Папки-передвижки

Мастер-класс с детьми в старшей группе «В небе тучка хмурилась»

Юлия Буслаева
Мастер-класс с детьми в старшей группе «В небе тучка хмурилась»

Мастер-класс с детьми в старшей группе «В небе тучка хмурилась»

Современный мир с его стремительно развивающимися технологиями, огромным потоком информации и новостей требует от человека осмысливания событий, выработки правильных решений и практического их применения в ускоренные сроки. Учить этому необходимо с детства. Ребятишкам 3–6 лет поможет освоить эти непростые навыки адаптированная к дошкольному возрасту технология ТРИЗ — система игр, упражнений и занятий, направленных на совершенствование творческих способностей, воображение, нестандартного мышления. Причём все эти качества призваны помочь детворе не только развиваться творчески, но и применять свои таланты в практической деятельности. Ведь независимо от того, кем станет ребёнок в будущем, «технарём» или «гуманитарием», быстрота и правильность в принятии решений в современной жизни ему обязательно пригодятся.

Применение ТРИЗ-технологии позволяет осуществить требования Федерального государственного стандарта, который акцентирует внимание на необходимости создать условия для развития мышления, речи, воображения и творчества воспитанников.

Поскольку ТРИЗ опирается на опыт и воспроизведение информации, применять эту технологию лучше в среднем и старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинают развиваться такие мыслительные процессы, как долговременная память, произвольное внимание, умение оценивать события, вещи, определять их полезность или, наоборот, ненужность. Но и с детьми 3–4 лет можно проводить игры и упражнения, направленные на развитие нестандартного, креативного мышления, которые станут базой для решения более сложных задач.

Использование ТРИЗ в детском саду помогает решить такие образовательные задачи:

Развитие гибкости и неординарности мышления ребёнка, формирование всестороннего интеллекта, умения быстро и результативно совершать мыслительные операции.

Совершенствование речи, умения чётко, связно, обоснованно высказать свою мысль, смело выступать перед слушателями.

Содействие становлению свободной личности, раскрепощённой в творческих проявлениях, разноплановой и креативной в поиске решений поставленной задачи и способов их воплощения в реальность.

Воспитание уважения к себе и окружающим, умения отстаивать собственные интересы не в ущерб общественным.

Развивают фантазию, нестандартное мышление.

Раскрывают индивидуальные способности, таланты каждого ребёнка и учат применять их на общую пользу.

Учат общаться, обговаривать ситуацию или проблему, находить верное решение и вместе радоваться результату.

Учат не бояться высказывать своё мнение, потому что иногда самое странное и необычное решение есть единственно правильным.

Стимулируют самостоятельное интеллектуальную и творческую деятельность.

Воспитывают смелость, товарищество, интерес к познавательной деятельности, любознательность и пытливость.

Работу по ТРИЗ строят на основе:

Органичности. Занятия и игры по теории должны быть естественным дополнением жизнедеятельности детей, а не носить характер отдельных эпизодов, которые никак не связаны с другими режимными моментами.

Использования не специально отобранных, а подручных средств. Любой материал, который находится рядом, может быть использован, если педагог знает, как именно представит его детям и на что обратит внимание.

Сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения.

Обязательного подведение итогов, анализа проделанной работы. Дошкольники, особенно старшего возраста, нацелены на результат, они могут критически относиться к своим поступкам, корректировать собственное поведение, поэтому короткий, но содержательный итог игры, занятия и творческой деятельности им важен.

Игры во всём. Системный анализатор, моделирование человечками, составление таблиц морфоанализа и прочие методы развития творческих способностей предполагают игровое оформление, это соответствует и психологии детей, и самой идее ТРИЗ: выходить за рамки обыденного, привычного. Педагоги могут использовать игрушки, куклы, переодевание в сказочных персонажей, сюрпризные моменты, шутку, загадку, рассказы о необычных событиях и явлениях. Главное, чтобы они были понятны и интересны детворе.

ТРИЗ — не просто система игр и увлекательных заданий. Это превосходный инструмент для тренировки интеллекта, развития творческих способностей, а также для активного изучения, осмысления и преобразования окружающего мира. Ребёнок, который умеет анализировать поставленные жизнью задачи с помощью инструментов и методов технологии, успешно справится с проблемами и найдёт верное их решение.

Задачи:

Образовательные: формировать умение, называть антонимическую пару свойств объекта, правильно строить, задавать вопросы к объектам и отвечать на них;

Закреплять умение определять положительные и отрицательные стороны объекта;

Обогащать словарь детей прилагательными; закреплять имена – признаки;

Формировать умение анализировать полученный опыт, выражать и обсуждать полученные впечатления.

Развивающие: развивать произвольное слуховое и зрительное внимание, умение анализировать, речевую активность.

Воспитательные: воспитывать наблюдательность, дружелюбные отношения между сверстниками, умение выслушивать сверстников.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие;

Познавательное развитие;

Социально-коммуникативное развитие;

Физическое развитие.

Методические приёмы:

1. Игровой (закрепление материала в игре).

2. Наглядно-демонстрационный

(использование демонстрационного материала).

3. Вербальный (объяснение, беседа, диалог с детьми).

4. Практический (игровые упражнения, двигательное упражнение).

5. Интегративный (объединение различных областей познания – речевое, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие).

Оборудование: 2 зонта, карточки «капельки-признаки», предметы – объекты: книга, кукла, мяч, карандаш, шкатулка, цветок, предметные картинки, карточки с изображением человечков, символизирующих вещество в твёрдом, жидком, газообразном состоянии, кубик эмоций.

Ход игры

Педагог – психолог: Здравствуйте, я - Королева Эмоций пришла к вам в гости в детский сад и очень рада видеть вас всех, дорогие ребята и уважаемые взрослые. А вы РАДЫ встрече со мной?

Есть у радости подруга - что-то в виде полукруга,

На лице она живёт.

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится… Грусть-тоска её боится. Что это?

Дети: Улыбка.

Педагог-психолог: Как вы догадались, что это улыбка? (высказывания детей)

Ребята, давайте, и мы улыбнемся друг, другу, чтоб у нас было хорошее настроение весь день.

Мотивация на предстоящую деятельность.

Сегодня нас с вами ждет наш старый друг. А кто этот друг вы узнаете из загадки.

Загадка про тучку

«Потемнеет, помрачнеет,

И нахмуриться сумеет,

Прибежит и солнце спрячет,

А потом ещё заплачет»

Дети: Туча.

Педагог-психолог: Верно ребята это знакомая вам тучка. Вот и она! Только настроение у тучки ооочень хмурое.

Тучка: Потому, что я ЗЛАЯ!

Педагог-психолог предлагает ребятам убедить Тучку в обратном.

Дети: ДОБРАЯ!

Игра «Наоборот»

Цель: подводить детей к овладению понятием противоречия, учить подбирать слова – антонимы.

Ход игры:

Воспитатель-Тучка называет слово, обозначающее эмоцию, дети подбирают к нему слово-антоним.

Тучка: Если ветер крыши рвёт, если град загрохал,

Каждый знает: это вот для прогулок

Дети: Плохо!

Тучка: Дождь покапал и прошёл – солнце в целом свете.

То очень ХОРОШО и большим и детям!

И я вам предлагаю поиграть в Игру «Хорошо – плохо»

Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, (дети учатся находить противоречия в окружающей жизни, пытаются их понять и правильно сформулировать, развивать у детей творческое воображение.

Правила игры:

Воспитатель называет любой объект, который не вызывает у ребёнка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо» а что «хорошо», что нравится и не нравится, что удобно и неудобно и т. д.

Ход игры:

Например:

Вариант 1. Дождь.

«Хорошо»: всё быстрее начинает расти, весело лягушкам, песню хорошо под дождь сочинять, всё чистит и моет, ручьи бегут и прибавляют воды в реках, можно бегать по лужам, на оконном стекле от бегущих капель образуется красивый узор, можно выстирать любую вещь, повесив на бельевую верёвку на улице, можно гулять в резиновых сапогах, можно увидеть на небе красивую радугу и т. д.

«Плохо»: нельзя развести костёр, на дорожках грязь, шумно, когда дождь стучит по крыше, по окнам, может быть наводнение, мама не разрешает гулять, большая влажность, плохая видимость, можно простудиться и т. д.

Вариант 2. Настольная лампа

-Хорошо, что красивая.

--Плохо – неустойчивая.

-Хорошо, что стеклянная, от неё много света.

- Плохо – легко может разбиться.

- Удобно, потому что можно ставить на стол.

- Неудобно – нельзя повесить на стену и т. д.

Тучка: У меня есть волшебные зонтики, с которых капают капельки-признаки. Кто зонтик возьмёт, тот водить пойдёт.

Желающий ребёнок (Объект) берёт в руки зонт и придумывает себе любое имя.

Ребёнок: Капля по руке катилась, я в ВИНОГРАД превратилась.

Остальные дети снимают с зонта по 1-2 капле с картинками-именами признаков и поочередно задают вопросы объекту в соответствии с выпавшим признаком, Объект отвечает на них.

Например: объект – виноград.

(признак - вес) - Виноград, какой ты по весу? Легкий.

(признак - действие) - Виноград, что ты умеешь, делать? Лежать, катиться, спеть и т. д.

(признак - вкус) - Виноград, какой ты по вкусу? Сладкий.

(признак - цвет) - Виноград, какой ты цвету? Фиолетовый.

(признак - местоположение) - Виноград, где твое место? На полке в магазине, на ветке, в соке и т. д.

Игра повторяется 2-3 раза со сменой Объекта.

Педагог-психолог: А я предлагаю поиграть в чудесный кубик.

ИГРА «Кубик эмоций»

Цель: создание условий для развития у детей эмоциональной сферы.

Закрепить знания у детей различных эмоциональных состояний человека;

развить эмпатию, умение распознавать эмоции другого человека, сопереживать;

научить детей распознавать эмоции по схематическому изображению.

Ход игры:

Дети по очереди бросают кубик, называют выпавшую эмоцию и рассуждают, когда человек может находиться в том или ином эмоциональном состоянии.

Тучка: Стоит в поле теремок – теремок. Он не низок, не высок. Поселилась тучка в нём и зовёт всех в гости в дом.

Игра «Теремок»

Цель: развивать аналитические способности ребёнка, научить сравнивать, выделяя общее и находя различия.

Ход игры:

Всем игрокам раздаются предметы или карточки с изображениями. Один из игроков называется хозяином теремка. Другие же по очереди подходят к домику и просятся в него. Диалог строится на примере сказки:

- Кто в теремочке живёт?

- Я, пирамидка. А ты кто?

- А я - кубик – рубик. Пусти меня к себе жить?

- Скажешь, чем на меня похож – пущу.

Пришедший сравнивает оба предмета. Если у него это получается, то он становится хозяином теремка. И дальше игра продолжается в том же духе.

Тучка: Интересная игра, жаль, что кончилась она. Я вижу, что вы очень сообразительные, находчивые. Отгадайте, ребята, еще одну загадку:

И вода, и лёд, и пар состоят из человечков разных.

Из каких человечков они состоят?

Дети: Из твёрдых, жидких и газообразных!

Игра «Маленькие человечки»

Цель: дать детям представление, что все предметы и явления состоят из множества разных маленьких человечков (твёрдых, жидких, газообразных,которые ведут себя по- разному, они могут думать, производить какие – то действия, у них разные характеры, они подчиняются разным командам, человечки твёрдого вещества (предмета) крепко держатся за руки, человечки жидкого вещества стоят рядом и слегка касаются друг друга (эта связь непрочна, одних человечков легко отделить от других, человечки газообразных веществ неусидчивы, любят прыгать, бегать, скакать и лишь иногда они сталкиваются или задевают один другого.

Ход игры:

Воспитатель раздаёт карточки с изображением маленьких человечков и предлагает детям смоделировать то или иное вещество и описать его.

Рефлексия

Педагог-психолог: Ребята, а сейчас прошу вас пройти на ковер и сделать большой круг.

Посмотрите на Тучку, как вы думаете, получилось ли у нас поднять ей настроение?

(высказывания детей)

Да, мне тоже показалась, что наша Тучка уже не хмурится, а улыбается.

Какая игра понравилась вам?

(высказывания детей)

Ребята, я получила огромное удовольствие от игры с вами. Вы все большие молодцы! И я даю вам наставленье: быть добрыми и без каприз.

Тучка: А я подарю вам сюрприз!

Сегодня мы будем варить настроенье. Положим чуть-чуть озорного веселья,

100 грамм баловства, 200 грамм доброй шутки. И станем все это варить 3 минутки.

Затем мы добавим небес синевы. И солнечных зайчиков пару.

Положим еще свои лучшие сны

И ласковый голос мамы.

Заглянем под крышку.

Там у нас не варенье!

Там наше отличное настроенье!

Публикации по теме:

Конспект НОД по обрывной аппликации в старшей группе «Парят ласточки в небе»Конспект НОД по обрывной аппликации в старшей группе «Парят ласточки в небе» Цель: Уточнить представление о перелетных птицах, условиях их жизни учить детей. Осваивать приёмы работы с ножницами (вырезать округлые.

Мастер-класс по аппликации ко Дню военно-воздушных сил для детей старшей группы «А в синем небе самолёт»Мастер-класс по аппликации ко Дню военно-воздушных сил для детей старшей группы «А в синем небе самолёт» Мастер-класс по аппликации ко Дню военно-воздушных сил для детей старшей группы «А в синем небе самолёт». Цель: Способствовать развитию.

Мастер-класс по аппликации «Ракета, летящая в небе»Мастер-класс по аппликации «Ракета, летящая в небе» Скоро 12 апреля, в группе мы традиционно будем оформлять тематическую выставку к Дню космонавтики, поэтому подготовка уже активно идет.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мастер-класс с детьми в старшей группе «В небе тучка хмурилась»
Опубликовано: 30 сентября 2024 в 15:11
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс с детьми в старшей группе «В небе тучка хмурилась»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Буслаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД