Людмила Аникина
Мастер-класс по теме «История народной игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер- класс по теме «История народной игрушки»
Цель: приобщение детей к русской народной культуре.
Задачи:
- Обобщить представление детей о русской народной кукле, о декоративно-прикладном искусстве России.
Публикация «Мастер-класс по теме „История народной игрушки“» размещена в разделах
- Игрушки
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2021
- Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание. Воспитывать чувство гордости за свою страну.
- Воспитывать нравственно- эмоциональные качества (воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности).
Ход:
Воспитатель:
Добрый день, гости званые, желанные!
Рады мы гостям из всех краёв,
Всех ждём, встречаем!
Счастья и мира вам всем!
Милости просим в нашу горницу!
А мы вам столько интересного и нового расскажем!
А если понравится, то и делать научим!
Воспитатель:
- собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг,
Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
- Молодцы ребята, мы поделились друг с другом своими улыбками и подарили друг другу хорошее настроение
- Ребята, обратите внимание, сегодня к нам пришли гости. Давайте мы с ними тоже поздороваемся и улыбнемся им. Пусть у них тоже будет хорошее настроение как у нас.
Присаживайтесь на свои места.
Воспитатель:
- ребята, сегодня к нам на занятие пожаловал еще один гость, а вот кто он – это пока загадка. Именно о нем мы сегодня и будем говорить на нашем занятии.
- я прочитаю для вас загадку, а вы внимательно слушайте и думайте, кто же к нам сегодня пожаловал. Вы готовы? (воспитатель зачитывает загадку)
- Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно. (ответы детей)
- Правильно ребята, это кукла. (показывает куклу). Посмотрите, какая нарядная и красивая кукла пожаловала сегодня к нам в гости.
-ребята, а что такое кукла? (это игрушка) А для чего нужны куклы? (чтобы играть ими, заботиться о них, ухаживать за ними.)
- А вы любите играть в куклы? (ответы детей)
-А как вы думаете, ребята, всегда ли куклы выглядели так, как эта (ответы детей)
- ребята, а вы знаете, как кукла появилась на свет, и кто ее придумал? (предположения детей)
Из чего сделаны современные куклы? А раньше игрушки делали из дерева, соломы, глины, ниток, ткани.
Воспитатель: У каждого народа есть свои традиции. Они передаются от одного поколения к другому. Традиция народной игрушки возникла давно и сохранилась до наших дней.
В добрые старые времена был такой обычай у русских людей - коротать вместе на посиделках зимние вечера. В русской пословице говорится: «От скуки бери дело в руки». Вот и проводили наши предки дело за любимым занятием. Издревле игрушку в деревне мастерили не на продажу, а для своих детей. Заканчивались полевые работы, и появлялось у крестьян время порадовать детей. Любили трудиться на Руси! Чего только не умели делать! В свою работу русские умельцы вкладывали все свои умения, всю свою душу, потому и изделия у них получались такими красивыми, так радовали глаз.
Посмотрите какой сундучок я принесла, давайте посмотрим что в нем.
Воспитатель: Вынимает народные игрушки и рассказывает о них.
Самой первой игрушкой малыша были погремушки, их еще называли игрушками гремушками, складушками, брякулками, делали их из разного материала и разной формы. Их плели из бересты, щепы в виде куба или многогранника, вытачивали в виде шара, бочоночка, шести, восьмиугольника из древесины, лепили из глины. Благодаря различной форме и материалу погремушки производили разнообразные звуки, что было очень привлекательно и познавательно для детей.
Отгадайте, о ком эта загадка:
Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке, но всего одна игрушка.
Дети. Матрешка!
Педагог. Как похожи друг на друга матрешки! Приглядитесь повнимательнее! Что вы заметили?
Дети. Они разные! У них разные платочки, губки бантиком, но у каждой по своему нарисованы щечки - у одной розовые, у другой красные.
Воспитатель:.А сарафаны - луг цветной, но тоже всегда разный: летний, осенний, весенний, чудо - букет! Одна матрешка краше другой! Матрешке деревянной более ста лет. Кто - то из мастеров, увидев самую первую куклу, воскликнул «Хороша! Типичная Матрена!». Так деревянную женскую фигурку и назвали Матреной или ласково Матрешкой.
А из чего сделаны эти замечательные птички и зверушки (ответы). Это не простые игрушки - свистульки. Это филимоновские игрушки. Лесов вокруг деревни Филимоново мало, зато много оврагов, а в них полно глины: белой, красной, черной, розовой. Какая отличительная черта этих игрушек?
Дети. Они веселые, разноцветные, красивые, разнообразные.
Воспитатель:.Взглянешь - в глазах рябит - слепит, как от солнышка. Почему так радуются эти игрушки? Какие руки у людей, сделавших их? (добрые, ласковые, теплые, мастеровые, сильные, золотые). На Руси много сел и деревень, в них живут люди добрые да умелые. Смотрите, это тоже глиняные игрушки, но совсем другие. Кто подскажет, как их называют?
Дети. Дымковские.
Воспитатель: Правильно, это Дымковская игрушка, она из села Дымково. Ее ласково и нежно называют «дымка». Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни деревня вся будто в дымке. Здесь и зародилась в далекую старину эта игрушка. Вначале были свистульки, а потом и коники, индюки, жар-птицы, барышни, кавалеры.
Правильно, из дерева. Как их называют?
Дети: Богородская игрушка.
Воспитатель: Да, под Москвой в селе Богородском давным-давно жила женщина. Были у неё дети. Скучно детям вечерами зимой в избе. Решила мать их позабавить и вырезала из полена куклу и назвала её Аука. Детям понравилась игрушка, но скоро дети выросли и забросили свою Ауку. Прошло время, и отец семейства поехал на базар и взял с собой Ауку, чтобы народ повеселить. Купцы заинтересовались диковинной игрушкой и заказали мужику сделать ещё несколько таких же. С тех пор и повелось в селе Богородском это ремесло. Резчики использовали древесину липы, осины, берёзы. Как правило, резные игрушки не расписывались. Чтобы оживить их, мастера прикрепляли проволочки и верёвочки к своим изделиям. Дёргая за них, можно добиться того, что фигурки начинают двигаться. Это всегра радует детей и взрослых.
- Вот такая кукла называется «Пеленашка». Ее делали для самых маленьких детей. Такую куклу могла сделать любая девочка старшего возраста самостоятельно, поскольку она была проста в изготовлении. Ее сворачивали из куска любой ткани. Надевали на ее голову платочек, закрутив его концы за спину куклы. Сверху пеленали куклу куском ткани, одеяльцем и перехватывали узкой полоской ткани, тесемкой. Как вы думаете, в какую игру любили играть с этой куклой?
Дети: В дочки – матери.
- Когда ребенок подрастал, ему давали новую куклу – «Стригушку». Ее
делали из соломы и из ниток. Скрученную солому или нитки, перевязанные на месте шеи и талии. Надевали сарафан, украшали передником и головным убором. На голову привязывали лен. Эта кукла легкая. Подвижная, она может крутиться, падать, и в тоже время оставаться устойчивой. Играли с этой куклой везде: и дома, и в поле, и на посиделках со своими подругами.
Куклы были без лица, безликие. Верно! На ней не нарисовали глаз, потому что в старину люди считали, если кукла без лица, то она будет охранять и беречь дом и его хозяев.
Считалось, что кукла обладает волшебством: она и лечит, и оберегает, помогает, что бы уродился хороший урожай.
Такую игрушку делают только в нашей России. А радует и греет души русская игрушка всем добрым людям на Земле. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку. А изделия русских мастеров известны за пределами России. Это наша национальная гордость
Русский народ не только умеет создавать такие замечательные игрушки.
А ещё на Руси любили играть.
Поиграем в забавную игру «У Маланьи».
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке (присесть, сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцем)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)
Вот с такой головой, (очертить большую голову)
Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)
Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)
На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (Любое движение)
Отдохнули? Повеселились?
А теперь от скуки берём дело в руки!
А сейчас я приглашаю вас за стол, мы с вами изготовим куклу.
Дети садятся за столы.
Ход работы:
1. Нарезать лоскутки: один цветной 10х10 см, два из белой ткани 10х20 см и 10х5 см
2. Берем большой белый лоскут и сворачиваем его в трубочку. Затем сгибаем его пополам.
3. Оформляем голову куклы. Для этого из пряжи нарезаем нитки длинной 15-20 см, если хотите сделать длинные волосы для куклы или 10 см, если прическа будет из коротких волос.
Продеваем пучок ниток через белую трубочку крест-накрест, берем белые нитки и затягиваем покрепче, получается голова. Нитку не отрезать.
4. Оформляем руки и туловище. Из оставшегося белого лоскутка так же сворачиваем трубочку, завязываем на концах белыми нитками (это кисти ручек). Прикрепляем руки к туловищу оставшейся ниткой от головы.
5. Наряжаем нашу куклу-девочку. Для этого берем цветной лоскуток, сворачиваем его по диагонали и посередине делаем небольшой надрез для головы, и 2 маленьких для рук. Платьице удобнее надевать через низ.
6. Платье подвязать пояском, заплести косы. Кукла готова. Осталось придумать имя.
Самостоятельная работа детей и родителей.
- Давайте полюбуемся на ваших кукол. В старину куклы никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по дому, берегли. Кукол разрешалось брать в гости.
В стародавние времена на Руси любую работу заканчивали играми, песнями да плясками. Мы с вами славно поработали, а теперь весело потанцуем.
Хоровод
Рефлексия
- Ребята вам понравилось знакомство с народной куклой?
- А что вам понравилось больше всего?
- Что нового вы узнали?
- А что было очень трудным?
- Гости дорогие, а вам понравилось наши посиделки?
- Посмотрите ребята, каких замечательных и чудесных куколок сделали наши гости!
Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Вы научились сами и научили наших гостей. Чтобы у вашей куклы была подружка - сделайте дома ещё куколку.
Спасибо за работу вашу, за старание.