Любовь Мачехина
Конспект мастер-класса «Разноцветные прищепки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Повышение профессионального мастерства, инициативы и творчества участников мастер-класса.
Ожидаемый результат:
• Активизация познавательной деятельности участников мастер-класса;
• Практическое освоение навыков работы с прищепками, вариативность их использования для реализации задач образовательных областей программы.
Организационная часть:
Здравствуйте, коллеги!
Публикация «Конспект мастер-класса „Разноцветные прищепки“» размещена в разделах
- Поделки из прищепок
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Развитие мелкой моторики у детей является показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Эта проблема особенно актуальна для детей логопедической группы, так как уровень развития речи и мышления детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки. Развивая мелкую моторику и речь, мы так же развиваем память, внимание, воображение и мышление детей.
Проводя кружок "Игралочка", я использую разнообразные традиционные и нетрадиционные методы работы. Сегодня я хочу рассказать о нетрадиционном методе работы с прищепками. Прищепки вызывают особенный интерес у детей. Детей привлекает необычность и новизна заданий. Прищепки являются ценным материалом для формирования координированного взаимодействия обеих рук ребенка. Одна рука будет сжимать - разжимать прищепку, а другая - подносить нужный для выполнения работы материал. Прищепки еще называют "детским эспандером", потому что для сжатия кончиков прищепки требуются определенные усилия пальцев, от многократного сжатия мышц пальцы становятся сильнее, мелкая моторика развивается очень эффективно. Поэтому в процессе занятий рука приобретает уверенность, гибкость и точность, развивается глазомер у детей. Играя с прищепками, мы не только развиваем пальцы детей, речь, психические процессы, но и реализуем задачи образовательных областей программы.
Материалом для таких дидактических игр и упражнений служат бельевые прищепки разных размеров и цветов, вырезанные из картона разнообразные фигурки, к которым будут прикрепляться прищепки. Такой материал легко и быстро сделать своими руками, проявив творчество и фантазию.
Познакомимся с некоторыми играми и упражнениями.
Практическая часть:
Сенсорное развитие.
Дидактическая игра "Подбери по цвету".
Цель: Закрепить знание цветов спектра, развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, умение рассказать о выполненной работе.
Вариант1.
Предложить детям дополнить предмет недостающими частями, соответствующего цвета: добавить солнышку лучики - прищепки, ежику - иголочки, тучке - дождь и т. д., рассказать: какие для этого взяли прищепки по цвету, количеству. Чтобы задание не оказалось скучным занятием, озвучиваю действия с прищепками веселым стихотворением:
Ежик, ежик, где гулял?
Где колючки потерял?
Ты беги скорей к нам ежик,
Мы сейчас тебе поможем!
Вариант 2.
Детям дается словесная инструкция: собрать синий цветок (красный, желтый и т. д.) или сказочный "цветик-семицветик". Рассказать о том, что и как делал, чтобы получился красный цветок, дать ему название (красный - мак, желтый - одуванчик, синий - василек, оранжевый - календула).
Формирование элементарных математических представлений.
Количество.
Дидактическое упражнение "Посчитай".
Цель: формировать умение отсчитывать предметы из большего количества по заданному числу, сравнивать рядом стоящие числа, получая равенство из неравенства. Развивать мелкую моторику пальцев руки, пространственное воображение, память, мышление.
Как на нашей грядке
Большие беспорядки!
Репка и морковка
Без хвостиков "сидят".
Что делать - не знают!
Тяжело вздыхают.
Помощи просят
У наших ребят.
Давайте им поможем. Прикрепите 2 хвостика-прищепки - морковке и 3 хвостика-прищепки - репке. Предложите рассказать, сколько каких прищепок взяли и куда прикрепили. Спросить: у кого хвостиков больше (меньше, на сколько. Как можно сделать, чтобы было поровну?
Вариант2.
Аналогично продолжить работу с числами 4 и 5 (4 крыла у пчелки, 5 лепестков у цветка, использую загадки или короткие стихи.
Дидактическое упражнение "Колокольчик".
Цель: Упражнять детей в счете звуков, соотнесении количества прищепок с количеством услышанных звуков. Развивать слуховое внимание, память, мелкую моторику рук.
Материал: Колокольчик, у детей прищепки, плоскостные колокольчики.
Звенит колокольчик. "Что это звенит, как вы думаете?" "Хотите поиграть с колокольчиком?"
Дин-дон, дин-дон
Раздается тихий звон.
Колокольчик мой звонит
И ребятам говорит:
"Прикрепи прищепок столько,
Сколько раз звоню я звонко!"
Колокольчик звонит, дети прикрепляют столько прищепок к своему колокольчику, сколько услышали звуков. Уточнить, сколько прикрепили прищепок. Почему? Игра повторяться 3-4 раза со сменой количества звуков колокольчика.
Величина.
Дидактическое упражнение "Елочки высокие и низкие"
Цель: устанавливать размерные отношения между предметами по высоте. Развивать мелкую моторику рук, восприятие величины, чувство ритма, логическое мышление.
Загадать загадку:
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ель)
Вот у нас елочки, только без иголочек,
Ошибку мы сейчас исправим,
Иголки елочке добавим.
Дети прикрепляют к елкам прищепки-иголочки. Уточнить, сколько прищепок понадобилось для одной елки, и сколько для другой? Почему? Выясняем, что одна елка - высокая, и для нее нужно много прищепок-иголок.
Дидактическое упражнение "Шарфик"
Цель: закрепить умение устанавливать размерные отношения между предметами по ширине, развивать восприятие величины, чувство ритма, мелкую моторику пальцев рук, умение сравнивать и делать вывод, объяснять.
Для кукол выбираем шарфики.
Теплый шарф связали
Нашей кукле Вале.
Бахрому к нему пришьем -
Хороша Валюша в нем
Предложить с помощью прищепок сделать бахрому на 2 шарфика. Рассказать сколько и каких по цвету взяли прищепок. Почему для одного потребовалось 3 прищепки, а для другого - 5 прищепок (на каждую сторону). Дети объясняют, ориентируясь на ширину шарфиков. Предложить подарить шарфики куклам. "Какой шарфик какой кукле ты подаришь?" Почему так решили? (по величине).
Форма.
Дидактическое упражнение: "Укрась елочку".
Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, развивать координацию движения обеих рук, произвольное внимание, память, воображение.
Обратить внимание детей на плоскостную елку на столе.
Перед нами елочка-
Колкая иголочка.
Наша елочка грустит-
Огоньками не блестит.
"Почему она грустит?" (не украсили, не нарядили.). Предложить украсить, прикрепив украшение (геометрические фигуры) с помощью прищепок. "Расскажите: как вы украсили свою елку?" Дети рассказывают, называя цвет и форму взятых геометрических фигур для украшения и на какие елочные игрушки они похожи.
Круги - шарик, снежинка, мяч, орех;
Треугольник - парашютист, колокольчик, фонарик;
Квадрат - домик, часы;
Овал - сосулька, шишка и др.
Ориентировка в пространстве.
Дидактическое упражнение: "Справа, слева, вверх и вниз ты прищепка прикрепись".
Цель: формировать умение ориентироваться на листе бумаги (справа, слева, вверху, внизу, в углу). Развивать слуховое внимание, память, координацию движения обеих рук.
Вариант 1.
Дети по словесной инструкции прикрепляют прищепки: красную прищепку прикрепить к правой стороне квадрата, оранжевую - к левой стороне квадрата, зеленую - к верхней стороне квадрата, синюю - к нижней стороне.
Вариант2.
Дети по словесной инструкции прикрепляют прищепки: красную прищепку прикрепить к правому верхнему углу, оранжевую - к левому верхнему углу, синюю - к правому нижнему углу, зеленую - к левому нижнему углу.
Образовательная область "Коммуникация".
Формирование словаря.
Дидактическое упражнение "Тематическая цепочка".
Цель: обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы окружения, развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику рук, формирование положительного настроя на совместную работу.
Предлагаю собрать урожай овощей. Дети прикрепляют прищепку и называют овощ: морковь, лук, помидор, капуста и т. д. Обратить внимание: какая длинная цепочка получилась. В ней есть слово каждого из вас.
Аналогично можно составить цепочку слов по любой лексической теме.
Дидактическое упражнение "Укрась слово".
Цель: обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов. Развивать произвольное внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.
Предложить поиграть в игру. Назвать слово "Зима". Подберите к нему "украшение": "Какая зима?" Дети называют: снежная, белая, холодная, веселая и т. п., прикрепляя прищепку к прищепке, образуется цепочка "красивых слов".
Звуковая культура речи.
Дидактическое упражнение "Где живет звук?"
Цель: упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец). Развивать мышление, способность к анализу, слуховое внимание, мелкую моторику рук.
Воспитатель называет слово, дает задание определить "Где в этом слове живет звук "с"" и отметить на своей карточке прищепкой кружочек 1 - если звук слышен в начале, если в середине - средний кружок, если в конце - последний. Дети прикрепляют прищепку и объясняют, почему прикрепили ее к этому кружку (сок, коса, нос).
Дидактическое упражнение "Слоги".
Цель: упражнять в делении слов на слоги. Развивать мышление, память, координацию движения обеих рук.
Предложить разделить на слоги слово, помогая хлопками рук. Затем предложить прикрепить к полоске-слову прищепку, если в слове один слог (мак, 2 прищепки - если в слове 2 слога (мама, 3 прищепки - если 3 слога (машина).
Грамматический строй речи.
Дидактическое упражнение "Придумай слово".
Цель: упражнять в образовании однокоренных слов, развивать воображение, логическое мышление, координацию движений обеих рук. Способствовать расширению и активизации словаря.
Вот стоит красивый дом
Сколько жителей в нем?
Ты подумай, посмотри,
Слова-родственники назови.
Домик
Домище
Домашний
Домовенок
Домочадцы
Грибок
Грибочек
Грибной
Грибник
Грибница
Дидактическое упражнение "Один, два, три, четыре, пять".
Цель: уметь согласовать существительное с числительным, развивать мелкую моторику рук, слуховое внимание.
Предложить посчитать лучи солнца: 1 луч, 2 луча, 3 луча, 4 луча, 5 лучей.
Перья птицы: 1 перо, 2 пера, 3 пера, 4 пера, 5 перьев.
Образовательная область "Чтение художественной литературы".
Дидактическое упражнение "Говорящие прищепки"
Цель: участвовать в чтении текста по ролям, развивать чувство ритма, мелкую моторику рук, память, воображение.
"Вы любите играть? Сейчас наши прищепки станут говорящими!". Вызвать двух детей, которые расскажут короткое стихотворение по ролям, имитирую прищепками разговор.
"Паровоз"
- Паровоз, паровоз
Что в подарок нам привез?
- Я привез цветные книжки,
Пусть читают ребятишки.
- Паровоз, паровоз,
Что еще ты нам привез?
- Я привез карандаши,
Пусть рисуют малыши!
Поддерживая интерес во время чтения по ролям можно на руку с прищепкой надеть изображения героев, которые участвуют в диалоге (воле и лиса).
Это лишь некоторые приемы использования в работе игр и упражнений с прищепками. Творческий подход, использование нетрадиционных методов и материалов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению образовательной и совместной деятельности.
Побуждать пальчики работать - одна из задач работы с прищепками. Данная методика хороша тем, что доступна детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делая ее более увлекательной и интересной. Из обычных прищепок можно создать целый сказочный мир.
Сколько креативных, необычных идей уже существует, а сколько можно придумать.
Буду рада, если предложенный материал поможет вам в трудной, но увлекательной работе по коррекции речевых нарушений и развитию мелкой моторики рук у дошкольников.