Ирина Шишмакова
Мастер-класс «Педагогические условия развития компетентности родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс «Педагогические условия развития компетентности родителей
в воспитании детей дошкольного возраста»
Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей.
Публикация «Мастер-класс „Педагогические условия развития компетентности родителей“» размещена в разделах
Анализ современных научных подходов к определению сущности дефиниции «родительская компетентность» позволяет говорить о ней, как о многомерном и многогранном феномене, обусловленном самыми разными факторами культурно-исторического, культурно-ценностного, социально-экономического, психологического происхождения. Следовательно, психолого-педагогическую компетентностью родителей мы рассматриваем как сложное, многоаспектное образование, основу которого составляют ключевые компетенции : педагогическая, психологическая, социальная, а так же обобщенные, прикладные умения и жизненные навыки.
Педагогическая компетенция родителей включает определенный уровень осознаваемых теоретических и эмпирических (житейских) педагогических знаний об особенностях развития и воспитания ребенка и способах взаимодействия с ним. Всю деятельность мы строим на основе партнерского взаимодействия между педагогом и родителями.
Универсальным средством развития интеллектуальных способностей, без сомнения, является ситуационная методика обучения. Этот метод не предназначен для получения знаний по точным наукам – он рассчитан на обсуждение тех проблем, где нет однозначного ответа на познавательный вопрос. По определённым правилам разрабатывается модель конкретной жизненной ситуации. Эта модель и называется «кейсом».
Я вашему вниманию предлагаю фрагмент электронной версии кейса. Совместно с родителями мы рассматриваем фрагменты легенды, былины, сказки. Данные кейсы помогают родителям вспомнить школьные годы, когда, они изучали легенды. Благодаря данному методу родители учатся рассуждать, анализировать. В жизни нередко встречаются ситуации, когда человек сам на себя не похож: хладнокровный вдруг становится темпераментным, сочувствующий - безжалостным, застенчивый - решительным, наделённый властью - низменным и т. п. Каковы причины данных взрывов в жизни и характере людей и является темой обсуждения. Для отвлеченного восприятия негативных качеств конкретной личности я использую примеры литературных героев. (ПРИМЕР)
Характеристика героя
Всем знаком такой персонаж, как Карлсон. Попробуем охарактеризовать его.
Образ героя (собственно характеристика).
а) внешность
-Всем известно, что характер проявляется во внешности человека. Мы будем описывать только те внешние черты героя, которые являются отражением его внутренних качеств. Итак, Карлсон какой он?
(Это маленький, толстенький человечек с пропеллером на спине.)
-Какими ещё словами можно описать его внешность?
(Смешная причёска, забавная одежда и др.)
-Это говорит о том, что человек беззаботен, с позитивным настроением. Хотелось бы отметить, что в жизни дети по внешности умеют распознавать настроение взрослых, буквально считывают информацию с них, видят их настрой.
б) эмоции
-Какими словами мы можем дополнить характеристику эмоций героя?
(Весёлый, грустный, впечатлительный, оптимист, ласковый, твёрдый, скромный, гордый, душевный, самодовольный и тд.)
-Характеризуя эмоции человека, мы говорим о том, как его настроение влияет на поведение. Например: он очень ворчливый, недовольный, всё ему не нравится; он непредсказуем. Настроение его часто меняется: то он жизнерадостный, то грустный и задумчивый. В реальной жизни, взрослые иногда не контролируют свои эмоции, тем самым свои проблемы, сами того не подозревая, перекладывают на детей.
в) интеллект
-Как проявляется интеллект у Карлсона?
(Он продумывает какую-либо деятельность с малышом, творит, организует.)
-Способность человека пользоваться своим умом проявляется во многих поступках. Карлсон - он очень простой, глуповатый, но в то же время умный, находчивый; он изобретательный, всегда находит выход из трудной ситуации. Какие качества людей относятся к проявлениям интеллекта?
(Сообразительный, любопытный, сомневающийся, понимающий, остроумный.)
-В жизни, мы взрослые, должны уметь заинтересовать детей какими-либо необычными, интересными моментами, переключить внимание в другую область деятельности.
г) отношения с окружающими
-Каковы отношения у Карлсона с окружающими?
(Дружные, весёлые, непредсказуемые.)
-Каким может быть человек в отношениях с людьми?
(Добрым- жёстким, альтруистом- эгоистом, общительным, скрытным, честным, деликатным и др.)
-Здесь уместна следующая пословица: яблоко от яблони недалеко падает. В жизни ребёнок, особенно дошкольник, копирует отношения взрослых, интонации и конструкции, используемые родителями и близкими. Насколько позитивными будут отношения со взрослыми, будет соответствовать и поведение ребёнка. Как вы думаете: могут ли в реальной жизни существовать люди похожие на Карлсона?
Таким образом, на примере других литературных героев взрослые учатся анализировать своё отношение к детям и окружающим.
В организации работы по повышению уровня педагогической компетенции родителей важная роль принадлежит использованию современных методов общения. Одним из эффективных методов является интерактивные формы общения, они позволяют соединить навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения. Участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации. (ПРИМЕР)
Проблемная ситуация
-Предлагаем вам следующую ситуацию: ваш ребёнок гиперактивный и у вас возникают сложности в общении с ним. Каким бы вы хотели видеть своего ребёнка?
-Какие вы можете предложить качества, характеристики или описания, соответствующие вашим представлениям об (идеальном) в меру активном ребёнке.
(Спокойный, усидчивый, уравновешенный и т. д.)
-Рассмотрим каждое прилагательное в отдельности и решим, каким путём можно улучшить или усилить соответствующую характеристику.
(Принимать участие в настольных играх, предлагать индивидуальные поручения, вовлекать в совместную деятельность, чередовать смену видов деятельности).
-Кто может добавить?
-Кто с этим не согласен?
Таким образом, подобные интерактивные формы общения способствуют умению родителей быстро и чётко реагировать на возникшую проблемную ситуацию.
Организация мероприятий направленных на оказание помощи в развитии психологической компетенции родителей позволяет достичь определенных целей: сформировать у родителей более высокий уровень самосознания; помочь в применении дисциплинарных методов; усилить коммуникацию родителей и детей; способствовать тому, чтобы члены семьи как можно больше времени проводили вместе; предоставить родителям полезную информацию о развитии детей.
Активизация родителей происходит за счет использования нетрадиционных форм: психогимнастических упражнений, психологических игр, решения проблемных задач, проигрывания семейных ситуаций по запросу родителей или выявленным проблемам, обсуждения предлагаемых дидактических и методических пособий, психологической и педагогической литературы. (ПРИМЕР)
Психологическое упражнение
Удачной находкой при взаимодействии с родителями является использование различных психологических упражнений. Предлагаю вам принять участие в упражнение «Эмоциональная индукция».
-Я предлагаю вам обратиться к своим детским воспоминаниям. Вам 7,8 или больше лет, вы совсем юные, беззаботные, бесконечно счастливые. Рядом с вами взрослые, проявляющие заботу о вас. Вспомните, какие проявления родительской любви делали вас особенно счастливыми. Может быть, это будут короткие эпизоды или мельчайшие детали, но именно в такие моменты вы понимали, что вас любят, о вас заботятся. Нарисуйте, напишите ваши мысли.
Играет музыка. Родители рисуют или записывают.
-Кто желает поделиться своими мыслями, впечатлениями?
Совершенно очевидно, что как ранее наши родители, теперь уже мы, задаём своим детям модель эмоциональных отношений между взрослыми и детьми, которая с какими-то изменениями в будущем будет реализована в семьях наших детей. Одновременно, уже сегодня мы обучаем наших детей проявлять свои чувства по отношению к нам.
-В каких проявлениях любви нуждаются наши дети?
(Внимание, забота, сотрудничество).
Таким образом, возможность приобщиться к собственному детскому опыту помогает иначе взглянуть на взаимоотношения с нашими собственными детьми сегодня.
Одним из структурных компонентов педагогической компетентности является социокультурная ориентация родителей. Она проявляется в овладении основами различных аспектов социальной культуры (семейно-бытовой, нравственно-этической, психосексуальной, народной, национальной, этической, правовой); в наличии способов поведения, адекватно отражающих содержание социальной культуры; в бережном, толерантном, уважительном отношении к социокультурным ценностям своей семьи.
Мы часто используем прием обращения к опыту родителей, который способствует раскрытию родительского потенциала в воспитании детей, формирует рефлексивные умения. Организуем регулярные семейные встречи в рамках гостиной «Тепло дома моего» (ПРИМЕР видеосюжет из опыта семейной практики родителей).
На мой взгляд, именно использование нетрадиционных форм работы и дифференцированного подхода к родителям значительно повышает уровень педагогической компетентности.
Контрольные срезы позволили выявить динамику процесса формирования педагогической компетентности родителей и оптимальные условия достижения необходимого уровня: высокий уровень развития компетентности показали 49% родителей, средний - 47%, низкий - только 4%.
Родители проявляют устойчивую потребность в совершенствовании взаимодействия с детьми, сотрудниками детского сада. Понимают и учитывают индивидуальные, половые и возрастные особенности детей; делают выводы и строят свое взаимодействие с учетом потребностей и интересов ребенка; используют разнообразные способы сотрудничества с ребенком в процессе его предметной деятельности; проявляют толерантность, способность понимать, принимать ребенка.