Ольга Курашенко
Мастер-класс «Развитие речи детей дошкольного возраста в различных видах деятельности в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня. И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Едва не промокли в дороге, в пути,
Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним с студенческих лет
Мы скучные лекции слушаем? (нет)
Публикация «Мастер-класс „Развитие речи детей дошкольного возраста в различных видах деятельности в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно? в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
- Я надеюсь, что процесс будет двусторонним, и вы будете активными участниками сегодняшнего мастер-класса.
Цель мастер-класса : повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста различных видах деятельности в соответствии с ФГОС.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с эффективными методами, приёмами речевого развития детей.
2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания. Это объясняется в первую очередь тем, что речь независимо от содержания входит в практически любую деятельность человека на протяжении всей его жизни. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который регламентирует развитие речи детей в дошкольных образовательных учреждениях, то есть на развитие речи выделена целая образовательная область, регламентированная, но при этом свободная для творческой инициативы воспитателей.
Проводя работу с детьми, я ориентируюсь на главные задачи развития речевой активности, указанные в ФГОС ДО. К этим задачам прежде всего относятся:
* овладение речью как средством общения и культуры (способность правильно применять речь при общении и усвоении новых знаний, * обогащение активного словаря (развитие словарного запаса детей, * развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (умение говорить связно, интонационно правильно, * развитие речевого творчества (составление связных небольших простых текстов, * знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов и др.
Развитие речи происходит постепенно путем подражания социальному опыту общества при включении ребенка во взаимодействие с окружающим его миром. Но при этом следует учитывать, что невозможно развивать речь ребенка, не включая ее при этом в какую-либо деятельность. Понимание речи окружающих и личная активная речь сопровождает все виды деятельности ребенка. От уровня развития речи ребенка зависит успешность обеспечения целей его коммуникации с другими участниками взаимодействия
В настоящее время выделяют несколько видов детской деятельности, которые способствуют развитию речевой активности детей :
• Игровая деятельность
• Познавательно – исследовательская деятельность
• Художественная деятельность
• Музыкальная деятельность
• Восприятие художественной литературы
• Трудовая деятельность
• Образовательная деятельность
Игровая деятельность. Каждому воспитателю известно, что игра является ведущим видом деятельности ребенка – дошкольника, а также действенный способ обучения детей, основанный на умении педагога вызвать детский интерес.
Развитие речевой активности в ходе игры зависит от ее вида. В ходе сюжетно-ролевой игры ребенок использует выразительные средства речи : интонацию, громкость, темп, эмоциональную окрашенность, звукоподражание и др. Дети являются носителями определенной роли, которой стараются соответствовать с помощью речи. Они учатся планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций и словесно описывать свои действия.
В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.
В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий, пополняют свой словарный запас, то есть их речь заметно обогащается. Они запоминают названия геометрических тел, усваивают пространственные отношения, развивают диалогическую речь в процессе взаимодействия друг с другом. Очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для детей дошкольного возраста игры-эксперименты. В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас, улучшается грамматический строй их речи, развивается связная речь.
Познавательно-исследовательская деятельность. Развивать речь ребенка, не включая ее в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей. В процессе познавательно-исследовательской деятельности происходит обогащение активного словаря детей, формируется их чувственный опыт во время непосредственного взаимодействия с предметами, явлениями окружающей среды и людьми. Кроме того, дети учатся проявлять самостоятельность в своем познавательно-речевом развитии, поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов во всех видах собственной деятельности.
Художественная деятельность развивает понимание речи, учит выполнять инструкции, полученные от воспитателя. После занятия по рисованию можно обсудить с детьми их работы, попросить описать свой рисунок или придумать краткий рассказ на основе выполненной работы. Все это поможет выработать у ребенка не только фантазию, но и связную, последовательную, интонационно правильную речь.
Значительную роль в развитие речи играет музыкальная деятельность. Обучение пению проходит с трех сторон, то есть оно подразумевает работу над дыханием, дикцией и постановкой голоса. Совместно с этим решаются и такие речевые задачи, как совершенствование голосового аппарата для пения и речи дошкольника, вырабатывание культуры выразительного исполнения, формирующего речевую выразительность, выявление навыка сольного пения, закладывающего основу монологической речи ребенка и развитие ладового чувства, музыкальной интонации, которые открывают способность к речевым интонациям.
Восприятие художественной литературы. Усвоение художественной литературы и фольклорного творчества играло и играет первостепенную роль в речевом развитии детей, хотя большинство современных дошкольников предпочитают яркие, эмоционально насыщенные мультфильмы и детские сериалы. Очень хорошо развивает речь разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок, чтении книг. Таким образом, у ребенка формируется умение слышать, понимать речь, обогащается словарный запас, развиваются монологическая речь и интонационная её сторона, выразительность.
Трудовая деятельность. В процессе трудовой деятельности : дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов и др., развиваются навыки диалогической речи, стимулируются активные высказывания детей, формируется доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в паре. Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает обогатить содержание детских представлений и речи, пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых действий, качеств, результатов.
Образовательная деятельность. Одним из основных средств речевого развития является обучение - целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений. Важную роль играют любые занятия, направленные на обучение тому или иному навыку.
Создание благоприятной и комфортной обстановки в группе отлично способствует протеканию процессов, направленных на развитие речи дошкольника. Грамотная, четко поставленная, эмоционально окрашенная речь педагога является немаловажным фактором, поскольку дети чаще всего учатся с помощью подражания взрослым, с которыми они проводят длительное время.
Образовательные стандарты, направленные на регламентирование речевого развития детей дошкольного возраста, предполагают, что в данном возрасте закладывается речевая основа ребенка, которая в дальнейшем поможет ему достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, и самое главное, заложить у ребенка предпосылки грамотности. Невозможно развивать речь дошкольника, не включая ее при этом в какой-либо вид деятельности. Вместе с тем практически любой вид детской деятельности, требующий словесного сопровождения, способствует развитию речевой активности.
Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, а это является решающим условием для развития и становления личности.
В соответствии с этим, я подобрала игры, направленные на активизацию речевой деятельности. И хочу сегодня представить их Вам.
Итак, начнем мы с вами с мимики, т. к. мимика тесно связана с артикуляцией, поэтому, стимулируя, ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики в частности развитию подвижности мышц губ и щек.
Игра «Эмоции». Воспитателям раздаются изображения «лиц» с разными эмоциями. Каждый из них по очереди изображает разное выражение лица, все остальные должны догадаться и назвать эмоцию (радость, грусть, злость, испуг, удивление)
Игра с предметом «Звуковая эстафета»
Передавая друг другу мяч, называть слово, в котором звук (н) – твердый и стоит в середине слова.
Слова: ванна, луна, банка, фонтан, сено, бант, кнут, окно.
Игра «Покупки»
Мы пришли в продуктовый магазин и нам нужно купить, только те продукты, в названии которых, есть звуки (с) и (сь)
Слова: сыр, соль, селедка, сок, семга, сервелат, семечки, сахар…
Игра «Любопытный»
На любой вопрос нужно отвечать быстро, только словами, начинающими со звука (К)
• Как вас зовут? (Карина, Катя, Ксюша, Кира, Клеопатра)
• Кем вы работаете? (кондитер, кладовщик, консультант, корреспондент, каменщик)
• Назовите ваше любимое блюдо? (каша, котлеты, кекс и т. д.)
• Какой у вас любимый напиток? (кофе, какао, коктейль и т. д.)
Игра «Смысловые пары»
Назовите ассоциации к словам:
Самолет-пилот, поезд-машинист, курица-яйцо, птица - перышки, зайка- морковка, кошка – мышка, ножницы – бумага, художник – краски, цветы- ваза, кондитер – пирожные.
Игра «Доскажи словечко»
Задание: вспомните героев любимых сказок и отгадайте про них загадки.
• Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке (не Иван, а Емеля)
• Дернуть за веревочку –такой для входа код. Съел бабушку и внучку голодный серый… (не Кот, а Волк)
• В Людоедах знает толк, съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах)
• Озорник, хвастун, крепыш, подлетел к окну… (не Малыш, а Карлсон)
• Волка не пускают, Волка братья злят, крепкий дом построен у троих… (не козлят, а поросят)
• Плетью бьет всех, кто шалит, мучит кукол… (не Айболит, а Карабас)
• Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она… (не бегемота, а Лягушки)
• Лягушка со стрелою – печальная картина. Женой квакушка станет теперь для… (не Буратино, а для Ивана-царевича)
• Из полена Карло вырезал фигурку, существо ожившее он назвал… (не Снегуркой, а Буратино)
• У попа работник родом из крестьян, за щелчки работать нанялся… (не Иван, а Балда).
Я вам сейчас буду задавать вопросы, а вы должны ответить на него полным ответом, используя слова «потому что». И так, начнем.
Игра «Почемучки».
• Почему улетают птицы?
• Почему зимой нельзя купаться?
• Почему весной тает снег?
• Почему летом не носят шубы?
• Почему люди берут зонты?
• Почему пришел врач?
• Почему деревья мокрые?
• Почему мяч катится?
• Почему ребята не едят яблоки?
Игра «Скажинаоборот»
Для этой игры нам понадобится мяч.
Бросаем мяч и произносим слово. Возвращающий мяч, называет слово, противоположное по значению.
- Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ
Игра "Почему? Да потому что…"
На задаваемые вопросы надо обязательно отвечать- «Потому, что» :,также можно проводить игру с мячом.
- Почему улетают птицы?
- Почему нельзя купаться зимой?
- Почему снег тает?
- Почему люди берут зонты?
- Почему вызывают врача?
- Почему засыхают цветы?
- Почему мяч катится?
- Почему летом не носят шубы?.
Игра «Шаги» («Кто быстрее доберется до…»)
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса и развитием речи, в общем.
2 игрока стоят на старте. Через 8-10 шагов финиш. Называется тема: «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое - нибудь вежливое слово. Другие темы: «Все круглое», «Ласковые слова для мамы»….
Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформировавших тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Су-Джок терапия сказка «Ежик»
Нам понадобятся небольшие шарики с шипами (в идеале шарики для Су-Джок)
Жил да был ежик на полянке в своем домике в сказочной стране (положить шарик на ладошку). У ежика было много друзей (катать шарик от ладошки к каждому пальчику) : Крош, Копатыч, Нюша, Совунья, Лосяш (зажать шарик в ладошке).
И решил он однажды навестить своих друзей. Выбежал на тропинку (катаем шарик по ладони) и побежал к Крошу, так как его домик был совсем недалеко. Бежит. Подпрыгивает на кочках (шарикам нажимаем на каждую подушечку пальца). Но не оказалось Кроша дома: «Наверное он убежал Лосяша навестить» - подумал ежик и покатился дальше (катаем шарик по кругу ладони). Катится ежик, а навстречу ему Копатыч идет не спеша. Обрадовался ежик и спрашивает Копатыча:
- «Куда ты идешь?»
- «В лес за грибами» - отвечает Копатыч – «Пойдем со мной». Пошли они вместе (катаем шарик по очереди к каждому пальцу). Раз- грибок (зажать шарик в ладошке, два – грибок (зажать шарик в другой ладошке) – много насобирали. Простился ежик с Копатычем и побежал дальше (катаем шарик по кругу ладони). Вдруг ему на встречу выскакивает лягушка – квакушка и спрашивает ее ежик «Ты куда скачешь?»
- «Скачу куда глаза глядят»- отвечает лягушка «Поскакали со мной». И поскакал ежик с лягушкой (прикосаемся шариками к кончику пальцев, делая глубокий вдох). Не заметил ежик как у своего домика очутился, не захотел он больше прыгать, устал, зашел в свой домик (катаем шарик по ладошке, лег на кроватку, закутался одеяльцем (зажать шарик в ладошке) и уснул.
Также для разминки пальчиков можно использовать игры с карандашом, которые у нас всегда имеются под рукой (лучше использовать карандаш – шестигранник)
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Смысл данных игр, с применением нетрадиционных материалов состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Такие игры – хорошие помощники не только для развития речи, но и для подготовки руки ребенка к письму, развитие сенсорных впечатлений, а так же способствуют усидчивости. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между сверстниками, взрослым и ребенком.
Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать в своей работе совмещение разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Продемонстрированные приемы я активно применяю в своей работе, что позволило мне не раз убедиться в их результативном воздействии на речевое развитие детей.
Особенно примечательно и удобно в использовании игр является то, что бесчисленное их множество можно найти не только в литературе, но и бесконечно импровизировать, придумывая разнообразные движения под хорошо знакомые вам стихи, потешки, песенки.