Ирина Гребенкина
Мастер-класс педагога-психолога «Пальчики играют — ум нам развивают»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс педагога-психолога по теме : «Пальчики играют - ум нам развивают».
Цель:
Задачи: повышение профессионального мастерства и обмена опытом педагогов по использованию нетрадиционной здоровьесберегающей технологии – кинезиологии.
Образовательные:
Публикация «Мастер-класс педагога-психолога „Пальчики играют — ум нам развивают“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» май 2022
- сформировать представление у педагогов о необходимости применения современной здоровьесберегающей технологии – кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста;
Воспитательные:
- поддерживать интерес к кинестетическим достижениям детей,
воспитывать чувство гордости за достигнутые результаты.
Развивающие :
- провести самооценку опыта участников мастер-класса по проблеме, подготовить банк игр для детей старшего дошкольного возраста (игры, стимулирующие развитие произвольной регуляции мышечного напряжения и расслабления; игры, стимулирующие развитие произвольной регуляции дыхания, глазодвигательные упражнения).
Методы:
- пальчиковые упражнения;
- народные потешки;
- психогимнастические упражнения;
- развивающие кинезиологические программы.
Материал: кинезиологические тренажеры, методические материалы по теме.
Ход мастер – класса :
1. Оргмомент.
Ведущий:
Уважаемые коллеги, отключитесь от всех проблем, оставьте их за дверью. Внутренне улыбнитесь сначала себе, а затем всем присутствующим. Очень хорошо! Я рада видеть вас, ваши глаза и улыбки.
Основная часть
Тема моего мастер-класса : «Пальчики играют - ум нам развивают». Речь пойдет об одной из разработанной современной образовательной технологии – кинезиологии.
Работа моя, воспитательская, наполнена сюрпризами, загадками, и конечно сказками. И вот перед нами первая «Сказочная подсказка» (Череп).
Говорят дети (фото ребенка)
- Он не очень большой, но важный, еще корявый.
- Они говорят на разных языках и совершенно не слышат друг друга.
- если у человека одно главнее, то он хорошо понимает цифры, знает как правильно составить предложение.
- а если главнее другое, то он любит заниматься творчеством.
- А еще они соединены, как два моря одним озером.
- И чем чаще по этому озеру проплывают корабли, тем моря умнее.
Да, это человеческий мозг, который состоит из правого и левого полушарий. Единство мозга складывается из деятельности этих полушарий, которые тесно связаны между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Русскому педагогу, Владимиру Александровичу Сухомлинскому принадлежат слова: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
Самый благоприятный период развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще не достаточно сформирована. Часто родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребенка информационным, изучая математику, языки и т. д. Преждевременное обучение ребенка может привести к развитию минимальной мозговой дисфункции (один участок мозга развивается за счет другого). Это приводит в дальнейшем к неуспешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере.
Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.
Применение кинезиологических упражнений
• В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.
• В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.
• Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.
• В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.
«Кольцо»
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в
кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
«Кошка» - последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
"Кулак - ребро – ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ладушки-оладушки» : правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»
«Лезгинка»
Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.
«Ухо-нос»
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
«Зеркальное рисование»
Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. Пи выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Упражнение «Снеговик»
Мы слепили снеговика, на морозе он твердый, холодный и крепкий!
Занесли снеговика в группу: начал таять, медленно превращается в воду.
Упражнения для снятия эмоционального напряжения
Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторять следует 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнение также помогает в точном запоминании важной и сложной информации.
Делают двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони. Упражнение так же развивает тонкую моторику рук.
Слегка массируют кончик мизинца.
Помещают орех на кисть руки со стороны мизинца (на ладони) и ладонью другой руки слегка нажимают и делают орехом круговые движения (3 мин).
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга»
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.»
В. А. Сухомлинский
Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение.
И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!
Спасибо за внимание!
В завершении я хочу вам пожелать, чтобы самым лучшим отдыхом была для вас работа; лучшим днем был день – «сегодня», самым большим даром – любовь, а самым большим богатством – здоровье!