Ирина Козаева
Мастер-класс с педагогами на основе опыта работы «Народная игрушка как средство всесторонне развитой личности ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга.
И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом…» Л. Боровиков
Цель мастер-класса:
Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.
Задачи мастер-класса:
1. Воссоздание педагогом-мастером перед участниками мастер-класса своей авторской модели образовательного процесса в режиме демонстрации.
Публикация «Мастер-класс с педагогами на основе опыта работы „Народная игрушка как средство всесторонне развитой личности ребенка“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Опыт работы, практика
- Темочки
2. Обучение участников мастер-класса конкретным навыкам, составляющим основу транслируемого опыта, и способам достижения намеченных результатов.
3. Демонстрация умения проектировать образовательную деятельность дошкольников.
4. Популяризация инновационных идей, авторских находок.
5. Оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач их профессионального совершенствования.
Принципы мастер-класса:
-Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать, и научу вас».
-Принцип гибкости, творчества, импровизации в организации, формах и методах, но желателен диалог, основанием для которого могут служить материалы, подготовленные мастером и изученные участниками;
-Освоение содержания и проблематики мастер-класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников.
Ожидаемые результаты мастер-класса:
1. Понимание участниками сути авторской системы педагога-мастера.
2. Практическое освоение участниками важнейших приёмов, техник в рамках транслируемого опыта.
3. Активизация познавательной деятельности участников мастер-класса.
4. Повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности.
5. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
Содержание деятельности мастер-класса:
Актуальность:
Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах недостаточно или их очень мало. У ребят нет широкой возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках подлинные изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы гжельской керамики и т. д. Поэтому целью моей работы стало подарить детям радость, познакомить с историей народного творчества, показать приемы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.
«Никакой другой вид народного творчества так глубоко и активно не воспитывает в ребенке национальных черт, эстетического чувства, как народная игрушка…» (Е. А. Флерина).
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории. Прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно
их рекламируют. Чему же учат современные игрушки? В большинстве
своем, по мнению педагогов и ученых, сегодняшняя игровая продукция не соответствует психолого – педагогическим требованиям формирования личности ребенка.
Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской игрушке. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, народной игрушкой, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.
Принимая во внимание, актуальность данной проблемы, моей годовой задачей на 2021-22 учебный год стала цель познакомить своих воспитанников с народной игрушкой – Матрешкой, как средством всестороннего развития ребенка.
В рамках работы по самообразованию «Народная игрушка, как средство всестороннего развития личности ребенка».
Основные идеи авторского подхода к демонстрируемой педагогической деятельности мотивированы гипотезой.
Гипотеза проекта: если создать условия для познавательной и творческой деятельности детей о русской народной игрушке – матрешке, то становится возможным, что у детей повысится степень активности и самостоятельности в познании истории происхождения матрешки, ее появлении на Руси, изготовлении матрешки, желание украшать матрешку при помощи росписи,
в различных техниках (акварель, гуашь, пластилинография, аппликация и др., ценить матрешку как культурный символ России.
У родителей воспитанников повысится интерес к образовательному процессу, а также заинтересованность помочь педагогам создать предметно – развивающую среду в группе для познавательной и творческой деятельности в области приобщения детей к народной культуре России (создание альбомов с иллюстрациями о народных промыслах России, подбор художественных произведений, создание мультмедийных презентаций о промыслах России, участие в создании мини - музеев и др.)
Новизна
-использование нетрадиционных методов и способов развития детского творчества: использование самодельных инструментов для рисования. Педагоги знакомятся с символикой русского декоративного искусства и её значением
-метод моделирования ситуации, который является инновационным. Это создание вместе с педагогами сюжетов – моделей, ситуаций - моделей, этюдов в которых они осваивают различные способы творческой деятельности.
Принцип проведения мастер класса :
Творческая креативность в выполнении авторской матрешки, на основе имеющихся знаний.
Ход мероприятия:
«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
Как известно, все педагогические методы делятся на группы:
- наглядные
- словесные
- практические
1. Тест для педагогов семинара «Русское народное творчество».
2. Решение кроссворда «Угадай название праздника».
Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных клетках вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки) – (свистунья, на котором все его посетители (от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.
3. Игра малой подвижности «Матрешка соберись».
4. История появления матрёшки в России.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ С УЧАСТНИКАМИ МАСТЕР-КЛАССА.
1. Тема работы: «Креативная Матрешка».
2. Выставка творческих работ участников мастер-класса.
3. Рефлексия.
Уважаемые участницы. Перед вами поднос с матрёшками. Предлагаю вам оценить мастер-класс, выбрав соответствующую матрёшку –
большая матрёшка – мастер-класс понравился, опыт был интересен и полезен, маленькая – в этом матер-классе ничего нового я не узнала.