Ольга Киреева
Мастер-класс «Работа с детьми по картам Проппа»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование современных образовательных технологий, Карт Проппа по речевому развитию дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»
Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирования опыта по использованию современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО.
Задачи:
1. Знакомство с технологией Карты Проппа (конструктор сказок)
Публикация «Мастер-класс „Работа с детьми по картам Проппа“» размещена в разделах
2. Стимуляция познавательного интереса, отработка условий по организации работы с дошкольниками с картами Проппа
3. Развитие у педагогов креативности, воображения, умения нестандартно мыслить.
Материал и оборудование:
1. По количеству подгрупп педагогов: карты Проппа по 8 карточек
2. Ноутбук и проектор.
3. Презентация по теме.
4. Ключевые слова для составления сказок
Вступительное слово:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Начать свое выступление я хотела бы с простого вопроса к вам: «Скажите, кто из вас не любит сказки?»
Каждая сказка- лишь желание в искаженной действительности
Все сказки оказываются правдой, если уметь их читать
Сказки, как старые друзья, их надо навещать время от времени. (Джордж Мартин)
Вы, скорее всего, согласитесь со мной в том, что педагогу необходимо знать их много.
Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией работы со сказкой «Карты Проппа»
Актуальность введения карт Проппа заключается в введении наглядных моделей в образовательный процесс, развитие импрессивной речи детей (восприятие речи других людей, обогащение активного словаря, закрепление навыков словообразования, формирование и совершенствование умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. Карты Проппа стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, активизируют связную речь, способствуют повышению поисковой активности. Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей
При помощи карт Проппа дошкольник сможет лучше усвоить содержание сказки и облегчит пересказ. Карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь, обогащают речь детей, позволяют изучить огромное количество сказок, что способствует успешному обучению в школе.
А сейчас давайте окунемся в сказку!
Для этого мы немного поиграем.
1) «Чудеса в решете» - выявление различных чудес: как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство.
Назовите мне эти чудеса. Я записываю 4 предложенных чуда.
2) Назовите мне «Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку. (Я записываю эти приговоры)
3) «Что в дороге пригодится» -основные волшебные средства сказки ( записываю средства: скатерть-самобранка, аленький цветочек)
4) «Бюро находок» - найден золотой инкубатор для золотых яиц; утеряна трехворотниковая кольчуга и т. д. Назовите свои находки 4
5) «Сказочный словарь» - придумайте новое небывалое слово и по возможности объясните его: сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка. Назовите свои небывалые слова- 4
Теперь разделитесь на 4 группы, согласно жеребьевки, каждой группе будет предложена заготовка из нескольких карт Проппа,с которыми вы должны придумать сказку, соблюдая правила эффективности, структуру сказки и ваши придумки (чудеса, сказочные приговоры, волшебные находки и небывалые слова)
Задача: сказка должна быть совершенно новой, с предложенными главными героями.
Первая группа: главный герой- старший воспитатель
Вторая группа: главный герой -папа современного ребёнка
Третья группа: главный герой – ребёнок дошкольник
Четвертая группа: главный герой - многодетная мама
Рефлексия: Прием «Шесть шляп мышления»
Я предлагаю Вам надеть эти цветные шляпы и высказать свое мнение о прошедшем мастер-классе
Белая шляпа – «нейтральный цвет» - символизирует объективное мышление.
Красная шляпа – «цвет огня, страсти» - активизирует эмоциональное мышление, возможность, поделиться своими эмоциями, переживаниями.
Черная шляпа – «цвет мрака, темноты» - вынуждает нас видеть проблемные или негативные стороны какой-то идеи, явления, события.
Желтая шляпа «цвет солнца, тепла и света» - помогает нам увидеть позитивные стороны явления или события.
Зеленая шляпа – «цвет травы, роста, развития» - означает практическое, творческое мышление. Эта шляпа побуждает нас мыслить творчески: предлагать новые идеи, изобретать новые подходы к решению какого-то вопроса.
Синяя шляпа – «цвет неба, вечности» - Человек в синей шляпе подводит итоги, делает выводы, прогнозирует дальнейшие шаги,