чеснокова надежда
Мастер-класс по росписи матрёшки в стиле искусства родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю воспитателем в детском саду № 1 п. Палех. Мои воспитанники – дети подготовительной группы, возраста 6-7 лет. Это взрослые, самостоятельные и творческие человечки, которые способны совершать новые открытия, творить, изучать. Сегодня я расскажу Вам, как мне удалось совершить открытие, которое впоследствии стало моим настоящим педагогическим секретом.
А секрет я Вам сейчас открою.
В календарно-тематическом планировании работы на год есть тема «Декоративно-прикладное искусство. Искусство родного края». Мною был разработан проект, который длился неделю.
Публикация «Мастер-класс по росписи матрёшки в стиле искусства родного края» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка, матрёшки. Конструирование, поделки
- Матрешка, матрёшки. Рисование
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Каждый день недели был посвящен знакомству с одним из видов декоративно-прикладного искусства. Я рассказывала детям об истории видов декоративно-прикладного творчества, откуда он родом, техника его исполнения, особенности. Понедельник посвящен Гжели, виду русской народной росписи, её особенностью является использование трех цветов: белого, составляющего фон синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок. Вторник посвящен Хохломе – декоративной росписи деревянной посуды и мебели, выполненной красным, зеленым и золотистыми тонами по черному фону. Среда – Городецкая роспись, роспись изделий, на которых изображены в основном сюжеты, жанровые сцены. Четверг – Дымковская игрушка, глиняный художественный промысел.
Последним представленным в недельном проекте для ознакомления видом декоративно-прикладного искусства была матрёшка. Это народная игрушка, кукла-красавица, привлекающая всех своей простотой, яркой росписью. Она не только красочна, но и занимательна, поэтому доступна и понятна детям.
Занятие я начала с загадки про матрёшку. Затем детям был включен мультфильм, прочитано стихотворение, представлена презентация «Как рождается матрёшка?». Пошагово дети увидели наглядно, как матрешку вытачивают из дерева, шлифуют, раскрывают в цвете. Также в ходе презентации дети познакомились с наиболее известными куклами: Сергиев-Посадской, Вятской, Семеновской (конспект НОД прилагается). Затем мы поиграли с детьми. Разбирали и собирали матрёшку. Из большой игрушки постепенно кукла уменьшалась, а из маленькой увеличивалась. Детям настолько понравилось играть с матрёшкой, что они не хотели выпускать её из рук.
И тут мне в голову пришла идея! Палех – село, в котором мы живем, известно на весь мир своим промыслом иконописи и лаковой миниатюры. Поэтому я решила провести мастер-класс по росписи матрёшки в палехском стиле. Эксперимент заключался в том, чтобы дети попробовали себя в роли юных художников, и приобщились к искусству родного края. Задумка была еще и в том, чтобы дети познакомились с профессией – художник. Также приобщение к искусству родного края – это часть работы по патриотическому воспитанию детей.
Целью данного занятия являлось: вовлечение родителей в игровой диалог с детьми; помощь родителям в осознании важности их непосредственного участия в патриотическом воспитании детей; создание атмосферы общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.
Для проведения мастер-класса я пригласила художника-родителя. В работу включилась мама одного из воспитанников. Сначала она провела с детьми пальчиковую гимнастику, чтобы разработать детские пальчики. Затем рассказала о палехском искусстве – лаковой миниатюре, его особенностях. Особенность палехского искусства заключается в том, что создаются шедевры, сочетающие в себе красные, желтые и зеленые цвета, обильно усыпанные золотом, выполненные исключительно на черном фоне. Сюжетами работ являются сказки, былины, окружающая действительность.
И начался процесс росписи матрёшек!
Подготовлены трафареты в виде матрёшки из фанеры. Решено сделать макет куклы плоским для удобства выполнения техники росписи детьми. Заранее на трафареты был нанесен черный фон для того, чтобы дети поняли, как идет процесс росписи изделия профессиональными художниками. Тонкими кисточками штрих за штрихом дети рисовали элементы узора, расписывали матрёшку, раскрывали её в цвете. Мама-художник подготовила образец деревянной красавицы с цветочным узором. Листочки, ягодки, цветочки, стебелёк, завиток – все элементы присутствуют в наших матрёшках. Некоторые дети придумывали собственный узор своей игрушке.
Детки с удовольствием включились в работу. Как они старались, переживали за свои шедевры. Мастер-класс пролетел как один миг! Даже самые неугомонные, которые на других занятиях шустрят и мешают товарищам работать, тут сидели как «мышки», внимательно слушали каждое слово и с усердием вырисовывали каждый завиток, каждый элемент. Матрёшечка у каждого получилась своя, особенная. С какой гордостью ребятишки в конце занятия показывали свои работы. Затем матрёшки были покрыты лаком, и ребятишки взяли их домой.
Я надеюсь, что поставленные цели в ходе мастер-класса были решены и моя идея оказалось удачной. Дети запомнили это занятие, им было интересно!