Елена Дымова
Мастер-класс по изготовлению поделки «Кукла на ложке» для родителей и детей в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая мастерская для родителей и детей в средней группе «Кукла на ложке»
Цель: Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.
Задачи:
- познакомить родителей и детей с историей возникновения тряпичных кукол;
- заинтересовать родителей в творческом изготовлении кукол совместно с детьми
Публикация «Мастер-класс по изготовлению поделки „Кукла на ложке“ для родителей и детей в средней группе» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Ложка. Все о ложках для детей
- Мастер-классы для родителей
- Поделки из ложек и вилок
- Поделки. Мастерим с детьми
- Посуда. Все о посуде для детей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Театр на ложках и лопатках
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2022
- изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов тряпичных кукол (закрутка, скрутка);
- способствовать поддержанию близких отношений между детьми и родителями
Методы и приё мы:
- практические: изготовление куклы,
- наглядные: просмотр презентации «Народные тряпичные куклы»; рассматривание кукол, материала для изготовления кукол;
Раздаточный материал:
Белый квадратный отрезок ткани, цветной прямоугольный отрезок ткани, цветной треугольный отрезок ткани, по кусочку ваты, нитки, ленточки, ложки.
План педагогической мастерской :
I. Вводная часть
Воспитатель в русском костюме приветствует гостей.
Воспитатель. Здравствуйте, взрослые (низко кланяется)
Здравствуйте, девчонки – веселушки,
Озорные хохотушки.
Здравствуйте, ребята- молодцы.
Озорные удальцы!
Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу слева,
И скорей вставайте в круг.
К нам пришли гости, на вас посмотреть, да вместе с вами послушать, о чем же я вам сегодня расскажу.
Входит второй воспитатель – Рукодельница.
Рукодельница. Давайте знакомиться. Меня зовут Рукодельница.
Посмотрите на мой наряд (кружится). Нравится он вам? (ответы) Сейчас носят такие наряды? А вот раньше, давным-давно, все женщины и девочки носили такую одежду. Ребята, я знаю, что вы все любите играть с игрушками. Какие игрушки у вас есть? (ответы). Сегодня расскажу вам о игрушках, с которыми любили играть дети с давних времен, ваши прабабушки прадедушки. Отгадав загадку, вы узнаете, о чем пойдет речь.
Расскажу ей сказку -
Она закроет глазки,
Поиграем - будем спать,
Уложу ее в кровать.
Что за милая игрушка:
Утром - дочка, днем - подружка?
Дети: Кукла.
Рукодельница. Я, ребята к вам пришла не с пустыми руками принесла свой сундучок. Лежит вот в этом волшебном сундучке, который у меня есть.
-Хотите посмотреть, что в нем?
Но его так просто не открыть.
Нужно ласково его попросить.
«Сундучок мой сундучок
Приоткрой нам свой бочек»
Посмотрите что в нем?
Правильно - это куклы!
Рукодельница: Сегодня мы с вами поговорим о русских куклах - оберегах (показывает куклу - самоделку). В старину игрушки для детей делали своими руками. Я хочу рассказать вам о первых куклах, с которыми играли ваши прабабушки.
Посмотрите, как много здесь различных кукол. Играя с куклой, мы и не замечаем, как получаем новые знания от общения с ней и открываем для себя окружающий нас мир. Мы не задумываемся над тем, откуда она появилась и какой была раньше? Из чего и как мастерили куклу? Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы познакомиться с историей кукол. Меня недаром зовут Рукодельницей. Всех этих кукол я сделала своими руками. Я научу вас делать кукол, как это делали наши прабабушки.
Я не привыкла напрасно хвалиться,
Все называют меня мастерицей.
За то, что сама я куклу свою,
Вяжу, вышиваю, и шью, и крою.
2 часть: Теоретическая часть
Рукодельница рассказывает, сопровождая текст слайдами презентации
Рукодельница: В старину, в каждом доме, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок. Куклам приписывались различные волшебные свойства. Одни могли защитить человека от злых сил, другие принимали на себя болезни и несчастья, третьи помогали хорошему урожаю. Кукол берегли и передавали из поколения в поколение. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни.
Посмотрите внимательно на этих кукол и скажите, чем они похожи? (ответы).
Правильно вы заметили, что у всех кукол нет лица. Таких кукол называют безликими, т. е. без лика, без лица. В давние времена куклам не делали лицо, так как считали, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и тем самым не навредит владельцу куклы.
Куклы делили на три группы : куклы – обереги, обрядовые куклы и игровые куклы.
Куклы-обереги отвлекали на себя злые силы, оберегали от бессонницы, болезней и прочих несчастий. Тряпичную куколку-оберег делали своими руками. Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.
Кукла «Пеленашка». Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. До рождения ребенка к нему в кроватку подкладывали куклу «Пеленашку» с целью обмануть злых духов, подложить им куклу вместо ребенка. Потом эта кукла лежала рядом с ребенком. Как вы понимаете, подобную куклу - оберег нельзя было купить. Только сделать самим.
Рукодельница. Многие древние народы, чтобы умилостивить богов, приносили им в жертву людей. Был такой обычай и у наших предков—древних славян. В жертву богине плодородия они приносили женщин. Но однажды, кому-то пришло в голову отдать богам вместо живой женщины куклу. И боги не отказались от этой игрушки! Такие куклы называют обрядовыми.
Обрядовые куклы это такие куклы с которыми совершали обряды. Некоторые из этих обрядовых обычаев сохранились до сих пор.
Это кукла «Масленица», которую устанавливали на сани, запряженные лошадьми или волами, возили по деревням и селам в составе праздничного масленичного поезда, и сжигали во время весеннего праздника, а после лакомились блинами — символом солнца.
Игровые куклы предназначались для забавы детям. На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики. Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Пока дети были маленькими, кукол шили матери, бабушки, старшие сестры, с 5 лет уже могла делать такую «куклу» любая девочка. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть. Кукла должна была быть очень нарядной. Знали, что по ней люди судят о вкусе и рукоделии будущей хозяйки.
Игровые куклы : Кукла - кормилка, Кукла на ложке, Кукла-капустка, Зольная кукла.
Сегодня мы с вами сделаем куклу на ложке. Посмотрите, какая она нарядная и яркая.
А знаете, почему её называют так?
Тряпичная кукла на ложке - это прежде всего кукла игровая. Ее делали для того, чтобы занять, развеселить, отвлечь ребенка. Но, как и почти любые предметы и занятия наших предков, кукла несла и охранную функцию. И определяла «характер» этой тряпичной куклы ложка. Ведь это не просто приспособление для еды – это символ достатка и сытости. Тряпичная кукла на ложке – кормилица, хозяйка дома. Об этом и ее головной убор рассказывает. Он состоит из повойника и платка, который повязывают сверху – так традиционно одевались взрослые замужние женщины.
Рукодельница. Теперь можно приступить к изготовлению кукол. Ребята, а кто делал своим деткам кукол?
Дети: Мамы
Вот и ваши мамы пришли к нам чтобы помочь сделать куклу.
Садитесь за столы и во время работы думайте только о хорошем и приятном. (под народную мелодию родители с детьми выполняют работу).
3 часть: Практическая часть:
Для работы нам понадобятся:
- Пластиковая ложка;
-2 квадратных лоскута белой ткани, ветошь для головы;
- цветные нитки; - прямоугольный кусочек белой ткани для рук;
- цветная ткань для сарафана и платка;
- ткань для передника;
- различные декоративные детали
Дети и родители изготавливают кукол на ложке.
Шаг 1. Берем ложку.
Шаг 2. Заворачиваем в ткань, перевязываем веревочкой, формируя голову куклы.
Шаг 3. Вкладываем получившийся шарик в ложку. Он должен касаться краев ложки, лежать в ней плотно. Концы узелка свисают вдоль черенка ложки.
Шаг 4-5. Другим квадратным лоскутом ткани обтягиваем часть ложки с лежащей в ней узелком так, чтобы не было складок, Перевяжем головку красной нитью.
Шаг 6. Делаем ручки кукле. Прямоугольник белой ткани складываем несколько раз с обеих сторон к центру и обозначаем ладошки красной ниткой.
Шаг 7. Привязываем руки к ручке ложки ладошками вверх.
Шаг 9. Выворотным способом надеваем на куклу сарафан, опускаем вниз, расправляем складочки
Шаг 10. Повязываем платок. Концы платка перекрещиваем спереди на шее, уводим назад и там завязываем.
Итог:
Рефлексия:
Рукодельница. Как прекрасно сегодня потрудились наши руки.
Дорогие наши мамы понравилось ли вам делать куклы? Думаю, что эта кукла будет любимой игрушкой вашего ребенка или же она может стать необычным подарком вашим близким.
Изучение прошлого о жизни наших бабушек помогает нам лучше узнать традиции и обычаи наших предков. А сейчас благодарю всех. Все молодцы.