Алёна Клюквина
Мастер-класс по формированию речевого дыхания для родителей «Волшебная птичка»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс по формированию речевого дыхания для родителей
«Волшебная птичка»
Цель: вовлечение родителей в коррекционно-образовательную деятельность для повышения результативности коррекционно-развивающей и профилактической работы (обеспечение преемственности логопедической работы в ДОУ и семье).
Задачи:
• ознакомление родителей с речевым развитием ребёнка;
Публикация «Мастер-класс по формированию речевого дыхания для родителей „Волшебная птичка“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. ИЗО, поделки, рисование
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
• обучение родителей взаимодействию с детьми по преодолению речевого дефекта;
• родитель – помощник в коррекционной деятельности с ребёнком.
Оборудование:
Музыкальная композиция «Перышко летит» автор и исполнитель: Надежда Марютина
Перья
Бумажные стаканчики
Коктейльные трубочки
Ход занятия:
Приветствие
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы рады приветствовать вас на нашем мастер-классе «Волшебная птичка». Предлагаю познакомиться с дыхательными упражнениями, которые мы с детьми выполняем на занятиях, и принять участие в изготовлении дыхательного тренажера «Волшебная птичка» вместе с вашим малышом.
Упражнение для установления тактильного контакта
- Сейчас я предлагаю вам встать в круг и посмотреть в окно.
- Что там светит на небе? (Ответы детей и родителей)
- Скажите мне, пожалуйста, а какое оно солнышко? (Ответы детей и родителей)
- Согласна с вами – оно теплое. Давайте и мы с вами попробуем передать его тепло друг другу. Предлагаю сильно-сильно потереть ладошки.
- Что вы почувствовали сейчас? (Ответы детей и родителей)
- Теперь возьмите друг друга за руки и передайте тепло своего сердца.
- На такой приятной ноте предлагаю вам начать наше занятие.
Основная часть
Теоретический блок
Одна из первопричин возникновения нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста – неправильное дыхание. Поэтому следует уделить большое внимание выработке правильного дыхания, которое оптимизирует газообмен и кровообращение, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Обычно вдохи и выдохи характеризуются как слабые или толчкообразные, именно это ведет к тому, что ребенок говорит то слишком громко, то слишком тихо, неразборчиво, не проговаривает слова целиком.
Для коррекции проблем с дыханием в логопедии используют специальные комплексы упражнений – дыхательную гимнастику. Ведь ритм дыхания – единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Гимнастика позволяет ребенку успокоиться и расслабиться.
Пока ребенок не научится дышать правильно, невозможно поддерживать постоянную громкость речи, четко соблюдать паузы, разговаривать плавно и с интонационной выразительностью. Чтобы звуки автоматизировались, нам необходимо дыхание.
Повышение эффективности выполнения дыхательных упражнений достигается благодаря использованию образного представления и подключению воображения, так хорошо развитого у детей.
Использование приема «Знаю – хочу узнать – узнал»
Цель: выявление инициативности родителей в процессе совместного с детьми и педагогами преодоления речевого дефекта для повышения результативности коррекционно-развивающей работы.
«Знаю» «Хочу узнать» «Узнал»
Отмечая в таблице соответствующую графу, родители видят степень своей осведомленности по данной проблеме и возможные «точки роста». Таблица заполняется перед занятием и после его проведения.
Практический блок
Дыхательные упражнения рекомендуется выполнять не дольше 2 минут. Поэтому на логопедических занятиях их удобно сочетать с другими методиками,например,артикуляционной гимнастикой, логоритмикой, логомассажем.
Для более интересного выполнения упражнений дыхательной гимнастики, использую различные игровые методы.
Правильное дыхание – это медленное, глубокое дыхание, состоящее из четырех этапов: вдох – пауза – выдох – пауза.
В своей практике удачно применяю парадоксальную гимнастику по Стрельниковой, она заключается в следующем:
• резкие короткие шумные вдохи носом;
• незаметные выдохи.
Это упражнение помогает нам, во-первых, найти нос; во-вторых, научиться дышать; в-третьих, обогатить мозг кислородом. Сейчас предлагаю попробовать вместе со мной: на 1 – 2 очень сильные шумные вдохи носом, потом стоп, спокойно выдыхаем через рот. Выполняем упражнение до 8 раз.
Усложнение: приготовили кулачки, на 1 – 2 делаем вдохи и в тот же момент сжимаем кулачки, потом стоп, спокойно выдыхаем через рот, кулачки разжимаем.
Вы можете сами попробовать делать такие упражнения утром и почувствуете, как легко вы проснулись.
Сейчас предлагаю вам поиграть в музыкальную игру «Перышко летит».
Игра «Перышко летит» ( Автор и исполнитель: Надежда Марютина)
Цель: формирование речевого выдоха, развитие соматогнозиса.
Ход игры: ребёнок повторяет за педагогом действия, прикасается пёрышком к частям тела, гладит их, а потом кладёт и дует. Для выполнения выдоха широкий язычок лежит на нижней губе, воздушная струя идет посередине.
Текст песни:
Мне ладошку пощекочет пёрышко, перо,
Ах, какое лёгкое, красивое оно.
Отдохнёт немного, тихо полежит,
Ветерок подует, пёрышко летит!
Кулачок мой пощекочет пёрышко, перо,
Ах, какое лёгкое, красивое оно.
Отдохнёт немного, тихо полежит,
Ветерок подует, пёрышко летит!
Локоток мой пощекочет пёрышко, перо,
Ах, какое лёгкое, красивое оно.
Отдохнёт немного, тихо полежит,
Ветерок подует, пёрышко летит!
Плечико мне пощекочет пёрышко, перо,
Ах, какое лёгкое, красивое оно.
Отдохнёт немного, тихо полежит,
Ветерок подует, пёрышко летит!
Игра «Волшебное перышко»
Цель: вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Ход игры: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок и сдуть перышко, положенное на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда перышко полетит вверх.
Методические указания. 1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе. Если это не получается, можно слегка придерживать. 3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние губы.
Изготовление дыхательного тренажера «Волшебная птичка»
Тренажеры для дыхательной гимнастики можно сделать своими руками, они не требуют больших затрат, и мы для этого будем использовать бросовый материал. Тем самым хочу еще привлечь ваше внимание к проблеме загрязнения окружающей среды мусором, нахождению путей решения этой проблемы через вторичное использование бытовых отходов.
Цель упражнений с тренажером – укрепление дыхательных мышц, стимуляция работы верхних дыхательных путей, обеспечение вентиляций легких во всех его отделах.
Предлагаю изготовить простой, но в то же время интересный тренажер для дыхательной гимнастики.
• берём стакан бумажный и проделываем небольшое отверстие сбоку стакана для входа трубочки;
• берём резиновую перчатку, украшаем её перьями, вырезаем глазки, клювик;
• одеваем на стакан перчатку, фиксируем резинкой и тренажер готов. Испытание тренажера - сделать глубокий вдох через нос и подуть в трубочку перчатка начнет надуваться и появится наша волшебная птичка. Вдох должен быть спокойным.
Заключение
Мы сегодня изготовили из подручных материалов тренажер для дыхательной гимнастики. При совместном творчестве по изготовлению тренажеров с ребенком можно закреплять цвета, умение ориентироваться в пространстве, развить воображение и общую ручную умелость.
В процессе использования нестандартного оборудования для дыхательной гимнастики у детей формируется направленная воздушная струя для речевого дыхания и вентиляции лёгких, что способствует профилактике заболеваний верхних дыхательных путей.
В заключение занятия хотелось бы попросить вас заполнить последний столбик в нашей таблице, заполнение которой мы начали перед занятием.
Также хочется получить от вас рефлексию в виде заполнения «Лесенки успеха». Родителям предлагается отметить условным знаком свое настроение и состояние после занятия на лестнице из 5 ступеней, где первая ступенька – «я все это и так знал, зря пришел» и пятая – «было интересно, обязательно воспользуюсь новыми знаниями для повышения результативности коррекционно-развивающей работы с ребенком».
Желаю вам интересных и полезных занятий с вашими детьми.
ПАМЯТКА ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
При занятиях дыхательной гимнастикой с детьми необходимо соблюдать следующие требования:
- выполнять упражнения каждый день по 3 — 6 мин;
- проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;
- заниматься до еды;
- заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
- дозировать количество и темп проведения упражнений— вдыхать воздух через нос легко и коротко, а выдыхать — через рот длительно и плавно. Следить, чтобы вовремя выдоха губы были сложены трубочкой, чтобы ребёнок не надувал щёки, чтобы выдох происходил не толчками, а плавно. Обратить внимание, что выдыхать следует до тех пор, пока не закончится воздух;
- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 - 3 сек. Упражнения на дыхание утомляют ребёнка, поэтому не следует заниматься ими долго, достаточно несколько минут, т. к. длительное дутьё и длительный фиксированный выдох могут вызвать головокружение.
Упражнение «Мой носик»
На 1 – 2 очень сильные шумные вдохи носом, потом стоп, спокойно выдыхаем через рот. Выполняем упражнение до 8 раз.
Усложнение: приготовили кулачки, на 1 – 2 делаем вдохи и в тот же момент сжимаем кулачки, потом стоп, спокойно выдыхаем через рот, кулачки разжимаем.
Игра «Волшебное перышко»
Цель: вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Ход игры: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок и сдуть перышко, положенное на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда перышко полетит вверх.
Методические указания. 1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе. Если это не получается, можно слегка придерживать. 3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние губы.