Лариса Василенко
Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ «Изготовление настольных игр по краеведению»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проведения:
познакомить воспитателей с одной из игровых форм работы по краеведению – настольными играми и с разнообразными способами применения игровой технологии в дошкольном образовании на основе государственных образовательных стандартов.
Задачи:
заинтересовать педагогов созданием настольных игр на основе краеведческого материала о родном селе Кочки Новосибирской области. Обеспечить детей доступным игровым материалом для закрепления приобретённых знаний о родном крае, чтобы дать возможность проявить свои способности. Воспитывать у педагогов интерес к родному краю; развивать творчество и фантазию в изготовление игр по краеведению.
Публикация «Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ „Изготовление настольных игр по краеведению“» размещена в разделах
- Краеведческие игры
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мой край, мой город. Краеведение
- Настольные игры своими руками
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Ход мастер-класса
1. Вступление.
- Здравствуйте, уважаемые педагоги. Я очень рада сегодня приветствовать вас на мастер-классе. Надеюсь, что это мероприятие будет для вас интересным, полезным и вы останетесь довольны, проделанной работой. Я предлагаю вам сегодня создать разные настольные игры по краеведению, которые будут интересны вашим воспитанникам. А вам, дорогие коллеги, помогут в игровой форме воспитывать нравственно-патриотические качества наших детей.
2. Постановка целей и задач мастер-класса.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представление о человеке, обществе, культуре. Дети нашего детского сада знают об истории и культуре родного села, о природе родного края и достопримечательностях, так как мы работаем по вариативной программе «Моя малая родина – Кочки». Значимость работы по патриотическому воспитанию подтверждается Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Основные задачи прописаны в Федеральной образовательной программе ДО. Мы с вами уже встречались на мастер-классе, где сделали Виммельбух с иллюстрациями нашего села, которым вы пользуетесь с удовольствием. Эта книга стала для нас «палочкой-выручалочкой» по краеведению, а сегодня мы создадим настольные игры, которых нет в магазинах. Возможно, в дальнейшем, вы сами придумаете и продолжите их создавать такие игры, обогащая развивающую среду для своих воспитанников. Предлагаю вам поделиться на группы и пройти за столы. За первый стол проходят воспитатели групп раннего развития и младшей группы, за второй – воспитатели средней и старших групп, за третий – воспитатели подготовительной группы и педагоги дополнительного образования.
3. Объяснение, показ.
Первая игра, которую мы сделаем самая простая. Называется она - «Собери пазлы» играть в неё можно начиная со средней группы. Оборудование: Комплект игры состоит из карточек с изображениями достопримечательностей, разрезанных на части и изображения целой картинки. Обратите внимание, что изображения достопримечательностей уже разделены на части. Вам необходимо их вырезать и заламинировать. Создать такие пазлы можно с любой иллюстрации в программе по интернету, разделив картинку на любое количество и формы частей. Оформите конверты для игры. По окончании работы представьте игру всем педагогам. (Цель игры: закреплять названия достопримечательностей нашего села. Задачи: закреплять представления о достопримечательностях родного села Кочки. Развивать познавательные интересы детей. Формировать представления об объектах ближайшего окружения. Развивать внимания, память, учить выделять характерные признаки предмета, развивать мелкую моторику рук, учить соединять части предметов в одно целое. Правила игры: перед детьми на столе воспитатель кладёт разрезные картинки. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей.)
Вторая игра «Собери пары». Игра предназначена для детей от 5 до 7 лет. Комплект игры состоит из карточек с парными изображениями. В игре 30 пар карточек достопримечательностей нашего села. Необходимо их вырезать, приклеить на обратную сторону изображение герба нашего Кочковского района, заламинировать, оформить конверт для игры и представить игру коллегам в игровой форме. (Цель игры: собрать как можно больше пар карточек. Задачи: закреплять знания об объектах социальной инфраструктуры родного села Кочки. Повысить интерес к изучению достопримечательностей родного села. Развивать внимание, зрительную память. Воспитывать целеустремлённость. Правила игры: карточки перемешиваются и раскладываются рядами, «рубашкой» вверх. Участники по очереди открывают по 2 карточки одновременно. Если картинки разные, они снова переворачиваются и возвращаются строго на свои места, ход переходит другому игроку. Если изображения одинаковые, игрок забирает себе эту пару и ходит ещё раз. Выигрывает тот, кто собрал больше пар карточек. В этой игре успех зависит исключительно от способностей и стараний игрока, а не от удачи.)
И третья - игра-ходилка «Путешествие по родному селу Кочки». Игра предназначена для детей от 5 до 7 лет. Заготавливаем основу под игру (два альбомных листа или четыре, вырезаем и выкладываем уже приготовленные картинки наших знаменитых мест, фишками выкладываем наш путь, обводим кружки, затем рисуем стрелочки от синих кружков, которые дают возможность перескочить несколько кружков вперед и такие же стрелочки от зеленых кружков, которые перенесут игрока на несколько кружков назад. И ламинируем основу игры. Потом на основу соединяем скотчем с левой стороны. Игра готова! Останется только её представить. (Цель игры: закрепление знаний детей об объектах социальной инфраструктуры родного села Кочки Новосибирской области. Задачи: повысить интерес к изучению достопримечательностей родного села. Учить соблюдать последовательность ходов. Закрепить навыки счёта. Развивать мышление, внимание, зрительную память. Воспитывать интерес к родному посёлку; самостоятельность, целеустремлённость. Описание: в игре принимают участие от 2 до 4 человек. Для начала игроки должны выбрать себе цвет игровой фишки и определить, кто будет ходить первым, бросив кубик. Путешествие начинается от надписи СТАРТ. Игроки бросают кубик по очереди и продвигают свою фишку вперед по игровому полю на столько кружков, сколько очков выпало на кубике. Если фишка остановилась на кружке другого цвета, игрок выполняет правило, которое определяет цвет этого круга (вернуться на несколько ходов назад, пропустить ход, переместиться вперёд и др.). Побеждает тот, кто первым дойдет до ФИНИША.
Педагоги изготавливают игры, работая под музыкальное сопровождение.
4. Заключительная часть.
Педагоги показывают готовые игры, объясняют цели, задачи и правила игры.
Сегодня на мастер-классе мы сделали настольные игры, которые закрепляют знания детей о достопримечательностях родного села. Взяв за основу эти разработки, можно сделать игры о природе и истории родного края, о знаменитых земляках или разработать свои игры. Дорогие педагоги, я приготовила вам подарки. На каждую группу дарю вам игры лабиринты. (Игра «Лабиринты», предназначена для детей от 4 до 7 лет. Цель игры: закрепление знаний детей об объектах социальной инфраструктуры родного села Кочки Новосибирской области. Задачи: формировать умение ориентироваться на листе бумаги, находить выбор правильного пути. Развивать внимание, логическое и пространственное мышление, целеустремлённость, усидчивость. Воспитывать желание помогать людям. Примечание. Играть можно небольшими фигурками, вести пальчиком или фломастером).
Коллеги, еще раз хочется подчеркнуть, что региональный компонент в формировании нравственно-патриотической позиции очень важен. Ведь понимание большого всегда начинается с малого. В нашем случае, любовь к Родине с любви к родному селу.
И, в заключенье, вам скажу: я надеюсь на то, что понравилось вам все! Все, что здесь мы смастерили, рассказали, объяснили, в памяти своей храните, детям знания дарите! В краеведенье играйте и детишек приучайте! Спасибо вам за работу над играми!