Наталия Перевощикова
Мастер-класс по теме: «Использование логоритмики на музыкальных занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста.
[i]Форма проведения[/i]:педагогическая мастерская. Участники: музыкальные руководители, воспитатели старшего дошкольного возраста.
Публикация «Мастер-класс по теме: „Использование логоритмики на музыкальных занятиях“» размещена в разделах
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности музыкальных руководителей по использованию логоритмических упражнений на музыкальных занятиях.
Задачи:
•Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях с использованием логоритмики.
•Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.
•Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля при работе с детьми.
План проведения:
1. Сообщение: «Актуальность использования данной методики».
2. Практическая часть:
- Игровой прием «Знакомство»;
- Упражнение на координацию речи с движением «Игрушки» М. Картушина;
- Упражнение на развитие чувства ритма «Музыкальные палочки» И. Галянт;
- Танцевальная фантазия «Пигмалион» М. Леграна;
- Упражнение на пластику «Рыбки»
3. Рефлексия.
Актуальность.
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Предлагаем вам опыт работы, способствующий оказать помощь в условиях обычного детского сада детям с незначительными нарушениями речи.
Для профилактики нарушений речи в старшем возрасте проводятся интегрированные занятия (музыка – логоритмика). В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики.
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала.
В планировании интегрированных занятий используется принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, сбор урожая, новогодний праздник, зимующие птицы и т. д.). Основа занятий очень разнообразная: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, сюжетные и дидактические игры.
Предложенная тематическая направленность и организационная вариативность таких занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Представленные интегрированные занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз). В каждое занятие включены пальчиковые игры или массаж пальцев.
В результате практической работы сложилась следующая структура интегрированных занятий:
• движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;
• танец (хоровод);
• разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;
• песня, сопровождаемая жестами;
• мимические упражнения;
• массаж (спины, рук, ног и т. п.) или гимнастика для глаз;
• пальчиковая игра;
• подвижная или коммуникативная игра.
В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего занятия. Предлагаю вам окунуться в музыкальный мир логоритмики.
Практическая часть:
Музыкальный руководитель: Ребята сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся. Мне кажется, что гостям интересно узнать, как зовут каждого из вас.
И сейчас мы познакомимся. Скажите вы любите чудеса? И сейчас с каждым из вас произойдет чудо, вы превратите свое имя в волшебные предметы. Но предметы вы должны назвать на тот, же звук, с которого начинается ваше имя.
Игра «Знакомство»
Музыкальный руководитель: (комментарии для педагогов) Вот такой эмоциональный настрой важен в работе с детьми. Такой прием организации детей я использую на музыкальных занятиях.
Музыкальный руководитель: Чудо произошло, но чего-то не хватает, как вы думаете чего? Без чего не обойтись на музыкальном занятии, празднике? Конечно же, без музыки.
Музыка помогает нам изображать настроение, петь песни, танцевать.
При организации начала занятия я использую вводные упражнения или упражнения на координацию речи с движением. Выполняя упражнения, дети учатся сочетать речь с движениями, развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат. И сейчас одно из таких упражнений мы вам покажем.
Упражнение на координацию речи с движением «Игрушки» М. Картушина
Музыкальный руководитель: В жизни все подчиняется ритму. Ритмичным бывает шаг, бег, ход часов, пульс, смена дня и ночи. На своих занятиях я использую игры с палочками - увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма.
Упражнение «Ножки» И. Галянт
Музыкальный руководитель: Фантазия (от греч.) – воображение. Детская танцевальная фантазия – двигательная импровизация под любую мелодию. Такие задания развивают у детей способность к творчеству, воображение, умение ориентироваться в пространстве.
В своей практике, я использую работу по развитию творческих способностей в музыкально-ритмических движениях, для развития творческой активности не только дошкольников, но и педагогов, так как это предполагает тесное содружество детей и взрослых.
При помощи невербальных методов мы покажем, как можно передать танцевальную фантазию в соответствии с текстом.
Танцевальная фантазия «Пигмалион» М. Леграна
Музыкальный руководитель: Ни одно занятие, праздник не обходится без танца. А музыка особенно новая, современная, способна творить чудеса с нашими движениями.
Танец развивает внимание, чувство ритма, пластику движений.
Посмотрите, как могут быть использованы упражнения для развитие пластики.
Упражнение на пластику «Рыбки»
Музыкальный руководитель: Очень важно и правильно закончить занятие с детьми, т. е. правильно подобранные игровые упражнения, задания на творчество, танец, все это подчиняется одной сюжетной линией.
- Ребята, вам понравилось сегодня у нас? Хотите еще заниматься? Мы обязательно встретимся с вами на следующем занятии.
Вы увидели практические методы и приемы использования логоритмических упражнений на занятиях.
Приложение:
Упражнение «Игрушки»
Ать-два, левой-правой,
Вдоль плетней, заборов и оград,
Ать-два, левой-правой,
Марширует бравый наш отряд.
Шаг марша
Вот выходят в хоровод
Важные матрешки.
Им играет Васька-кот
На губной гармошке,
Топающий шаг, поддерживая левой ладошкой локоть правой руки, все пальцы правой руки, кроме указательного, сжаты в кулак, подставлены под подбородок, указательный палец прижат к щечке.
И копытами баран
Ударяет в барабан.
Приседают, ладони на колени; встают, руки в стороны с произнесением слова «Бам!».
Уши круглые, как блюдца, —
Ну нельзя не улыбнуться!
Поиграем, Чебурашка,
Нос, как черная букашка.
Положить ладони на голову, локоточки — в стороны. Выполнять наклоны корпуса вправо-влево.
Смотри, я — Джек-в-коробке,
На корточках сижу,
Темно и очень тесно мне,
И я не выхожу.
Присесть, сгруппировавшись в «клубочек».
Но стоит крышку приоткрыть,
Разводят ладошки в стороны.
Пружинку завести —
Собирают пальцы правой руки вместе, прижимают их к ладони левой и делают вращательные движения («заводят пружину»).
Я потихоньку подымусь,
Начну расти, расти.
Медленно поднимаются, постепенно выпрямляясь.
Я поднимаюсь изнутри,
Тяну я руки вверх,
И прыгаю я — раз, два, три —
Быстрее, выше всех!
Прыжки, ноги в стороны — ноги вместе, подняв руки вверх.
Игра с палочками «НОЖКИ»
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! - ритмичные удары палочками по полу
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! - ритмичные удары в темпе бега
Ножки, ножки, вы стучали?
Мы стучали, мы стучали! - удары свободными концом палочки об пол
Ножки, ножки, вы плясали?
Мы плясали, мы плясали! - удары палочкой крест на крест
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали! - удары лежащих палочек друг о друга
Ножки, ножки, отдыхали?
Отдыхали, отдыхал! - поглаживание руками лежащих палочек
И опять всё начинали! - ритмичные удары по полу
Танцевальная фантазия «Пигмалион»
Много лет тому назад в древнем государстве жил знаменитый скульптор. Он умел творить чудеса: из больших и красивых камней он высекал статуи. Скульптор вкладывал в них всю свою душу, любовь и мастерство.
Статуи были все разные, непохожие друг, на друга. Скульптор ходил между ними и любовался творением своих рук. Они стояли неподвижные, их мраморные лица ничего не выражали: они были холодные и надменные, но, несмотря на это, очень-очень красивые. Творцу захотелось, чтобы все они ожили и радовались жизни. Он стал ходить между статуями и нежным взглядом и теплым прикосновением рук вдыхал в них жизнь. Каменные фигуры оживали, медленно поворачиваясь и разглядывая друг друга, а потом начинали плавно, неторопливо двигаться. Первые их движения были неуклюжие, ведь они еще не умели ходить, не умели танцевать, даже не умели улыбаться! Но произошло чудо: их движения становились все выразительнее, красивее, грациознее. Они начали танцевать. Казалось, для них ничего в мире не существует, кроме музыки и танца.
…Но вот наступала ночь, и все они опять застывали в своих
позах и, засыпая, думали о том, что с наступлением следующего дня они опять будут танцевать под звуки прекрасной, нежной музыки.
Упражнение «Рыбки- подружки» И. п. Дети стоят по кругу, обе руки за спиной.
Педагог: Однажды выплыла одна рыбка из своего домика и стала искать свою подружку /кисть правой руки вывести плавно из-за спины и остановить перед собой/. Поплыла в одну сторону, поплыла в другую /кисть двигается то в одну, то в другую сторону/. Поплыла вверх, поплыла вниз /кисть двигается то верх кончиками пальцев, то вниз/. Не нашла подружку рыбка и поплыла обратно к себе в домик/рука, плавно изгибаясь, отводится за спину/, удивляясь и сердито бормоча себе под нос:
Речевое упражнение «Рыбка разговаривает»
Ход: дети тихо и быстро произносят «П-П-П-П…
Рыбки играли и танцевали.
Плавали вместе,
И вместе устали положить обе ладошки рук к себе на грудь
Полежали, отдохнули,
Хвостиком вильнули,
Уплыли к себе домой
И дома заснули. обе руки плавно возвращаются за спину