Гудовцева Надежда
Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению использования цветных палочек Кюизенера как средства развития математических представлений старших дошкольников.
Задачи:
1. Сформировать у педагогов – участников мастер - класса представление об игровой технологии.
Публикация «Мастер-класс „Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений дошкольников“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
2. Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.
3. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Материал : палочки Кюизенера.
Практический раздаточный материал : условное числовое обозначение комплекта «Палочки Кюизенера».
Ход мастер-класса :
Вводная часть.
Здравствуйте, коллеги! Я очень рада приветствовать Вас на мастер - классе, но, перед тем как его начать, я попрошу вас взять из коробки одну из палочек, которая вам больше нравится. И так, давайте посмотрим, какому цвету вы отдали предпочтение, по ним мы сейчас узнаем с каким настроением, настроем вы пришли на наше мероприятие.
Оранжевый - цвет позитивный.
Красный - хорошее настроение.
Желтый - олицетворяет тепло.
Розовый - оптимизм и радость.
Голубой - безопасность и доверие.
Фиолетовый - вдохновляющий.
Бордовый - сострадание, чувствительность.
Черный - безразличие.
Белый цвет - не понимание.
Голубой цвет - доверие.
Тема моего мастер – класса - «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».
Всем нам известно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника.
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки логической аргументации окружающего. Математическое развитие – это не количество знаний, которое получил ребенок, а умение пользоваться ими, применять их в разнообразной самостоятельной деятельности. Достичь этого, можно на основе изучения математического материала посредством палочек Кюизенера.
Использование палочек Кюизенера способствуют :
• Формированию понятия числовой последовательности, состава числа.
• Подводят к осознанию отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и др.
• Учат детей делить целое на части и измерять объекты условными мерками.
• Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.
• Развиваются психические процессы: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь).
• Развивается детское творчество, фантазия и воображение, познавательная активность.
• Развивается умение работать в коллективе.
Всем нам с вами хорошо знакомо дидактическое пособие палочки Кьюзенера, которые называют «счетные палочки», «числа в цвете», «цветными линеечками».
На первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, как с конструктором, создают различные конфигурации и по ходу знакомятся с цветами, размерами и формой.
На втором этапе палочки выступают уже как средство математического обучения (игры на соответствие между цветом, длиной и числом).
Палочки выступают пособием для юных математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Играя с палочками Кюизенера, дети закрепляют представления о цвете, длине, ориентировке в пространстве, знакомятся с числами.
А сейчас я предлагаю вам перейти к практической части нашего мастер-класса и попробовать выполнить несколько упражнений.
Примерные упражнения с палочками Кюизенера :
Игры на закрепление цвета. (младший возраст)
1. Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи по очереди красную, синюю, зеленую, желтую, коричневую, белую, черную, оранжевую, голубую, розовую палочки.
2. Возьми в правую руку столько палочек, сколько сможешь удержать, назови цвет каждой палочки.
3. 3. Возьми с закрытыми глазами из набора любую палочку, посмотри на нее и скажи, какого она цвета.
4. Перечисли цвета всех палочек на столе.
5. Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т. д.
Игры на закрепление длины. (младший и средний возраст)
1. Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу (наложи их друг на друга). Подровняй их с одной стороны. Какого цвета длинная (короткая) палочка? Или палочки одинаковы по длине?
2. Найди в наборе длинную и короткую палочки. Назови их цвета. Положи их друг на друга. Поставь рядом друг с другом. Проверь, правильно ли ответил на вопрос.
3. Найди 2 палочки одинаковой длины (разной).
4. Выбери 2 палочки одной длины. Какого они цвета?
5. Возьми желтую и синюю палочки. Положи так, чтобы наверху оказалась короткая, а сверху длинная палочка.
На ориентировку в пространстве. (старший возраст)
1. Составь лесенку из белой, голубой и желтой палочки. Какого цвета палочка вверху, внизу, посередине?
2. Составь поезд из бордового, оранжевого и красного так, чтобы оранжевый был левее бордового, а бордовый левее красного.
Знакомство с числом. (старшие, подготовительные группы)
1. Возьми белую палочку. Она самая короткая. Это единица. Число 1.
2. Найди палочку, где белая палочка укладывается 2 раза. Найди такую же палочку, сколько их? (2)Розовая палочка - это число 2. (И так до 10).
Задачи. (подготовительные группы)
1. Составь 2 поезда так, чтобы в одном из них было 3 розовых вагонов, а другой, состоящий тоже из розовых вагонов, был на 1 (2)вагон длиннее.
2. Составь палочку, из одинаковых палочек разными способами.
(Состав числа).
А сейчас мы с вами проведем разминку разомнем наши пальчики.
Разминка.
В руки палочку возьмем (перекладываем палочку с одной руки в другую)
Крепко накрепко сожмем (сжимаем в ладошках)
С ней немножко поиграем (подбрасываем вверх)
В наших ручках покатаем (катаем в ладошках)
Поработай ты немножко
Разомни наши ладошки
Палочкой покрутим (крутим пальчиками рук по часовой и против часовой стрелки)
Пальчики разбудим.
Далее палочки используются для составления и решения задач.
Задание 1. Бабушка купила клубничного мороженого в количестве 3-х штук (розовая палочка) и 3шт. ванильного (белая палочка.) Поместится ли все мороженое в коробку синего цвета (палочка синего цвета? Ответ: да, поместится.
Какого мороженого по количеству больше: клубничного или ванильного? - Одинаковое количество. Какого мороженого по весу больше клубничного или ванильного? – клубничного. Клубничного мороженого 6 грамм, а ванильного 3 грамма.
Задание 2. Мама испекла пирог (синяя палочка) и разделила его на три одинаковые части (голубая палочка). Кусочек съела сама, кусочек съела дочка. Сколько кусочков осталось? – один. Пришел с работы Папа, он разделил оставшийся кусочек на три равные части и поделился с мамой и дочкой. Сколько кусочков пирога осталось? - Ни одного.
Задание 3. Участники составляют самостоятельно, исходя из того, какую цель перед собой ставят и какие задачи хотят решить.
Примеры игр с палочками Кюизенера.
Игра «Назови число - найди палочку».
Цель: закрепить умения соотносить количество с цифрой.
Ход: игры:
Ведущий называет число, играющие на ходят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает ( например: белая - один, розовая - два, голубая - три, красная - четыре и так далее). Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку.
Игра «Найди пару»
Варианты:
- К цветной цифре подбирается соответствующая ей обычная цифра, изображенная на карточке.
- К цветной цифре подбирается соответствующее количество предметов (или их изображений на карточке).
Подбор пар выполняется сначала по порядку, а потом вразбивку.
Выполнив упражнение, ребенок складывает палочки в коробки или мешки, на которых изображена соответствующая цифра или числовая фигура (или то и другое вместе).
Методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет. Палочки Кюизенера просты, понятны и воспринимаются детям в качестве игрового материала, а не как скучное заучивание чисел. В свою очередь я хочу вам пожелать, чтобы ваши профессиональные умения и навыки сохранялись и приумножались.
А сейчас прошу дать оценку моему мастер классу : кому он понравился, выложите из палочек солнышко, а кто считает информацию не актуальной - тучку.