Филиппов Юрий Васильевич
Мастер-класс по адаптивному спорту в общеобразовательной школе
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР-КЛАССЫ ПО АДАПТИВНОМУ СПОРТУ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Изменения, происходящие сегодня в российском обществе, создают благоприятные условия для развития инклюзивного общества, предполагающего возможность совместного обучения, проведения досуга, занятий физической культурой и спортом здоровых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Мастер-класс по адаптивному спорту в общеобразовательной школе» размещена в разделах
Эффективным механизмом развития инклюзивного общества явля-ется инклюзивное образование. Чем раньше начнется процесс инклюзив-ного воспитания, тем более эффективным он будет. Особую роль в этом процессе играет школа, потому что в период школьного обучения у детей и подростков активно формируются установки в общественных отношениях.
Исследования свидетельствуют о том, что наибольшая толерант-ность (этническая, социальная, инклюзивная и др.) проявляется в области спорта [6]. Именно поэтому для формирования у школьников представлений об инклюзии целесообразно использовать возможности адаптивного спорта, в частности, проведение мастер-классов известными спортсменами-инвалидами.
Следует отметить, что мастер-класс является одной из эффективных и современных форм организации образовательной и воспитательной работы в школе. Как указывают Е. В. Птицына, Т. М. Гашева [5], на сегодняшний день существует несколько десятков определений данного понятия. По мнению авторов, ключевые слова отражены в следующей формулировке: «Мастер-класс - это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников» [1].
Педагогами отмечен факт эффективности мастер-классов, которые помогают осуществить саморазвитие ребенка, способствуют активному восприятию информации, творческому осмыслению ее, способствуют развитию креативности и социальной компетенции.
В своем названии мастер-класс содержит два понятия, раскрываю-щих его суть: master — специалист, достигший высокого искусства в своем деле; class — занятие, урок, действительно является семинаром, который проводит эксперт в определенной дисциплине, для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете [4].
Рассматривая данную технологию, З. Ф. Зарипова [2] указывает на то, что само понятие «мастер-класс» берет начало из зарубежной педагогической практики. В толковом словаре современного английского языка (Longman Dictionar, y of Contemporay English) мастер-класс трактуется как некий учебный курс (урок, имеющий ряд особенностей: 1) проводит кто-то из знаменитых; 2) подразумевает работу только с успешными учениками (выбранными по принципу одаренности); 3) подразумевает краткосрочность по времени обучения; 4) имеет направленность на повышение персональной эффективности профессиональной деятельности.
Мастерство (по С. И. Ожегову) – высокое искусство в какой-нибудь отрасли. В толковом словаре В. Даля «мастер» - это «человек, занимаю-щийся каким-либо ремеслом или рукоделием; особенно сведущий или искусный в деле своем». М. Поташник характеризует мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у мастера. То есть мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего – путем прямого и комментируемого показа. По А. С. Макаренко «сущность педагогического мастерства - в знаниях и умениях». Б. Т. Лихачев определяет педагогическое мастерство как часть педагогического искусства, «совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соединенное с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией, нравственно-эстетическим отношением к жизни, глубокой убежденностью и твердой волей».
Как отмечено в исследовании О. Ю. Андреевой, Е. С. Балакиной, П. С. Киселевой, Н. В. Сыровой [3], нестандартная форма проведения занятий была разработана французскими педагогами и психологами. Данная группа единомышленников получила название «Французская группа нового образования» — ЖФЭН. В 1984 году эта группа была признана Министерством образования Франции. В России об этой технологии узнали в 1990 году и успешно применяют как технологию обучения на всех уровнях образовательной системы. По мнению педагогов, мастер-класс является открытой педагогической системой, показывающей новые возможности педагогики развития и свободы. Следовательно, характерной чертой мастер-класса является свободная форма проведения занятия, где не предусмотрены строгие и единые нормы.
Неограниченность личности школьников рамками традиционных занятий, свобода творчества и деятельности отличает мастер-класс от других технологий.
Так как при проведении мастер-класса выполняется главное условие творческой деятельности, благоприятно действующее на создание собственного продукта творчества — это внутренняя независимость личности, именно эта форма наиболее подходит для формирования у школьников толерантности к людям с инвалидностью.
Литература:
1. Евплова Е. В. Мастер-класс в образовании // Инновации в образовании. – М. : Изд-во Современного гуманитарного университета, 2011. – №12. – С. 119 123.
2. Зарипова З. Ф. Мастер-класс как форма организации обучения в образовательном пространстве довузовской подготовки в вузе // Во-просы образования - от теории к практике: матер. науч. -практ. конф. - Альметьевск, 2015. - С. 23-27.
3. Мастер-классы как педагогическая технология развития творче-ских способностей учащихся О. Ю. Андреева, Е. С. Балакина, П. С. Кисе-лева, Н. В. Сырова // Молодой ученый. - 2015. - №9. - С. 1006-1009.
4. Педагогика. Теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смир-нова. - М. : Академия, 2006 -.
5. Птицына Е. В., Гашева Т. М. Особенности проведения мастер-классов в технологическом образовании // Образовательная среда се-годня: стратегии развития. - 2015. - № 1 (2). - С. 114-117.
6. Филиппова С. О., Митин А. Е., Рогачева Т. И. Проблема формирования у дошкольников и их родителей установок на принятие инклюзивной модели общества на основе усвоения ценностей Паралимпийского спорта // Проблемы и перспективы развития физкультурного образования: матер. науч. -практ. конф. – СПб. : Балтик-пресс, 2013. – С. 48-52.