Светлана Ишмуратова
Применение современных технологий в ДО
▼ Скачать + Заказать документы
В нынешних условиях ребёнок выступает в роли не «объекта», а в роли «субъекта» образования, ребёнок – самоценная личность.
Инновационный процесс на нынешнем этапе развития общества касается в первую очередь системы дошкольного образования, которая считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка. Этот подход ставит высокие требования к системе дошкольного обучения и воспитания. Происходит поиск более эффективных технологий в дошкольном образованиии использовании современных, уже отработанных технологий, а также психолого-педагогических подходов к данному процессу.
Темочки:
Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практике педагогики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.
1.(слайд 4)
Так что же такое «технология», в чём её отличие от методики?
Технология – греч. слово – означает «мастерство, искусство» и «закон науки» - это наука о мастерстве.
Проблемой педагогических технологий занимались: Селевко, Беспалько, И. П. Волков, В. М. Монахов и другие.
(слайд 5)
На данный момент существует несколько определений пед. технологии, мы выберем на сегодня самую развёрнутую:
Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Иначе говоря, технология – это зафиксированные последовательные действия, гарантирующие получение заданного результата. Она содержит алгоритм решения поставленных задач, в основе её использования положена идея полной управляемости обучением и воспроизводимостиобразовательных циклов. (слайд 6, 7) Отличия от методики:
Технология не носит предметный характер, она может реализовываться на любом предмете вне зависимости от содержания. Технология может быть реализованалюбым педагогом. Технология включает в себя комплекс методов, форм, средств и приёмов.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Она классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку и т. д.
(слайд 8)Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:
-необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;
-осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;
-возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия педагога и ребёнка, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.
Почему никакие новации последних лет не дали ожидаемого эффекта? Причин такого явления немало. Одна из них сугубо педагогическая – низкая инновационная квалификация педагога, а именно неумение выбрать нужную книгу и технологию, вести внедренческий эксперимент, диагностировать изменения. Одни преподаватели к инновациям не готовы методически, другие – психологически, третьи – технологически. В последние годы педагоги стараются повернуться лицом к воспитаннику, внедряя личностно-ориентированное, гуманно-личностное и прочее обучение. Но самая главная беда в том, что теряет притягательность сам процесс познания. Увеличивается число дошколят не желающих идти в школу. Снизилась положительная мотивация учения, у детей уже нет и признаков любопытства, интереса, удивления, хотения – они совсем не задают вопросов. Нет связи со школьными технологиями, где ещё сильна авторитарная система.
Даже размещение детей за партами в традиционной системе не способствует образовательному процессу – дети целый день вынуждены видеть лишь затылок друг друга. Но все время лицезретьучителя. * И во многих ДС эта система повторяется.
В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки детей, более эффективного использования времени.
2. (слайд 9, 10)
Трациционные технологии. В чём отличие?
*нарисуйте домик (тест) – традиционное изображение, новаторство.
Особенности методики
Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ребёнка, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.
Авторитаризм процесса обучения проявляется в:
• регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур;
• централизации контроля;
• ориентации на среднего.
Позиция: ребёнок - подчиненный объект обучающих воздействий.
Позиция воспитателя - командир, единственное инициативное лицо, судья («всегда прав»); старший (родитель) учит; «с предметом к детям», стиль «разящие стрелы».
Методы усвоения знаний основываются на:
• сообщении готовых знаний;
• обучении по образцу;
• индуктивной логике от частного к общему;
• механической памяти;
• вербальном изложении;
• репродуктивном воспроизведении.
Процесс обучения как деятельность в ТТ характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией. В составе образовательной деятельности ребенка:
• самостоятельное целеполагание отсутствует, цели обучения ставит взрослый;
• планирование деятельности ведется извне, навязывается ребёнку вопреки его желанию;
• итоговый анализ и оценивание деятельности ребенка производятся не им, авоспитателем, другим взрослым.
В этих условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями (отчуждение ребенка от учебы, воспитание лени, обмана, конформизма).
3.
Требования к педагогу.
Сегодня педагогу недостаточно знаний об уже существующих технологиях, необходимо ещё и умение применять их в практической деятельности. Спрос на мастеров обучения всегда высок. Чтобы чувствовать себя уверенно, педагог должен владеть как минимум тремя принципиально – различающимися технологиями: продуктивной (предметно - ориентированной, щадящей (личностно - ориентированной, технологии сотрудничества.
Технология и мастерство.
Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. Результаты будут различными, однако, близкими к некоторому среднему статистическому значению, характерному для данной технологии.
Иногда педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы, В этом случае следует говорить об «авторской» технологии данного педагога. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Условия, необходимые для овладения и реализации технологий:
понимание педагогом идеологии технологии, определение социальной группы, которую она будет обслуживать, принятие того педагога, чья технология осваивается, возможность «пожить» в этой технологии, пропустив её через свои эмоции, потребности и ценности; т. е. (что это? Для кого? Как мне комфортно с этим работать)
учёт личностных качеств педагога;
предоставление возможности педагогу оценить результаты использования технологии и по необходимости привнести своё в оптимизацию технологии;
технологическая компетентность педагога.
Теория и практика дошкольного образования показывают, что ДОУ как уникальная педагогическая система не может быть монотехнологична, политехнологизм в образовании сегодня неизбежен.
4 (слайд 11)
Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.
В центре внимания личностно-ориентированных технологий - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств, провозглашается главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной технологии.
Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями.
• личностно – ориентированные технологии:
-развивающее обучение;
-разноуровневое обучение;
-технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
- игровая технология;
-коллективную систему обучения;
-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
- портфолио дошкольника;
- портфолио педагога.
• технология проблемного обучения;
-технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);
• технология исследовательского обучения;
• технология проектного обучения;
• информационно-коммуникационные технологии;
• здоровьесберегающая технология и др.
(слайд 13)
Технологии интерактивного обучения. В последнее время обретают большую значимость (интерактивные музеи мира)
Позволяют реализовать качественно новую эффективную модель построения воспитывающей среды. Они направлены на организацию комфортных условий воспитания и развития детей, в которых активно реализуются взаимодействие, взаиморазвитие и взаимообогащение. Учат умению обмениваться опытом и взаимодействовать в группах, развивают коммуникацию, воспитывают толерантность, способствуют формированию социальной позиции в дальнейшем. (Обсуждение)
1. Работа в парах. (тест карандаши)
2. Карусель.
4. Работа в малых группах.
5. Аквариум.
6. Незаконченное предложение. (Жили – были король и королева, и вот однажды)по цепочкке.
7. Мозговой штурм.
8. Броуновское движение.
9. Дерево решений.
10. Ролевая (деловая) игра.
11. Мастерская.
Любая педагогическая технология должна быть воспроизводима и быть здоровьесберегающей.
5
Использование технологий на практике.
Современная образовательная деятельность – это в первую очередь мастерство педагога. Использование в практике преподавания предмета элементов разных технологических подходов, их критический анализ может стать основой становления собственного педагогического стиля. Поэтому овладение технологиями обучения – важная часть профессионального становления воспитателя.
В своей практике применяю элементы различных педагогических технологий:
• личностно-ориентированные
• технология сотрудничества
• здоровьесберегающие технологии
• технология проектной деятельности
• технология мнемотехники
• компьютерные технологии
(слайд 14)
Технология ИКТ – интерактивная технология.
Использование ИКТ – результат реализации программы «Электронная Россия»
ИКТ – это обобщенное понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.
Это с одной стороны – компьютер, с другой – коммуникация.
(слайд 15)
Это использование телевидения, DVD, CD, радио, планшеты, СМИ, компьютер, телефон, игровые приставки.
Современный образовательный процесс нельзя представить без использования мультимедийных технологий, которые предоставляют уникальные возможности для реализации творческих инициатив воспитателя и воспитанника.
С точки зрения использования ИКТ на занятии, представляется целесообразным разделить их на четыре группы. Принадлежность урока к той или иной группе обусловливает технические условия и наличие соответствующего программного обеспечения для его проведения.
(слайд 16)
1. Занятия демонстрационного типа - презентация.
Для его проведения требуется компьютер и проектор илителевизор, к которому можно подключить компьютер, На таком занятии информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом его этапе. (Слайд 17)
В качестве программного обеспечения используются материалы готовых программных продуктов на СD, содержащих большой объем фото-, видео-, аудиоматериалов информации по различным темам. Еще более популярным стало создание учителем презентаций к своим урокам. Появление современных ЦОР (централизованных образовательных ресурсов, представляющих собой собрание таких материалов, простой способ обращения к ним позволяет сделать учителю, владеющему основами ИКТ, очень интересные и качественные презентации практически к любому занятию.
2. занятия – викторины, тесты.
Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель-ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Сегодня воспитатели сами могут разрабатывают и создают компьютерные варианты различных тестов и использовать их на своих занятиях.
3. Обучающие компьютерные игры.
Существующие на рынке обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:
1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.
3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.
4. Игры-путешествия, "бродилки".
5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.
Конструктор игр на сайте LearningApps.org
4. Физминутки, упражнения на релаксацию, постановка проблемы после просмотра видео.
5. Работа с родителями. (доступ закрытой информации)
Самопрезентация педагога, создание портфолио ребёнка и педагога, использование на собраниях, в качестве сбора информации по проблеме, для домашнего обучения. Педагог может размещать консультации, обмениваться фотоматериалами, давать объявления, проводить диспуты на сайтах ДОУ, или в соц. сетях.
6. Использование для профессионального роста воспитателя.
Сбор и хранение информации, участие в конкурсах межрегионального и международного уровня, собирая материал для портфолио. На сайте ДОУ можно сделать мет. Копилку, куда педагоги могут складывать информацию, доступную для членов группы: нормативные документы, картотеки, разработки занятий, стихи и т. д.
Применение с осторожностью:
Педагог увлекается презентациями и лишает детей живого общения, он должен помнить о важности культуры чувств и эмоционального опыта ребенка дошкольного возраста.
Необходимо неоднократное переключение на другой вид деятельности для сохранения зрения.
Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
(слайд 25)