МААМ-картинки

Мастер-класс с детьми в старшей группе «В небе тучка хмурилась»

Юлия Буслаева
Мастер-класс с детьми в старшей группе «В небе тучка хмурилась»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс с детьми в старшей группе «В небе тучка хмурилась»

Современный мир с его стремительно развивающимися технологиями, огромным потоком информации и новостей требует от человека осмысливания событий, выработки правильных решений и практического их применения в ускоренные сроки. Учить этому необходимо с детства. Ребятишкам 3–6 лет поможет освоить эти непростые навыки адаптированная к дошкольному возрасту технология ТРИЗ — система игр, упражнений и занятий, направленных на совершенствование творческих способностей, воображение, нестандартного мышления. Причём все эти качества призваны помочь детворе не только развиваться творчески, но и применять свои таланты в практической деятельности. Ведь независимо от того, кем станет ребёнок в будущем, «технарём» или «гуманитарием», быстрота и правильность в принятии решений в современной жизни ему обязательно пригодятся.

Публикация «Мастер-класс с детьми в старшей группе „В небе тучка хмурилась“» размещена в разделах

Применение ТРИЗ-технологии позволяет осуществить требования Федерального государственного стандарта, который акцентирует внимание на необходимости создать условия для развития мышления, речи, воображения и творчества воспитанников.

Поскольку ТРИЗ опирается на опыт и воспроизведение информации, применять эту технологию лучше в среднем и старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинают развиваться такие мыслительные процессы, как долговременная память, произвольное внимание, умение оценивать события, вещи, определять их полезность или, наоборот, ненужность. Но и с детьми 3–4 лет можно проводить игры и упражнения, направленные на развитие нестандартного, креативного мышления, которые станут базой для решения более сложных задач.

Использование ТРИЗ в детском саду помогает решить такие образовательные задачи:

Развитие гибкости и неординарности мышления ребёнка, формирование всестороннего интеллекта, умения быстро и результативно совершать мыслительные операции.

Совершенствование речи, умения чётко, связно, обоснованно высказать свою мысль, смело выступать перед слушателями.

Содействие становлению свободной личности, раскрепощённой в творческих проявлениях, разноплановой и креативной в поиске решений поставленной задачи и способов их воплощения в реальность.

Воспитание уважения к себе и окружающим, умения отстаивать собственные интересы не в ущерб общественным.

Развивают фантазию, нестандартное мышление.

Раскрывают индивидуальные способности, таланты каждого ребёнка и учат применять их на общую пользу.

Учат общаться, обговаривать ситуацию или проблему, находить верное решение и вместе радоваться результату.

Учат не бояться высказывать своё мнение, потому что иногда самое странное и необычное решение есть единственно правильным.

Стимулируют самостоятельное интеллектуальную и творческую деятельность.

Воспитывают смелость, товарищество, интерес к познавательной деятельности, любознательность и пытливость.

Работу по ТРИЗ строят на основе:

Органичности. Занятия и игры по теории должны быть естественным дополнением жизнедеятельности детей, а не носить характер отдельных эпизодов, которые никак не связаны с другими режимными моментами.

Использования не специально отобранных, а подручных средств. Любой материал, который находится рядом, может быть использован, если педагог знает, как именно представит его детям и на что обратит внимание.

Сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения.

Обязательного подведение итогов, анализа проделанной работы. Дошкольники, особенно старшего возраста, нацелены на результат, они могут критически относиться к своим поступкам, корректировать собственное поведение, поэтому короткий, но содержательный итог игры, занятия и творческой деятельности им важен.

Игры во всём. Системный анализатор, моделирование человечками, составление таблиц морфоанализа и прочие методы развития творческих способностей предполагают игровое оформление, это соответствует и психологии детей, и самой идее ТРИЗ: выходить за рамки обыденного, привычного. Педагоги могут использовать игрушки, куклы, переодевание в сказочных персонажей, сюрпризные моменты, шутку, загадку, рассказы о необычных событиях и явлениях. Главное, чтобы они были понятны и интересны детворе.

ТРИЗ — не просто система игр и увлекательных заданий. Это превосходный инструмент для тренировки интеллекта, развития творческих способностей, а также для активного изучения, осмысления и преобразования окружающего мира. Ребёнок, который умеет анализировать поставленные жизнью задачи с помощью инструментов и методов технологии, успешно справится с проблемами и найдёт верное их решение.

Задачи:

Образовательные: формировать умение, называть антонимическую пару свойств объекта, правильно строить, задавать вопросы к объектам и отвечать на них;

Закреплять умение определять положительные и отрицательные стороны объекта;

Обогащать словарь детей прилагательными; закреплять имена – признаки;

Формировать умение анализировать полученный опыт, выражать и обсуждать полученные впечатления.

Развивающие: развивать произвольное слуховое и зрительное внимание, умение анализировать, речевую активность.

Воспитательные: воспитывать наблюдательность, дружелюбные отношения между сверстниками, умение выслушивать сверстников.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие;

Познавательное развитие;

Социально-коммуникативное развитие;

Физическое развитие.

Методические приё мы:

1. Игровой (закрепление материала в игре).

2. Наглядно-демонстрационный

(использование демонстрационного материала).

3. Вербальный (объяснение, беседа, диалог с детьми).

4. Практический (игровые упражнения, двигательное упражнение).

5. Интегративный (объединение различных областей познания – речевое, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие).

Оборудование: 2 зонта, карточки «капельки-признаки», предметы – объекты: книга, кукла, мяч, карандаш, шкатулка, цветок, предметные картинки, карточки с изображением человечков, символизирующих вещество в твёрдом, жидком, газообразном состоянии, кубик эмоций.

Ход игры

Педагог – психолог: Здравствуйте, я - Королева Эмоций пришла к вам в гости в детский сад и очень рада видеть вас всех, дорогие ребята и уважаемые взрослые. А вы РАДЫ встрече со мной?

Есть у радости подруга - что-то в виде полукруга,

На лице она живёт.

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится… Грусть-тоска её боится. Что это?

Дети: Улыбка.

Педагог-психолог: Как вы догадались, что это улыбка? (высказывания детей)

Ребята, давайте, и мы улыбнемся друг, другу, чтоб у нас было хорошее настроение весь день.

Мотивация на предстоящую деятельность.

Сегодня нас с вами ждет наш старый друг. А кто этот друг вы узнаете из загадки.

Загадка про тучку

«Потемнеет, помрачнеет,

И нахмуриться сумеет,

Прибежит и солнце спрячет,

А потом ещё заплачет»

Дети: Туча.

Педагог-психолог: Верно ребята это знакомая вам тучка. Вот и она! Только настроение у тучки ооочень хмурое.

Тучка : Потому, что я ЗЛАЯ!

Педагог-психолог предлагает ребятам убедить Тучку в обратном.

Дети: ДОБРАЯ!

Игра «Наоборот»

Цель: подводить детей к овладению понятием противоречия, учить подбирать слова – антонимы.

Ход игры:

Воспитатель-Тучка называет слово, обозначающее эмоцию, дети подбирают к нему слово-антоним.

Тучка : Если ветер крыши рвёт, если град загрохал,

Каждый знает: это вот для прогулок

Дети: Плохо!

Тучка : Дождь покапал и прошёл – солнце в целом свете.

То очень ХОРОШО и большим и детям!

И я вам предлагаю поиграть в Игру «Хорошо – плохо»

Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, (дети учатся находить противоречия в окружающей жизни, пытаются их понять и правильно сформулировать, развивать у детей творческое воображение.

Правила игры:

Воспитатель называет любой объект, который не вызывает у ребёнка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо» а что «хорошо», что нравится и не нравится, что удобно и неудобно и т. д.

Ход игры:

Например:

Вариант 1. Дождь.

«Хорошо» : всё быстрее начинает расти, весело лягушкам, песню хорошо под дождь сочинять, всё чистит и моет, ручьи бегут и прибавляют воды в реках, можно бегать по лужам, на оконном стекле от бегущих капель образуется красивый узор, можно выстирать любую вещь, повесив на бельевую верёвку на улице, можно гулять в резиновых сапогах, можно увидеть на небе красивую радугу и т. д.

«Плохо» : нельзя развести костёр, на дорожках грязь, шумно, когда дождь стучит по крыше, по окнам, может быть наводнение, мама не разрешает гулять, большая влажность, плохая видимость, можно простудиться и т. д.

Вариант 2. Настольная лампа

-Хорошо, что красивая.

--Плохо – неустойчивая.

-Хорошо, что стеклянная, от неё много света.

- Плохо – легко может разбиться.

- Удобно, потому что можно ставить на стол.

- Неудобно – нельзя повесить на стену и т. д.

Тучка : У меня есть волшебные зонтики, с которых капают капельки-признаки. Кто зонтик возьмёт, тот водить пойдёт.

Желающий ребёнок (Объект) берёт в руки зонт и придумывает себе любое имя.

Ребё нок: Капля по руке катилась, я в ВИНОГРАД превратилась.

Остальные дети снимают с зонта по 1-2 капле с картинками-именами признаков и поочередно задают вопросы объекту в соответствии с выпавшим признаком, Объект отвечает на них.

Например: объект – виноград.

(признак - вес) - Виноград, какой ты по весу? Легкий.

(признак - действие) - Виноград, что ты умеешь, делать? Лежать, катиться, спеть и т. д.

(признак - вкус) - Виноград, какой ты по вкусу? Сладкий.

(признак - цвет) - Виноград, какой ты цвету? Фиолетовый.

(признак - местоположение) - Виноград, где твое место? На полке в магазине, на ветке, в соке и т. д.

Игра повторяется 2-3 раза со сменой Объекта.

Педагог-психолог: А я предлагаю поиграть в чудесный кубик.

ИГРА «Кубик эмоций»

Цель: создание условий для развития у детей эмоциональной сферы.

Закрепить знания у детей различных эмоциональных состояний человека;

развить эмпатию, умение распознавать эмоции другого человека, сопереживать;

научить детей распознавать эмоции по схематическому изображению.

Ход игры:

Дети по очереди бросают кубик, называют выпавшую эмоцию и рассуждают, когда человек может находиться в том или ином эмоциональном состоянии.

Тучка : Стоит в поле теремок – теремок. Он не низок, не высок. Поселилась тучка в нём и зовёт всех в гости в дом.

Игра «Теремок»

Цель: развивать аналитические способности ребёнка, научить сравнивать, выделяя общее и находя различия.

Ход игры:

Всем игрокам раздаются предметы или карточки с изображениями. Один из игроков называется хозяином теремка. Другие же по очереди подходят к домику и просятся в него. Диалог строится на примере сказки:

- Кто в теремочке живёт?

- Я, пирамидка. А ты кто?

- А я - кубик – рубик. Пусти меня к себе жить?

- Скажешь, чем на меня похож – пущу.

Пришедший сравнивает оба предмета. Если у него это получается, то он становится хозяином теремка. И дальше игра продолжается в том же духе.

Тучка : Интересная игра, жаль, что кончилась она. Я вижу, что вы очень сообразительные, находчивые. Отгадайте, ребята, еще одну загадку:

И вода, и лёд, и пар состоят из человечков разных.

Из каких человечков они состоят?

Дети: Из твёрдых, жидких и газообразных!

Игра «Маленькие человечки»

Цель: дать детям представление, что все предметы и явления состоят из множества разных маленьких человечков (твёрдых, жидких, газообразных,которые ведут себя по- разному, они могут думать, производить какие – то действия, у них разные характеры, они подчиняются разным командам, человечки твёрдого вещества (предмета) крепко держатся за руки, человечки жидкого вещества стоят рядом и слегка касаются друг друга (эта связь непрочна, одних человечков легко отделить от других, человечки газообразных веществ неусидчивы, любят прыгать, бегать, скакать и лишь иногда они сталкиваются или задевают один другого.

Ход игры:

Воспитатель раздаёт карточки с изображением маленьких человечков и предлагает детям смоделировать то или иное вещество и описать его.

Рефлексия

Педагог-психолог: Ребята, а сейчас прошу вас пройти на ковер и сделать большой круг.

Посмотрите на Тучку, как вы думаете, получилось ли у нас поднять ей настроение?

(высказывания детей)

Да, мне тоже показалась, что наша Тучка уже не хмурится, а улыбается.

Какая игра понравилась вам?

(высказывания детей)

Ребята, я получила огромное удовольствие от игры с вами. Вы все большие молодцы! И я даю вам наставленье: быть добрыми и без каприз.

Тучка : А я подарю вам сюрприз!

Сегодня мы будем варить настроенье. Положим чуть-чуть озорного веселья,

100 грамм баловства, 200 грамм доброй шутки. И станем все это варить 3 минутки.

Затем мы добавим небес синевы. И солнечных зайчиков пару.

Положим еще свои лучшие сны

И ласковый голос мамы.

Заглянем под крышку.

Там у нас не варенье!

Там наше отличное настроенье!

Публикации по теме:

Конспект НОД по обрывной аппликации в старшей группе «Парят ласточки в небе»Конспект НОД по обрывной аппликации в старшей группе «Парят ласточки в небе» Цель: Уточнить представление о перелетных птицах, условиях их жизни учить детей. Осваивать приёмы работы с ножницами (вырезать округлые.

Мастер-класс по аппликации ко Дню военно-воздушных сил для детей старшей группы «А в синем небе самолёт»Мастер-класс по аппликации ко Дню военно-воздушных сил для детей старшей группы «А в синем небе самолёт» Мастер-класс по аппликации ко Дню военно-воздушных сил для детей старшей группы «А в синем небе самолёт». Цель: Способствовать развитию.

Мастер-класс по аппликации «Ракета, летящая в небе»Мастер-класс по аппликации «Ракета, летящая в небе» Скоро 12 апреля, в группе мы традиционно будем оформлять тематическую выставку к Дню космонавтики, поэтому подготовка уже активно идет.

Мастер-класс по рисованию ладошкой «Самолёты в небе синем»Мастер-класс по рисованию ладошкой «Самолёты в небе синем» важаемые родители,предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по нетрадиционной технике рисования ладошкой «Самолёты в небе синем». Цель: передать.

Мастер-класс по нетрадиционному рисованию «Луна на звездном небе»Мастер-класс по нетрадиционному рисованию «Луна на звездном небе» Звезды и небо часто манят нас и многих романтиков. В этом есть что-то загадочное и непостижимое. Глядя на луну и звездное небо, часто дети.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мастер-класс с детьми в старшей группе «В небе тучка хмурилась»
Опубликовано: 30 сентября 2024 в 15:11
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс с детьми в старшей группе «В небе тучка хмурилась»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Буслаева (УИ 2880224) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД