Лавелина Наталья
Мастер-класс для педагогов «По дорогам финансовой грамотности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование осознанного отношения педагогов к вопросу экономического воспитания в дошкольном возрасте.
Задачи:
- познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;
- способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДОУ;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „По дорогам финансовой грамотности“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- побудить участников мастер-класса к широкому использованию современных форм и методов работы по формированию финансовой грамотности дошкольников в условиях ДОУ.
Ход:
-Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на своём мастер классе! Сегодня мы поговорим с вами на тему «Финансовая грамотность дошкольников».
Услышав громкое название «Финансовая грамотность дошкольников, экономическое образование дошкольников», многие думают: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время? Ведь впереди школа, там всему и научат».
Так что же такое финансовая грамотность?
• В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, уважение к труду, бережливого отношения ко всем видам собственности; умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;
Какие же азы финансовой грамотности должны знать дети? Это:
- умение ценить деньги
- умение считать деньги
- умение зарабатывать и создавать источники доходов
- умение экономить и сберегать
- умение тратить и жить по средствам
- умение возвращать долг
- умение делиться
Можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте и развить у них зачатки финансовой грамотности?» Это задача трудная, но решаемая. Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.
У нас с вами, уважаемые педагоги, есть необходимые ресурсы, для овладения азами экономики. Мы располагаем богатством русского народного творчества большинство, из которых учит нас, именно учит, самым простым экономическим правилам: как вести хозяйство, как выгодно продавать, покупать и обмениваться и т. д.
Процесс воспитания дошкольников финансовой грамотности реализуется через различные формы его организации:
- загадки;
- пословицы;
- сказки;
- экономические задачи;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- занятия.
Сейчас, уважаемые коллеги, предлагаю вам, на короткое время, представить себя детьми и всем вместе отправиться на экскурсию в страну «Экономики». А страна эта необычная! Много ждёт вас там интересного! Вот волшебный портфель у меня с ним на экскурсию пойдём мы друзья.
И первым нас встречает «Дом экономических загадок» и чтоб в него попасть, нам необходимо отгадать все загадки.
И так первая загадка.
На товаре быть должна, обязательно … (цена)
Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)
Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)
На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке. (проценты)
И врачу, и акробату. Выдают за труд…. (зарплату).
Всё, что в жизни продаётся
Одинаково зовё тся: и крупа, и самовар называются. Товар
Очень вкусная витрина овощного магазина.
Мебель, хлеб и огурцы продают нам. Продавцы
Дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с финансовыми терминами.
Продолжаем нашу экскурсию и следующей нас встречает «Комната экономических пословиц»
Пословицы
Как думаете, могут ли дети порассуждать? Без первоначальных экономических представлений будет, конечно, тяжело, но есть мы, которые поможем понять смысл, ведь, я думаю, каждый ребенок хоть раз в жизни слышал поговорки и пословицы, но не знает их значения. Но дав первоначальные экономические понятия как деньги, рубль, товар уже легче будет легче объяснить смысл этих пословиц с помощью которых он в дальнейшем сможет выразить свое отношение к происходящему.
Предлагаю Вам продолжить пословицу:
Копейка - рубль….бережет.
Без труда не вытащишь и … рыбку из пруда
Будешь крутиться – будут и….денежки водиться.
Приобрел вещь - …умей обращаться с ней.
Уговор – …дороже денег.
Семь раз отмерь…один раз отрежь.
Не имей сто рублей, а…имей сто друзей.
Дорогие друзья вот мы с вами пришли к «Сказочной комнате».
Сказки.
Еще Джанни Родари говорил: «Сказки для ребенка такое же серьезное дело, как игра». Практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Давайте в этом убедимся и попробуем извлечь из нее и экономический смысл!
1. Назовите сказку, в которой героиня поменяла кухонную утварь на живой товар. (Лисичка со скалочкой).
Как вы думаете, какой экономический смысл в этой сказке? (обучает детей обмену). Обмен бывает как удачный, так и провальный. Также как лисичка в итоге осталась без ничего.
2. Герой этой сказки при помощи простой рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе? (Кот в сапогах). С помощью рекламы кот улучшил жизнь своему хозяину.
3. Герой какой сказки стал жертвой неправильного вложения денег? (Приключения Буратино) Обман.
Молодцы. Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность.
Отправляемся дальше. На нашем пути оказалась «Дерево проблемных ситуаций»
Проблемные ситуации.
Особый интерес у дошкольников вызывает решение проблемных ситуаций. При решении таких ситуаций у ребенка развивается логика, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска.
Перед вами проблемная ситуация.
1. Когда валенки стоят дороже : летом или зимой? Почему? потребность
2. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие? Качество товара. Что испорченный товар стоит дешевле
3. В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 100 руб. за 1 кг., а в другом по 120 руб. за 1 кг. В каком магазине раскупят огурцы быстрее?
Дети всегда с интересом воспринимают проблемные ситуации на основе известных сказок:
1. Однажды Мальвина встретила Буратино, который сидел на пенёчке, разглядывая монеты. Он признался, что у него не хватает денег на покупку букваря. Мальвина сообщила Буратино, что неподалёку есть интересный дом, где можно вложить свои денежки, а через некоторое время забрать уже большую сумму.
Вопросы к детям: О каком доме идёт речь? Что такое сберегательный банк?
2. Карабас-Барабас решил открыть свой магазин одежды. В первый день пришли покупатели (Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон) и приобрели несколько вещей. На другой день никто ничего не купил. И тут Карабас-Барабас заметил, что одежда имеет непривлекательный внешний вид — где-то оторвана пуговица, где-то есть пятно и пр. И тогда он придумал ход: зачеркнул цену товара и написал новую — меньшую. На витрине же появилось объявление о скидках. Скоро все товары раскупили.
Вопросы: Что придумал Карабас-Барабас? Выгодно ли продавать товар со скидкой?
Молодцы! Продолжаем нашу экскурсию и вот мы пришли в «Игровую комнату», давайте посмотрим, что же здесь интересное ожидает нас. Дети очень любят играть, а мы с вами тоже.
Существует множество разных дидактических, сюжетно – ролевых игр с помощью которых дети могут узнать такие понятия, как: деньги, товар, цена, услуга, производитель, сдача, банковская карта, продавец и покупатель, доктор и пациент, а так же узнать новые профессии. И с некоторыми из них я сейчас вас познакомлю:
1. «Что можно и нельзя купить за деньги».
Задачи:
1. Закрепить умение определять реальные потребности в приобретении определенных товаров.
2. Сформировать представление о том, что желание и реальная потребность не совпадают.
Ход игры: ребенку предлагаются карточки, которые необходимо разделить на две категории «можно купить за деньги» и «нельзя купить».
2. «Доходы и расходы семьи».
С помощью этой игры мы знакомим детей, что деньги мы не только зарабатываем, но и тратим.
3. «Игра магазин». С помощью этой игры мы учим детей копить деньги, расширяем кругозор детей о таких понятиях как: продукты, магазин, учим детей выбирать на определенную сумму необходимый товар.
4. Игра «Кто я?» помогает закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий.
Материалы: шапочки с изображениями людей разных профессий (Повар, Портной, Художник, Учитель, Врач) и карточки с изображениями орудий труда (швейная машина, указка, станок, шприц, краски, кастрюля) по 4 к каждой профессии.
Ход игры: водящий-взрослый надевает на голову игрокам шапочки с изображением профессий так, чтобы игроки не видели, кто они. Затем игроки, не глядя, берут по 4 карточки с изображениями орудий труда и отдают тому, кому они необходимы. Игроки должны угадать свою профессию. После этого можно предложить каждому из играющих показать, как они выполняют свою работу (построить дом из кубиков, заплести куклу, а также получить зарплату (медальки, жетоны, деньги).
5. Игра «Банкомат» С помощью этой игры мы учим детей стоять в очередях, знакомим с профессиями банкир, бухгалтер. Также закрепляем знания о цифрах, которые ребенку нужно вести на экране, развиваем внимание и память. Учим детей обмены купюр.
Существует множество финансовых игр. Я познакомила вас с некоторыми играми, которые вы легко можете использовать в работе по формированию финансовой грамотности у дошкольников.
Вот и подошла к концу наша экскурсия.
Экономика имеет важную роль в жизни каждого,
Экономика умеет быть интересной,
Играйте с детьми в экономику!
Спасибо вам за внимание!