Анастасия
Мастер-класс для педагогов по использованию игрового набора «Дары Фребеля»
Мастер-класс для педагогов
Тема: «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля»
в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Подготовила:
Воспитатель: Якимова А. В.
(Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса : «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста».
Публикация «Мастер-класс для педагогов по использованию игрового набора „Дары Фребеля“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
(Слайд 2) Цель: Повышение компетентности педагогов в применении игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля;
2. Сформировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;
3. Вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал;
4. Показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты: сформированность умений педагогов по созданию условий для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Методы и приемы: игровой (дидактические игры, наглядный (рассматривание дидактических пособий, предметов, практический (показ способов действия с предметами).
Дидактические материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, набор «Дары Фребеля», шаблоны к игре «Эмоции».
Ход мастер-класса :
Теоретический этап
(Слайд 3) Сегодня мы с вами поговорим о развивающих детских играх. В соответствии с требованиями ФГОС ДО в процессе получения ребенком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Наше дошкольное учреждение оборудовано разнообразными дидактическими, игровыми материалами, среди которого особо хотелось бы выделить набор «Дары Фрёбеля». Это настолько универсальный материал, что им можно проиллюстрировать любую образовательную область. Работая с материалами Фребеля педагог направляет, облегчает и стимулирует процесс познания, планирует и создает безопасную обстановку в группе. Играть можно сразу с несколькими комплектами или их частями. (Слайд 4) Дары можно использовать по всем пяти областям, а так же на каждой тематической неделе.
(Слайд 5,) Комплект методических пособий с игровым набором «Дары Фрёбеля» полностью соответствует с ФГОС ДО. Эстетичен, безопасен в использовании, предназначен для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской. Ядром педагогики детского сада Фрёбель считал игру. Он был самым первым в истории экспертом в области образования, кто признал ценность детской игры и первым человеком, который создал образовательные материалы для детей – так называемые «дары Фребеля». Он создал свой собственный набор учебных материалов, адаптированных к особенностям восприятия детей. Этот набор учебных материалов Фрёбель назвал «дарами». Его «дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра. Первоначально было всего шесть видов образовательных материалов. В настоящее время на рынке обычно встречается 14 модулей образовательных материалов Фребеля :
1. Текстильные мячики; (Слайд 10)
2. Основные тела;
3. Куб из кубиков; (Слайд 11)
4. Куб из брусков;
5. Кубики и призмы; (Слайд 12)
6. Кубики, столбики, кирпичики;
7. Цветные фигуры; (Слайд 13)
8. Палочки;
9. Кольца и полукольца; (Слайд 14)
10. Фишки;
11. Цветные тела; (Слайд 15)
12. Мозаика. Шнуровка;
13. Башенки; (Слайд 16)
14. Арки и цифры.
Пособия изготовлены из качественного натурального материала - дерева, каждый образовательный комплект упакован в отдельную деревянную коробку с номером.
Педагог может работать не только по методике, предложенной Фребелем, но и вправе проявить свое творчество и фантазию, продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями.
(Слайд 17) Развивающие материалы Фребеля способствуют развитию следующих функций:
1. Развитие творчества детей (дети понимают главное значение процесса работы с материалами и учатся комбинировать их);
2. Развитие концепции чисел (дети понимают значение математических действий);
3. Развитие концепции эквивалентности (понимание характеристик предмета);
4. Развитие логических способностей (дети учатся рассуждать, делать выводы и умозаключения);
5. Развитие концепции правил и порядка (дети учатся убирать материалы на свое место);
6. Понимание концепции форм (дети учатся преобразовывать разные формы);
7. Развитие социальных и коммуникативных умений детей (дети понимают значение части и целого).
Практический этап
А сейчас я предлагаю поиграть с набором «Дары Фребеля».
Первая игра из области «Речевое развитие» : «Назови слово».
Для этой игры мы возьмем мячики из набора №1 : красный, синий, зеленый и поместим их в мешочек. Вы достаете по одному мячику и называете слово на данный звук. Красный – на гласный звук, синий – на согласный твердый, зеленый – на согласный мягкий.
Эту игру можно проигрывать в старшем дошкольном возрасте при знакомстве и закреплении звуков.
Как вы думаете, в каких видах деятельности мы еще можем их использовать? (знакомство с основными цветами, понятия «вверх-вниз», «вправо-влево», на занятиях по физической культуре и др.) Давайте отдохнем. Возьмите мячики.
Мячик в руки мы возьмем
И туда-сюда качнем.
Мячик баловаться стал
И по кругу побежал.
Побежал бегом-бегом,
Все кругом-кругом-кругом.
Выше-ниже прыгать стал,
Баловаться не устал.
Спрятался в коробку мяч
И опять пустился вскачь!
Следующая игра «Эмоции» из области «Социально-коммуникативное развитие. Для этой игры нам понадобятся модули №7, 9,10.
Выберите карточку и создайте лицо человека или мордочку животного.
Эти карточки могут быть использованы для различных занятий, самостоятельных упражнений детей, совместных игр, а также индивидуальной работы с ребенком на развитие эмоциональной сферы. Ведь очень важно знакомить детей со своим эмоциональным состоянием и эмоциями других людей. Поиграть с эмоциональным состоянием можно как на карточках с изображениями людей, так и животных.
А теперь давайте составим букеты. Для этого нам понадобятся модули №7, 8, 9.
Каждый участник составит букет из трёх «цветков» - фигур.
- Кто желает, расскажите про свой букет?
- Что развивает эта игра? (сенсорные и познавательно-исследовательской деятельности, расширяет кругозор; восприятие, мышление, воображение, внимание, память, самостоятельную творческую деятельность).
- Какие КРАСИВЫЕ букеты вы сделали! А теперь сложите фигуры обратно в коробочку. Спасибо, мне очень понравилось с вами играть.
Таким образом, мы, педагоги ДОУ, уверены, что эти дидактические материалы, или «дары», как поэтически назвал их Фридрих Фребель, способствующие развитию детской любознательности, креативности и умению решать проблемы, будут полезны детям и их родителям, а также интересны воспитателям.
Система воспитания по Ф. Фребелю, известна уже более двухсот пятидесяти лет, однако не перестала быть актуальной, и по сей день является инновационной технологией, потому что уникальна. Используя «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста, мы учитываем не только особенности возраста, но и возможности каждого ребёнка в частности, а так же их желания, интересы. Дары Фребеля – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребёнка. Не зря говорят, всё новое – хорошо забытое старое!
Наш мастер-класс по работе с набором «Дары Фребеля» подходит к концу. Сейчас я вам предлагаю подумать, что же дал вам этот мастер-класс и собрать бусы. Красная бусинка будет означать, что вам было интересно, познавательно, будете использовать в своей работе. Синяя бусинка будет означать, что услышанная информация вам знакома. Желтая бусинка – информацию необходимо переработать, принять к сведению.
Благодарю за работу!