представить воспитание умственных способностей и памяти…» (слайд 3)

Почему надо учить шахматам маленьких детей? Ребёнка, достигшего четырёхлетнего возраста, мы учим считать, запоминать стишки, складывать слоги из букв алфавита. В этом же возрасте можно познакомить малыша с шахматной военной игрой и обучить правилам хода и боя фигур.

Знание правил позволит с помощью различных игровых положений развивать у ребёнка сообразительность, память, быстроту мышления.

Конечно же, шахматы для детей – это прежде всего игра, а игровая деятельность в дошкольный период существенно влияет на формирование психических процессов, а также в условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают.

Сегодня я хочу познакомить вас с шахматными фигурами и пешками, правилами игры и дидактическими играми, которые помогут открыть ребенку увлекательный мир шахмат.

Шахматы – это одна из удивительных загадок человечества. До сих пор не утихают споры, где была изобретена игра. Часть ученых придерживаются китайской теории происхождения, другие утверждают, что шахматы появились в Индии, а третьи настаивают на том, что родоначальницей шахмат была Персия. Название игры произошло от персидских слов «шах мат», что означает - король мертв.

В шахматы играли известные политики, философы и ученые, ими увлекались писатели, художники и музыканты.

Охотно проводили свой досуг за шахматной доской А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой. В 1870 году Ивана Тургенева избрали вице президентом шахматного конгресса в Баден – Бадене.

Шахматы за столько веков своего существования не потеряла ни капли своей уникальности. Они долгое время являлись составной частью нашей культуры и спорта. Более семидесяти лет русские шахматисты никому не отдавали мировую корону. Ни в одном виде спорта у наших спортсменов не было таких достижений.

Весь процесс обучения шахматам строится на увлекательной игре, таким образом, ребенок осваивает материал, не теряет к нему живого интереса.

Процесс обучения проходит в несколько этапов:

1. Знакомство с шахматной доской.

Цель не только облегчить детям познание азов шахматной игры, но и помочь им овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ.

2. Знакомство с фигурами.

Для этого можно использовать стихи, игры, сказки. Например – сказка о героической пешечке, пробившейся сквозь все преграды к заветному полю превращения ферзя. Можно поиграть в «ладью», рассказать о ней сказку, показать на шахматной доске ее домик, нарядить ее, начать за ней охотиться. Для закрепления знаний о фигурах и пешках можно использовать разнообразные игры с шахматным содержанием, такие как «Чудесный мешочек», «Кто быстрее расставит фигуры», «Что общего и чем отличаются» и т. п.

3. Обучение правилам шахматной игры.

Рассказывая детям сказку, ненавязчиво знакомим их с различными правилами: правилами квадрата и оппозиции, рокировкой, шахматной нотацией.

4. Решение шахматных задач и этюдов.

На этом этапе дети учатся решать различные задачи и этюды, знакомятся с дебютом и волшебным миром комбинаций.

5. Игра в шахматы.

Это практическая часть обучения, в ней подключаются сеансы одновременной игры и увлекательные турниры. Дети познают дух соперничества и соревнования. Ведь если ты любишь шахматы, не страшен проигрыш, страшно не понять эту волшебную и загадочную игру. (слайд 4)

А теперь уважаемые коллеги, я предлагаю Вам отправиться в сказочное королевство шахматных чудес! Чтобы наше путешествие было удачным, нам нужен путеводитель.

А путеводителем для нас станет шахматная доска.

Знакомство с шахматной доской. (слайд 5)

Посмотрите внимательно на нее и скажите, из чего состоит шахматная доска? На доске одинаковые квадратные (поля) белого и черного цвета. Это белые и черные поля доски. На этой доске происходят все шахматные события. На доске идет игра. Два противника - партнера играют в шахматы. Можно играть вчетверо - два на два и т. д. Важно правильно положить доску так, чтобы угловое поле справа было белым.

Если внимательно посмотреть на доску, то можно увидеть дорожки – линии, по которым передвигаются шахматные фигуры. Эти линии - дорожки проходят по доске в разных направлениях

Слева - направо – горизонтали. Снизу - вверх – вертикали. Наискосок – диагонали.

Каждое поле имеет свое название.

• по горизонтали латинскими буквами от а до h;

• по вертикали цифрами от 1 до 8.

Для закрепления с детьми латинских букв можно выучить предложение:

А-ртисту Б-иму ц-иркуль д-ашь, Е-го ф-амилия Ж-е а-ш.

Знакомство с фигурами и пешками. (слайд 6 – 13)

Шахматное королевство населяют фигуры и пешки, у каждой фигуры свой характер, способ передвижения по шахматной доске. Фигуры и пешки – белые и черные. Они могут быть белыми и коричневыми, белыми и зелеными, синими и красными, но всегда называются: белые и черные.

Итак, начнем знакомство. В шахматной партии участвуют белые (светлые) и черные (темные) фигуры.

16 белых и 16 черных фигур шахматах пешка - тоже фигура)

Белые фигуры: Король, Ферзь, 2 ладьи, 2 слона, 2 коня, 8 пешек.

Черные фигуры: Король, Ферзь, 2 ладьи, 2 слона, 2 коня, 8 пешек.

Расстановка шахматных фигур на шахматной доске :

В этой стране - Король с королевой живут без корон, ладья без весел, без хобота слон, конь без копыт, седла и уздечки, а рядовые - не человечки.

Я смотрю на первый ряд, по краям ладьи стоят.

Ладья, может за ход продвинуться на любое количество полей вперед или назад, влево или вправо. Если ладья берет чужую фигуру - она должна встать на ее место.

«Прыгать» через свои или чужие фигуры ладья не может.

Запомни: - Ладья: - влево - вправо или вверх - вниз по прямым линиям ходит и бьет.

Рядом вижу я коней, нет фигуры их хитрей.

Конь продвигается буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо. Чтобы, легче было запомнить ход коня, про него говорят: «Прыг, скок – и в бок!» Он может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры и пешки. Если Конь стоял на белом поле, после хода обязательно встанет на черное и наоборот. На поля, занятые «своими» фигурами Конь встать не может, а чужую фигуру может побить (взять) если это выгодно. Если Конь нападает на 2 фигуры - такое положение называется «вилка».

Меж коней заключены наши славные слоны. Слон может передвигаться на любое количество полей по диагонали. Существуют белопольные и чернопольные слоны, которые передвигаются только по белым или только по черным полям.

И ещё два поля есть, а на них король и ферзь.

На демонстрационной доске у ферзя красивая корона с пятью зубцами.

В Индии военачальника называли визирем или ферязью. А в европейских странах эта шахматная фигура стала королевой или дамой. Но у нас в России сохранилось первоначальное индийское название этой фигуры – ферзь. Не привыкли русские, чтобы ими женщины командовали! Но всё же в стародавние времена к этой фигуре относились уважительно, как к женщине – Ферязь Всяческая. В начале шахматной партии ферзей каждого соперника по одному. Ферзь самая сильная, самая подвижная фигура на шахматной доске. Он может ходить и как Ладья и как Слон т. е. перемещается он по всем линиям шахматной доски : горизонталям, вертикалям, диагоналям вперед и назад.

Если Ферзь берет чужую фигуру, он встает на ее место (поле, где стояла фигура). В шахматах так бьют все фигуры от пешки до Короля - встают на место побитой фигуры.

Запомните: белый ферзь всегда стоит на белом поле, а черный ферзь на черном поле. Шахматисты говорят так : «Ферзь любит свой цвет».

Ферзь – это советник короля и самая сильная фигура шахматного войска. Передвигается на любое количество полей в любом направлении.

Король – самая главная фигура в королевстве.

Король выглядит, как царская корона с крестиком наверху. Но можно представить себе и мужчину с могучими плечами. В каждом войске королей по одному: чёрный и белый. В честь Шахматного Короля – Шаха игра и стала Шахматами называться.

Самая важная, самая главная фигура на шахматной доске. С гибелью Короля

пария заканчивается, сколько бы сил (фигур) не оставалось на доске. Гибель

Короля называют «Мат». И название игры шахматы переводится как смерть

Короля: «Шах» (Король, «Мат» (умер).

Король передвигается по доске во всех направлениях на 1 клетку вперед,

назад, наискосок, влево, вправо и по таким же правилам Король может взять

незащищенную фигуру. Делать прыжки, как Конь, Король не может, не может он и сделать «дальний» ход, как Слон, Ладья или Ферзь - только на 1 клеточку. Один раз за всю партию (игру, Королю разрешено сделать странный ход совместно с ладьей - этот ход называют «рокировка»

А теперь без спешки идут на место пешки.

Пешки – выставляются вторым рядом перед другими фигурами. Пешка может за один ход продвинуться на одно поле прямо вперед, а при первом ходе на два поля. Пешка «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже – ферзя. Пешек в каждой армии больше всего – по восемь.

Стоят они стройными шеренгами на 2 и 7 горизонталях.

Пешка идет только вперед, назад не ходят и не бьет. Девиз пешки «назад ни

шагу!»

Пешка ходит только прямо, вперед по вертикали, причем с начального поля

может сделать ход на 2 поля или по желанию играющего, а дальше делает по 1шагу, она не может «прыгать» через фигуры противника или свои.

Чужие фигуры пешка берет по диагонали, наискосок, на 1 клетку вправо

вверх или влево вверх (Если смотреть от играющего)

Правила игры. (слайд 14)

Обучение правилам шахматной игры. Рассказывая детям сказку, они ненавязчиво знакомятся с различными правилами: правилами квадрата и оппозиции, рокировкой, шахматной нотацией.

1. Первое правило шахматной игры для начинающих : "Тронул — ходи!". Это правило следует понимать буквально: даже нечаянно дотронувшийся до своей или чужой фигуры шахматист должен соответственно сделать этой фигурой ход или взять фигуру противника (за исключением тех случаев, когда упомянутое невозможно). При желании просто поправить фигуры следует сначала сказать: «Поправляю».

2. Второе правило игры в шахматы - "Ход считается сделанным, когда рука отнята от фигуры".

3. Третье правило из незыблемых - "Нельзя взять обратно ход, отречься от заявления о сдаче партии и от высказанного согласия на ничью".

4. Четвертое правило игры в шахматы - "Если во время или по окончании партии выяснится, что в начале фигуры были расставлены неправильно, партия переигрывается".

5. Если во время или по окончании партии выяснится, что был сделан ход, противоречащий правилам игры, партия переигрывается с предшествующей позиции.

6. Играть надо молча, не спеша.

7. Запрещается водить пальцем по шахматной доске, высчитывать варианты.

8. Нельзя мешать партнеру думать.

9. Нельзя подсказывать игрокам.

10. Если выиграешь, нельзя насмехаться над партнером и зазнаваться – даже лучшие шахматисты мира потерпели в своей жизни много поражений.

11. Если проиграешь, не стоит расстраиваться – даже лучшие шахматисты мира потерпели в своей жизни много поражений.

12. После окончания партии проигравший пожимает противнику руку – это дань уважения партнеру.

Решение шахматных задач.

Литература:

1. Гришин В. Г. «Малыши играют в шахматы».

2. Карпов А. «Учитесь шахматам».

3. Костров В. В. «Шахматы для дошкольников в играх и историях».

4. Сухин И. Г. «Волшебные фигуры или шахматы для детей 2 – 5 лет»,

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Игровая песочная терапия в детском саду»Консультация для педагогов «Игровая песочная терапия в детском саду» «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьётся разум» К. Г. Юнг Игровая песочная терапия известна русскоязычным специалистам.

Консультация для педагогов ДОУ «Организация празднования Дня Победы в детском саду»Консультация для педагогов ДОУ «Организация празднования Дня Победы в детском саду» Важным этапом воспитания патриотических чувств у детей, гордости за свою страну, знакомство с историей страны, развития эмоциональной сферы.

Консультация для педагогов ДОУ «Сюрпризы» и казусы на утренниках в детском саду» Для каждого ребенка любое открытое мероприятие на публику, в котором он принимает участие, очень волнительно. Утренник – это всегда стресс.

Консультация для педагогов «Метод экспериментирования в детском саду»Консультация для педагогов «Метод экспериментирования в детском саду» Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.

Консультация для педагогов «О речи воспитателя в детском саду с детьми» Консультация для педагогов на тему:"О речи воспитателя в детском саду с детьми" Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают.

Консультация для педагогов «Оформление участка в детском саду» ВидеоКонсультация для педагогов «Оформление участка в детском саду» Видео Лето – это интересное и познавательное пребывание детей в детском саду. Деятельность детей самая разнообразная, увлекательная, способствующая.

Консультация для педагогов «Растения в детском саду»Консультация для педагогов «Растения в детском саду» Ребёнок проводит в детском саду большую часть дня. Домашнюю атмосферу в помещении помогают создать комнатные цветы и растения, которые.

Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника в детском саду»Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника в детском саду» Мнемотехника и эйдетика – это работа с образами, запоминание информации через образы. Сегодня мы просто поиграем, так как мы это делаем.

Мастер-класс для педагогов «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду» Мастер-класс на тему: «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду».Формирование творческой личности малыша инновационное.

Семинар для педагогов «Методики ТРИЗ в детском саду». Часть 1 Как вам кажется, с какого возраста следует приобщать детей к теории решения изобретательских задач? Пока вы думаете, мы ответим: с детского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Шахматы в детском саду»
Опубликовано: 7 февраля 2022 в 13:42
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Шахматы в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Недорезова (УИ 892948) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД